Формирование бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: В настоящее время существует огромный риск для жизни и здоровья людей из-за снижения качества окружающей среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем. С каждым днем эта проблема становится все более актуальной. Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей природной среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. Формирование бережного отношения к природе - важнейшая задача школы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания.
1.1. Процесс формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.
1.2. Урок естествознания, как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
1.3. Психолого-физиологические особенности младших школьников для формирования бережного отношения к природе на уроках естествознания.
Выводы по первой главе
Глава 2. Разработка конспектов уроков по естествознанию для младших школьников.
1конспект урока «Как устроено растение?»
2 конспект урока «Грибы – особое царство природы»
3 конспект урока «Дикие животные зимой»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая2.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     Не  менее важна раскрываемая перед  учащимися начальной школы посредством  конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека - условие использования и охраны природных богатств родного края.[24]

     Формирование  бережного отношения может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.[23]

     Большую познавательную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной среде играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках естествознания и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем.[8]

     Содержание  нравственных норм и правил поведения  человека в природном окружении  раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий. [2]

     Необходимым элементом формирования бережного  отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и естествознания  часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования  на уроках естествознания межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.[14]

     В курсе естествознания уделяется  большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального  поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По естествознанию проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. [26]

     Не  так это легко – научить  учащегося замечать прекрасное в  природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора – дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями. Организация выполнения заданий может быть различна. В одном случае члены группы выполняют разные задания: одни собирают для коллекции растения, другие – горные породы. В классе организовываются выставки собранных на экскурсиях коллекций, рисунков и т. д.

     Таким образом, приобщение к природе должно начинаться с начальной школы. Важную роль в формировании бережного отношения  играет учитель, он должен научит учащихся начальной школы соблюдать культуру поведения в природе, любить и охранять ее.

     Для того чтобы процесс формирования бережного отношения к природе был эффективным, необходимо использовать разнообразные виды урока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           1.2. Урок, как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников.

     В связи с особенностями содержания курса естествознания, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения природы младшими школьниками; урок, экскурсию, внеурочную домашнюю и внеклассную работу. Для каждой из форм характерны определенная организующая и обучающая деятельность учителя, продолжительность и метод проведения, особая организация индивидуальной, групповой или коллективной учебной работы школьников.

     Главная форма организации обучения в  современной школе - урок. Уроки располагаются в определенной последовательности, которая обеспечивает планомерное, систематическое усвоение учащимися фактов, представлений, понятий, обобщений, составляющих содержание начального курса природоведения, а также формирование и развитие как общеучебных, так и специальных умений и навыков по наблюдению за объектами природы, постановке простейших опытов с ними. На уроках естествознания также решаются задачи воспитания и всестороннего развития личности младших школьников.

     На  уроках учитель использует словесные, наглядные, практические методы обучения, разнообразные наглядные средства для формирования прочных, осознанных знаний о неживой и живой природе, о растениях и животных нашей  Родины. Вместе с тем урок, оставаясь  основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе, в современных условиях стал тесен для некоторых видов практической деятельности учащихся, связанных с изучением объектов природы в их естественных условиях. Поэтому большое внимание уделяется дополняющим формам обучения: экскурсиям, внеурочным, домашним занятиям.

     На  экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей  в разные времена года. Чаще всего  основная цель экскурсии - формирование представлений о предметах и  явлениях природы в реальной обстановке. Если экскурсия проводится в начале темы, то впечатления, полученные в ходе ее, используются на последующих уроках как основа для формирования еще более конкретных образов о строении отдельных частей растений и для усвоения их внутренних свойств. Экскурсии также могут проводиться в процессе изучаемой темы для уточнения знаний школьников о предметах природы, процессах и явлениях и их взаимосвязи. В конце темы часто проводятся обобщающие экскурсии, в ходе которых изучаемые на уроках природоведческие понятия закрепляются и конкретизируются.[9]

     Все организационные формы обучения по природоведению взаимосвязаны между  собой. На уроках учащиеся получают задания  для ведения фенологических наблюдений, по постановке простейших опытов в  уголке живой природы, на учебно-опытном участке. Материал, изученный на уроках, дополняется, конкретизируется, обобщается на экскурсиях, при выполнении домашних заданий. В то же время результаты опытов, наблюдений, выполненных по заданию учителя, используются на уроках для подтверждения тех или иных теоретических положений или в качестве опорных знаний при формировании новых понятий.

     Закрепление этих понятий осуществляется через  систему домашних занятий. Дети не только запоминают материал учебника, но и  собирают новый о лесных растениях и животных. Собранные детьми сведения учитель использует на уроках.

     Урок - основная форма организации учебной работы по естествознанию. Урок-форма организации обучения, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей.

     Современный урок естествознания выполняет следующие функции:

     1. Обучающая, познавательная функция связана с приобретением учащимися систематизированных знаний, умений и навыков по курсу естествознания. Для этого учитель при отборе материала выделяет ведущие, главные, и второстепенные понятия, обеспечивает их развитие из урока в урок, повышает качество знаний учащихся. К основным критериям качества природоведческих знаний относятся их полнота, объективность, осознанность, глубина, прочность, действенность (применяемость), системность.

     2. Воспитательная функция урока  заключается в формировании у младших школьников в процессе изучения и понимания основных законов развития природы и общества атеистического воспитания и диалектико-материалистического мировоззрения. Природоведческий материал должен использоваться учителем для предупреждения возникновения предрассудков, суеверий и преодоления тех из них, которые успели уже появиться в сознании детей.

     3. Развивающая функция урока включает  в себя развитие у младших  школьников личностных качеств,  связанных с их умственными  и познавательными способностями. На уроках естествознания учитель развивает мышление учащихся, тренирует их память, вырабатывает внимание, наблюдательность. С этой целью продумывается специальная система заданий, направленных на решение таких задач, как обучение учащихся умениям описывать объекты природы, выделять главные признаки, второстепенные, сравнивать, обобщать и делать выводы в ходе наблюдения, постановки простейших опытов.

     4. Стимулирующая функция урока  предполагает такое обучение, которое  вызывает у всех учащихся устойчивую потребность в знаниях, интерес к изучению природы, активизирует познавательную деятельность.

     5. Самообразовательная функция урока  связана с обучением школьников  приемам и методам самостоятельной  работы: с учебником естествознания, "Дневником наблюдений", глобусом, картой, таблицами и рисунками.[9] Осуществляется она на разных этапах урока, а закрепляется в домашней работе.

     Требования  к уроку условно можно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. Среди них  можно выделить специфичные для уроков естествознания.

     Дидактические: определение системы природоведческих фактов, понятий урока в соответствии с учебной программой по предмету, формирование умений и навыков с  учетом уровня подготовки и психологических  особенностей детей данной возрастной группы; широкое использование на уроках местного природного материала.

     Воспитательные: в процессе изучения курса естествознания научить школьников понимать основные законы природы и общества для формирования у них диалектико-материалистического мировоззрения и атеистических убеждений; обучение естествознанию в тесной связи с жизнью, трудовое воспитание школьников; воспитание в детях бережного отношения к природе и изучение правил поведения в ней; развитие эстетических чувств младших школьников в процессе познания окружающей среды.[25]

     Структура урока - это совокупность его элементов, частей, связанных между собой, обеспечивающих целостность урока. Она зависит от поставленных целей и задач урока, разнообразия изучаемого материала и форм организации познавательной деятельности учащихся.

     В практике преподавания естествознания чаще используются следующие структурные элементы урока:

     1. Изучение нового материала. Этот  элемент урока связан с формированием  и развитием у школьников новых  природоведческих знаний, умений и навыков. Здесь учитель применяет разнообразные сочетания методов и приемов для реализации поставленных целей обучения и выделяет главные и второстепенные, вспомогательные, понятия урока, определяет время на их изучение.

     2. Закрепление изучаемого. Учитель продумывает систему заданий и разрабатывает тренировочные упражнения, направленные на то, чтобы выяснить, как школьники усвоили изученный материал. На этом этапе урока открываются широкие возможности для обучения учащихся работе с учебником природоведения, "Дневником наблюдений", работе с картой, глобусом, простейшими приборами. Как правило, закрепление ведется по ведущим понятиям урока.

Информация о работе Формирование бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания