Формирование бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: В настоящее время существует огромный риск для жизни и здоровья людей из-за снижения качества окружающей среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем. С каждым днем эта проблема становится все более актуальной. Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей природной среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. Формирование бережного отношения к природе - важнейшая задача школы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания.
1.1. Процесс формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.
1.2. Урок естествознания, как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
1.3. Психолого-физиологические особенности младших школьников для формирования бережного отношения к природе на уроках естествознания.
Выводы по первой главе
Глава 2. Разработка конспектов уроков по естествознанию для младших школьников.
1конспект урока «Как устроено растение?»
2 конспект урока «Грибы – особое царство природы»
3 конспект урока «Дикие животные зимой»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая2.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     «Психологическая  установка на работу»

     Улыбнемся друг другу, дети.

     Всем, всем добрый день!

     Прочь с дороги, наша лень!

     Не  мешай трудиться, не мешай учиться!

          II. Сообщение темы  урока:

           Тему нашего урока мы узнаем, отгадав загадку:

     «Шапочка  да ножка – вот и весь Ермошка» (гриб).

     Правильно, сегодня мы будем говорить о грибах.

           III. Работа над  новой темой.

       Где вы  собирали  грибы?  (В лесу. Значит  грибы  –  представители  природного сообщества «лес»).

       Какие вы знаете грибы, как   их  различаете? 

     Какие  грибы называются съедобными, несъедобными,  ядовитыми? 

     Какими  ядовитыми  грибами лечатся животные? (мухоморами лечатся сороки и лоси). 

     Какой  гриб  страшнее кобры? (бледная поганка).

     Противоядие от бледной поганки – не трогать  её  и не брать в руки!

     Как вы понимаете пословицу, применительно  к  грибам:  «Пока

     змее  на хвост не наступишь, она тебя не укусит»?

     Задание: Записать названия съедобных и несъедобных грибов в тетрадь.

     Дети, а как вы думаете, гриб – это  растение  или  нет? 

     Какие  органы растения вам  известны?  (корень,  стебель,  ветки,  лист,  цветок,  плод  и семена).

     Попытайтесь найти их у грибов.

     Строение  гриба (рассматривается по таблице).

     Грибы не растения, они составляют  особое  царство  природы. 

     Грибы  в отличие от своих зелёных собратьев не содержат  чудодейственного хлорофилла и поэтому не могут добывать из воздуха питательные углеводы.

     Они  вынуждены приспосабливаться  к  существованию  уже  готовых  органических  веществ.

     В лесном сообществе они тесно связаны  с  деревьями. 

     Под  их  корнями  или  у старых пней разрастаются грибницы.

     Какова  же роль грибов в лесном  природном сообществе? (Они способствуют круговороту веществ в природе).

       Работа с муляжами грибов.

       Грибы бывают трубчатые и пластинчатые.

     Рассмотрите внимательно  муляжи и скажите, отличаются ли внутренняя поверхность шляпок у  белого  гриба  и  у лисички? Чем? (дети сами делают выводы).

     Как  вы  думаете,  где  расположены семена (споры)  у трубчатых и у пластинчатых  грибов? 

     Назовите  теперь известные  вам  трубчатые  грибы   (белый   гриб,   подберёзовик,   маслята, подосиновики, моховики).

     Назовите  известные вам пластинчатые грибы  (грузди, рыжики, волнушки, лисички, опята и так далее).

       Какую пользу приносят грибы?

           а) Грибы употребляются в пищу  животными, птицами и людьми;

           б) Превращают пни и корни  деревьев в  трухлявые  гнилушки  и  удобряют почву питательными веществами.

           Какой вред приносят грибы?  Как приспосабливаются грибы? (цвет, окраска шляпок).

       Грибы не всегда имеют привычный,  известный  вам  вид. 

     Есть  грибы, как плесень на продуктах, на гниющих деревьях.

     Рассмотрите  этот  гриб. 

     Где вы его встречали? (на деревьях)

     Правильно,  на  деревьях. 

     А  как  они  туда  попали,  кто догадался? (споры попали с помощью ветра)

     Правильно, споры этих грибов-паразитов  переносятся  ветром,  они попадают в дыры на стволах. Там они разбухают, разрастаются  внутри  дерева.

     Дерево  обречено на гибель. Таким образом, грибы-паразиты  приносят  вред.  Но оказывается, из грибов добывают вещества стимулирующие рост растений.  Всегда ли грибы приносят пользу?

     Грибы  способны  впитывать  в  большом  количестве тяжелые металлы, ядохимикаты,  компоненты  сточных  вод  и  выхлопных газов автомобилей. Человек, животные, употребляющие  такие  грибы  в  пишу,  могут отравиться  или  заболеть.  Не  собирайте  грибы  вблизи  садов   и   полей, обрабатываемых ядохимикатами, и не собирайте вблизи дорог на  расстоянии  не менее 300 метров.

           IV. Физкультминутка.

     «Ветер  дует»

     Ветер дует нам в лицо,

     Закачалось  деревцо,

     Ветер тише, тише, тише,

     Деревцо все выше, выше.

     V. Сообщения детей о грибах.

     Итак, мы с вами познакомились,  с  удивительным  населением  живой природы – грибами.  К  сожалению  некоторые  виды  исчезают  и  скоро,  если человек не будет их оберегать, они совсем  исчезнут.  Так  в  Красную  книгу внесены такие грибы: грифола зонтичная,  цезарский  гриб,  решеточник красный, каштановый гриб, гриб-баран и другие.

     Записать названия грибов, занесённых в Красную книгу.

       VI. Подведение итога беседы:

     Какие виды грибов вам  известны? 

     Какой  вред  приносят  грибы?  Какую

     пользу  приносят грибы? Как приспосабливаются  грибы в лесном сообществе? Как  нужно беречь грибы от исчезновения?

     VI. Итог урока.

     С какой темой мы сегодня познакомились  на уроке? (Грибы – особое царство природы). Какие грибы занесены в Красную книгу?( грифола зонтичная,  цезарский  гриб,  решеточник красный, каштановый гриб, гриб-баран)

     VII. Домашнее задание: Записать пословицы и приметы грибников.  Прочитать дополнительную литературу о грибах. 
 

     2.3.Конспект урока по естествознанию «Дикие животные зимой»

Тема  урока: Дикие животные зимой

Класс: 3

Время: 45 минут (1 урок)

Цели:

Воспитательная. Формировать бережное отношение к природе, к животным.

    Образовательная. Закрепить и проверить знания учащихся по данной теме.

Развивающая. Развивать эмоции и чувства, нравственность, развивать наблюдательность, умение передавать свои наблюдения.

Оборудование:

  • карточки с животными и птицами;
  • схема групп с животными;

План  урока

I. Организационный  момент 

II. Сообщение темы урока

III. Работа над темой урока

     IV. Физкультминутка

     V. Общие выводы и установление причинно- следственных связей

VI. Итог урока

     VII. Домашнее задание                              

Ход урока.

    1. Организационный момент
    2. Сообщение темы урока

- Сегодня у  нас необычный урок. Мы отправимся  в зимний лес, будем наблюдать  за лесными жителями. Отправимся  мы в путешествие не одни, а  вместе с юными натуралистами со станции юннатов. Их зовут Петя и Маша.

     Но  сначала мы должны подготовиться  к этому путешествию. Петя и  Маша приготовили нам задания.

      III. Работа над темой урока.

- Итак, 1 задание:

-Так как мы  будем наблюдать за жителями  леса – животными, то назовите, какие группы к ним относятся.

животные

                  

                                       

 
 
 
 
 

- Как иначе  называют зверей? На какие группы  делятся звери?

- Назовите существенные  признаки каждой группы.

- Распределите  животных на группы.

2 задание

- неизвестно, что  случилось, только белка заблудилась. Ищет белочка свой дом, и мы сейчас его найдем. Где живет белка?

-в норе 

-в дупле 

-в гнезде

- А что вы  знаете о белках?

(Белка  очень  запасливый зверек. Неподалеку от  своего гнезда она устраивает кладовые, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает белка впрок и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей. Большую часть жизни они проводят на деревьях, легко перепрыгивают с ветки на ветку и даже с дерева на дерево. Белки  селятся в дуплах естественных или сделанных дятлом).

3 задание

- Какая птица  выводит птенцов зимой?

-дятел

*-клест

-аист

- А что вы  знаете о клесте?

( Клест –   небольшая, немного крупнее воробья,  ярко окрашенная птичка. Встречается  она в еловых лесах. Клеста легко обнаружить по отрывочному, но очень звучному, с металлическим оттенком крику, который он почти всегда издает, перелетая с дерева на дерево.  Питается  клест семенами  шишек елей, сосен, иногда употребляет ягоды и семена травянистых растений.)

4 задание.

- Ребята, обратите  внимание на клювы птиц, почему  они такие разные?

5 задание.

- Подумайте,  о ком идет речь?

  Головка  у этой птички в черной шапочке,  спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко желтая, будто  в желтый  жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червяками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки и крошки хлеба, и вареные овощи, но больше всего охотница до свежего несоленого сала. (синица)

                                                        [По Г. Скребицкому ] 

- Какую птичку  описал автор?

6 задание.

- Определите, чем  занимается лиса.

- Где-нибудь  в поле можно наблюдать, как  лиса неторопливо ходит по  снегу,  часто останавливается  и явно прислушивается. И вдруг  зверь подпрыгивает и начинает  быстро- быстро рыть снег.

7 задание

- О каких животных  знаете вы и хотите рассказать?

8 задание

1. Словно царскую  корону носит он свои рога, ест лишайник, мох зеленый, любит  снежные луга.

2. На овчарку  он похож: что ни зуб-то острый  нож он бежит, оскалив пасть,  на овцу готов напасть.

3. Посмотрите-ка, какая вся горит, как золотая,  ходит в шубке дорогой, хвост  пушистый и большой.

4. Летом бродит  без дороги, между сосен и берез,  а зимой он спит в берлоге,  от мороза прячет нос. 

  2   4    
  в 3 м    
1 о л е н ь
  л и д    
  к с в    
    а е    
      д    
ь

Информация о работе Формирование бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания