Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Содержание

Введение
Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций
1.1 Роль музыкального искусства в воспитании личности
1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников
Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой
2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе
2.2 Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей
Глава 3. Виды музыкальной деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей
3.1 Восприятия музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания
3.2. Различные виды деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) кантата «Кающийся  Давид» (1785), 16 церковных  сонат, 19 Месс, в т.ч. Большая месса c-moll (1783), «Реквием» (1791), Мотет «Exsultate, jubilate» (1772).

Модест  Петрович Мусоргский (1839-1881) «Иисус Навин» (для  хора, солистов и  фортепиано, 1877), «Поражение Сеннахериба» для  солистов, хора и  оркестра из еврейских  мелодий Байрона, «Царь Саул» (для мужского голоса с фортепиано).

Артюр Онеггер (1892-1955) оратории «Царь Давид» (1921) и «Жанна д’Арк  на костре» (1935), опера  «Юдифь» (1925), Рождественская кантата (1953), Третья «Литургическая»  симфония (1946), балет  «Песнь Песней» (1938).

Джованни  Палестрина (1525-1594) «Stabat Mater» (1590); 104 мессы, свыше 300 мотетов, 35 Magnificat и т.д.

Кшиштоф Пендерецкий (1933) «Stabat Mater» (1962); «Потерянный рай» (1978) — священное представление  в двух актах по мотивам поэмы  Джона Милтона; «Псалмы Давида» для смешанного хора и струнных (1958); «Польский реквием» для четырёх солистов, смешанного хора и оркестра (2005); оратория «Страсти по Луке» (1965); Симфонии: № 2 «Рождественская» (1980) и № 7 «Семь врат Иерусалима» для пяти солистов, чтеца, смешанного хора и оркестра (1996); Magnificat (1974); Te Deum (1980); «Заутреня» (1970).

Джованни  Перголези (1710-1736) «Stabat Mater» (1736), три мессы, несколько  псалмов и мотетов.

Сергей  Сергеевич Прокофьев (1891-1953) балет «Блудный сын» (1928).

Франсис Пуленк (1899-1963) «Stabat Mater» (1950). Арво Пярт (1935) De Profundis (1981), «Страсти по Иоанну» (1981-1982), «Stabat Mater» (1985), Te Deum (1984-1986), Dies irae (1986), Miserere (1989), «Магнификат» (1989), «Берлинская месса» (1990-1992), «Литания св. Иоанну на каждый час дня и ночи» (1994).

Сергей  Васильевич Рахманинов (1873-1943) «Литургия Иоанна Златоуста» (1910), «Всенощное бдение» (1915).

Петрушин  В.И. Личность и деятельность музыканта // В.И.Петрушин. Музыкальная психология. - Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 1997.

Петрушин  В.И. Музыкальная  психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие. – М., 2000.

Ройтерштейн М.И. С доверием к  музыке // Сов. музыка - 1988, №3.

Рудзик  М.Ф. Курс «Мировая художественная культура» в школе. Методическое пособие для учителей. – Курск, 1995.

Сухомлинский  В.А. Музыка // Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. –  Т. 1. – М., 1978.

Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. – М., 1979.

Тарасов Г.С. Психологические  особенности музыкального восприятия школьников. – В кн.: Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства / Под ред. Д.Б. Кабалевского. – М., 1978

Теплов  Б.М. Психология музыкальных  способностей. –  М., 1949.

Хох И. Принципы урока  музыки и их взаимосвязь  с мотивационно-потребностной сферой школьника // Музыка в школе. – 2000, № 2.

Чередниченко  Т.В. Музыка в истории  культуры. – Вып. 1. - Долгопрудный, 1994.

(Р.  Берне, П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, Л.С.  Выготский, А.С  Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А.  Сухомлинский, В. Франкл и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Л.М. Архангельского, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Г.Н. Волкова, Б.З. Вульфова, В.А. Караковского, B.C. Леднева, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Е.Н. Медынского, Л.И. Рувинского, А.И. Шемшуриной, М.И. Шиловой, Е.Н. Щурковой и др.  
 

[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/

[2] И. Ильин http://www.gumer.info/authors

[3] Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 – 1984.

[4] И. Ильин http://www.gumer.info/authors.

[5] М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975

[6] Философы Греции. ЗАО "Издательство "ЭКСМО-Пресс", Москва, 1997

[7]Н. И. Новиков. О воспитании и наставлении детей. Москва - Ленинград, 1954 год. Государственное издательство художественной литературы.

[8] Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. действ. чл. АПН Е.Н. Медынского. — М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. — 280 с.: портр.

[9] Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. действ. чл. АПН Е.Н. Медынского. — М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. — 280 с.: портр.

[10] В. Одоевский

[11] В. Одоевский http://az.lib.ru/o/odoewskij_w_f/

[12] К. Ушинский "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т., Санкт-Петербург, 1868 - 1869)

[13] Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

[14] Чич-Головина И. Об искусстве педагогики и педагогике искусства 2007

[15] Школяр Л.В., Красильникова М.С. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 336 с.

[16] Целковников Б. М. Абдуллин Э.Б.,Целковников Б.М.,Николаева Е.В. Теория музыкального образования  Высшее профессиональное образование. Издательство: Академия 2007

[17] Станиславский К.C. Об искусстве театра. Избранное. – М., 1982.

[18] Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1987.

[19] Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе  // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989.

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки