Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Содержание

Введение
Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций
1.1 Роль музыкального искусства в воспитании личности
1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников
Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой
2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе
2.2 Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей
Глава 3. Виды музыкальной деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей
3.1 Восприятия музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания
3.2. Различные виды деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

3. Алиев Ю.Б. Настольная  книга школьного  учителя-музыканта.  – М.: ВЛАДОС, 2000.

4. Апраксина О.А.  Методика музыкального  воспитания в школе:  Учеб. пособие для  студентов пед.  институтов по  спец. «Музыка и  пение». – М.: Просвещение.

5. Арчажникова Л.Г.  Профессия – учитель  музыки: Кн. для учителя.  – М.: Просвещение, 1984.

6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1956.

7. Абдуллин Э.Б. Приобщение  к музыке // Начальная  школа. - 1974, № 12.

8. Алиев Ю.Б. Методика  музыкального воспитания  детей (от детского  сада – к начальной  школе). – Воронеж, 1998.

9. Алиев Ю.Б. Художественное  образование в  школе // Сов. педагогика. - 1991, № 10.

10. Асафьев Б.В. о  музыкально-творческих  навыках у детей  // Асафьев Б.В.  Избранные статьи  о музыкальном  просвещении и  образовании / Под  ред. Е.М. Орловой.  – М.; Л., 1965.

11. Ахмешев Б.А. Профессиональная  позиция учителя  музыки как категория  личности // Научные  труды МПГУ им. Ленина. Серия: Гуманитарные  науки. – М., 1995.

12. Базиков А.С. Музыкальное  образование в  современной России. – Тамбов, 2002.

13. Баренбойм Л.А. О музыкальном воспитании в СССР // Музыкальное воспитание в СССР. - Вып. 1. – М., 1978.

14. Бернстайн Л. Музыка  всем. – М. 1978.

15. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика  преподавания музыки  в общеобразовательных  учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Академия, 2002.

16. Брунер Джером. Культура  образования [пер.  Л.В. Трубицыной, А.В.  Соловьева]. – М.: Просвещение, 2006.

17. Венгрус Л.А. Пение  и «фундамент музыкальности». – Вел. Новгород, 2000.

18. Ветлугина Н.А.  Структура музыкальности и пути ее исследования // Н.А.Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1986.

19. Гегель Г.Ф. Характер  содержания в музыке. Воздействие музыки // Гегель Г.Ф. Эстетика. – Т. 3. – М., 1971.

20. Горюнова Л.В. На  пути к педагогике  искусства // Музыка в школе. – 1988, №2.

21. Горюнова Л.В., Маслова  Л.П. Урок музыки  – урок искусства.  Кн. для учителя.  – М., 1989.

22. Давыдов В.В. Научное  обеспечение образования  в свете нового  педагогического  мышления // В кн.: Новое педагогическое  мышление. – М., 1989.

23. Данилевская Л.В. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л.Гродзенской // Музыкальное воспитание в школе. - Вып. 10, 1975.

24. Духовная музыка: Россия и Запад.  Программа для  1-4 кл. ООШ / И.В. 

25. Кабалевский Д.Б.  Сила искусства.- М.: Молодая гвардия, 1984.

26. Кабалевский Д.Б.  Воспитание ума  и сердца: Книга  для учителя. –  М., 1984.

27. Кабалевский Д.Б.  Как рассказывать  детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.

28. Кабалевский Д.Б.  Педагогические размышления.  – М., 1986.

29. Кабалевский Д.Б.  Прекрасное пробуждает  доброе. – М., 1973.

30. Каган М.С. Взаимодействие  искусств в педагогическом  процессе // Взаимодействие  искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989.

31. Каган М.С. О  месте искусства  в жизни школы  // Искусство в  школе. – 1992.

32. Концепция художественного  образования как  фундамент системы  эстетического воспитания  школьников (проект). – М., 1988.

33. Красильников И.М.  Современные тенденции  и противоречия  развития музыкальной  культуры и образования  // Музыка в школе.  – 2000. - № 1.

34. Красильников И.М., Крюков М.А. Музыкальное  искусство и педагогика  завтра // Музыка в школе. – 2000. - № 3.

35. Кабалевский Д.Б.  Основные принципы  и методы программы  по музыке для  общеобразовательной  школы // Программы  общеобразовательных  учреждений. Музыка. 1-8 классы / Под рук.  Д.Б. Кабалевского. – М., 2004, 2006.

36. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», «Народное образование»,

37. Кошмина, В.В. Алеев.  – М.: Просвещение, 1994.

38. Ланкин В.Г., Ланкина  Е.Е., Хох И.Р. Музыка  и развитие личности  ребенка. – Томск:  Изд-во Томского  ГПУ, 2004.

39. Лихачев Б.Т. Теория  эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1985.

40. Музыка. 1-8 классы. Программа  для средних общеобразовательных  учебных заведений  / Под общ. ред.  Ю.Б. Алиева. –  М.: Просвещение, 1993.

41. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учебных заведений / Авторы-составители Н.А. Терентьева, Р.Г. Шитикова. – М., 1994.

42. Музыка. Программа  для 1-8 кл. ООШ / Коллектив авторов  под научным руководством  Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 2004, 2006.

43. Музыка. Программа  для ООУ. Начальные  классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.  Шмагина. – М.: Просвещение, 2005, 2006.

44. Музыкальное искусство.  Программа для  1-4 классов ООУ  / В.О. Усачева,  Л.В. Школяр, В.А.  Школяр // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. – М.: Дрофа, 2001.

45. Музыкальное образование  в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд.  высш. и сред. пед.  учеб. заведений. / Под  ред. Л.В.Школяр. –  М.: Изд. Центр «Академия», 2001.

46. Мазель Л.А. Вопросы  анализа музыки. Опыт  сближения теоретического  музыкознания и  эстетики. – М., 1978.

47. Медушевский В.В.  Дух музыки и  дух музыкального  воспитания // Искусство  в школе. – 1995.

48. Медушевский В.В.  Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001.

49. Медушевский В.В.  Музыковедение: проблемы  духовного. – М., 1988.

50. Медушевский В.В.  О закономерностях  и средствах художественного  воздействия музыки. – М., 1976.

51. Медушевский В.В.  Художественная картина  в музыке. В кн.: Художественное творчество. – Л., 1986.

52. Неменский Б.М.  Мудрость красоты.  О проблемах эстетического  воспитания.– 2-е  изд., перераб. и  доп. – М., 1987.

53. Психология музыкальной  деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская и др. / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003.

54. Русский фольклор. Программа для  1-4 кл. / Л.Л. Куприянова // Программно-методические  материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. – М.: Дрофа, 2001.

55.Федеральный  компонент государственного  стандарта общего  образования // Вестник  образования России - 2004, №№ 12-13. 

Приложение

Духовные  произведения в мировой  музыкальной классике

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) 3 оратории: «Рождественская» (1734), «Пасхальная» (1734-36) и «Вознесение» (1735), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727), «Магнификат» (1723, 1730), «Месса си минор» (1749), 4 коротких мессы (1735-1749), 191 духовная кантата; около 350 хоралов, 35 духовных песен, мотеты.

Гектор  Берлиоз (1803-1869) оратории: «Детство Христа» (1854), «Реквием» (1837), «Te Deum» (1849).

Людвиг  ван Бетховен (1770-1827) оратория «Христос на Масличной горе» (1803), «Торжественная месса» (1819-1823), месса до мажор (1807), кантаты.

Жорж  Бизе (1838-1875) оратория «Иоанн на Патмосе» (1866), кантаты: Ангел и  Тобия (1855-57), Давид (1856); Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858), Ave Maria (для  хора и оркестра, после 1867).

Луиджи Боккерини (1743–1805) Месса (1800), «Stabat Mater» (1801).

Иоганнес  Брамс (1833–1897) «Немецкий  реквием» (1857-1858).

Эдвард  Бенджамин Бриттен (1913–1976) оратории: «Вавилон»  на Быт 11 (1944), муз. баллады  «Авраам и Исаак» (1955), оперы «Ноев потоп» (1958) и «Блудный сын» (1968), кантаты: «Радость об Агнце» (1943), Кантата милосердия (1963), «Военный реквием» (1961), для оркестра «Симфония-реквием» (1940), «Короткая месса» (1959).

Антон Брукнер (1824-1896) Te Deum (1883-1884), 7 месс, мотеты.

Джузеппе Верди (1813-1901) «Stabat Mater» (1898), «Te Deum» (1898), оперы «Набукко (Навуходоносор)» (1841) и «Руфь» (1845), «Реквием» (1847), «Pater noster» (1880), «Ave Maria» (1880), духовные пьесы.

Антонио Вивальди (1678-1741) оратории: «Моисей» (1714), «Торжествующая Юдифь» (1716), «Поклонение волхвов» (1722), «Stabat Mater» (1736), мотеты, псалмы (всего около 60 духовных произведений).

Франц Иосиф Гайдн (1732-1809) оратории: «Сотворение  мира» (1798), «Семь  слов Христа на Кресте» (1794), «Stabat Mater» (1767), «Возвращение Товия» (1775), 2 Те Deum, 14 месс, в том числе: «Святой Цецилии» (1769-1773), «Месса времен войны» (1796), «Тереза» (1799), малая месса (около 1750), большая органная месса Es-dur (1766), месса в честь святого Николая (G-dur, 1772), малая органная месса (1778); мотет, кантаты.

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) оратории: «Израиль в Египет» (слова  Генделя по Библии, 1739), «Иосиф и его братья» (по поэме Дж. Миллера, 1744), «Саул» (либретто Ч. Дженненса, 1739), «Самсон» (на текст Мильтона, 1743), «Девора» (либретто С. Хемфри, 1733), «Валтасар» (либретто Ч. Дженненса, 1745), «Иуда Маккавей» (либретто Т. Морелла, 1747), «Иисус Навин» (либретто Т. Морелла, 1748), «Соломон» (либретто Т. Морелла, 1948), «Эсфирь» (по одноимённой пьесе Расина, 1720 - 1732), «Сусанна» (1749), «Иеффай» (либретто Т. Моррела, 1752), «Мессия» (на слова Клопштока, 1742), «Аталия» (по Расину, 1733), «Воскресенье» (La Resurrezione, слова К. С. Капече, 1708), «Оратория на случай» (Occaslonal Oratorio, либретто Т. Морелла по "Псалмам" Мильтона, Спенсера и др., 1746); «Теодора» (либретто Т. Моррела, по пьесе Корнеля, 1750); «Страсти» (по «Священной поэме» поэта Брокеса «За грехи мира сего пострадавший и умерший Христос» 1716), «Страсти по Евангелию от Иоанна» (на текст немецкого поэта Постеля, 1705); псалмы-антемы; 5 Те Деум (Утрехтский 1713, 1714, 1719, 1737, 1743).

Александр Константинович Глазунов (1865-1936) музыка к библейской драме К.Р. «Царь  Иудейский» (1913).

Александр Тихонович Гречанинов (1864 -1956) «Литургия Иоанна Златоуста» (1903), «Демественная литургия» (1917).

Шарль Гуно (1818-1893) оратория «Искупление» (1880-81) и «Товий» (1866) «Смерть  и жизнь» (1884), «Agnus Dei» (1838), кантаты, мессы.

Антонин Леопольд Дворжак (1841-1904) «Stabat Mater» (1877), оратория «Святая Людмила» (1886), Библейские песни (1894), Реквием (1891), Месса ре мажор (1887-1892), Te Deum (1892), Псалом 149 для хора и оркестра.

Клод  Дебюсси (1862-1918) оратория «Дева-Избранница» (1887-88), кантата «Даниил» (1880-84), мистерия «Мученичество  Св. Себастьяна» (1911), кантата «Блудный сын» (1884).

Михаил  Михайлович Ипполитов-Иванов (1859 - 1935) опера «Руфь» (1887), Литургия Иоанна Златоуста (1904), «Избранные молитвословия  из всенощного бдения» (1906).

Александр Дмитриевич Кастальский (1856-1926) кантата «Из минувших веков. Иудея» (1905), 73 духовных хора, 136 духовно-музыкальных сочинений и переложений.

Луиджи  Керубини (1760-1842) кантата  «Брак Соломона» (1816), «Плач Иеремии» (1815), Реквием (1816).

Золтан  Кодай (1882-1967) оратория «Изгнание торгующих» (1934), Psalmus Hungaricus (1923), Budavari Te Deum (1936), Missa brevis (1944), Adventi evek (1963).

Ференц  Лист (1811-1886) оратории «Христос» (1866), «Легенда о св. Елизавете» (1862-1865), «Крестный путь» (1878-1879), «Видение Иезекииля», «Stabat Mater» (1866), «Реквием» (1866), 4 мессы в т.ч. «Гранская месса», «Венгерская коронационная месса» (1867), кантаты.

Жюль  Массне (1842-1912) оратории: «Обетованная земля» (1900), «Иродиада» (по мотивам  Г. Флобера, 1881), Мария  Магдалина (1873), Ева (1875), Богородица (1880), духовная кантата: Вспомните, Мария (1880).

Джакомо Мейербер (1791–1864) опера  «Обет Иеффея» (1812), Псалом 91 (1853), Stabat Mater, Miserere, Те Deum, псалмы.

Феликс  Мендельсон (1809-1847) оратории: «Илия» (1846), «Павел» (1836), «Христос» (1847), 5 кантат, псалмы, мотеты.

Оливье  Мессиан (1908-1992) оратория «Преображение Господа  Нашего» (1969), симфоническая  пьеса «Вознесение» (1934), для органа «Рождество Господа» (1935), для  фортепиано «Двадцать  взглядов на лик младенца Христа» (1944), для хора: «Три маленькие литургии Божественного присутствия» (1944), «Месса Троицына дня» (1950), для оркестра: «Забытые приношения» (1930), «Гимн» (1932), «Вознесение» (1934), опера «Святой Франциск Ассизский» (1983).

Клаудио Монтеверди (1567-1643) опера «Магдалина» (1617), Духовные напевы (1582); Духовные мадригалы (1583), Месса «Missa senis vocibus» (1610), «Вечерня Блаженной Девы» (1610).

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки