Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

Содержание

Введение
Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций
1.1 Роль музыкального искусства в воспитании личности
1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников
Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой
2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе
2.2 Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей
Глава 3. Виды музыкальной деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей
3.1 Восприятия музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания
3.2. Различные виды деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Елецкий государственный  университет имени  И.А.Бунина

Музыкально-педагогический факультет 

КУРСОВАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ:

«Духовно-нравственное воспитание младших  школьников средствами музыкального искусства  на уроках музыки»

Выполнила: студентка 4 курса

Пархоменко Мария Вячеславовна

Липецк 2011 

Содержание

Введение

Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных  культурных традиций

1.1 Роль музыкального  искусства в воспитании  личности

1.2 Актуальность современных  методических принципов  и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников

Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой

2.1 Проблемы духовно-нравственного  воспитания в современном  обществе

2.2 Влияние классических  и народных произведений  на духовно-нравственное  воспитание детей

Глава 3. Виды музыкальной  деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей

3.1 Восприятия музыки  как главный фактор  духовно-нравственного  воспитания

3.2. Различные виды  деятельности влияющие  на духовно-нравственное  развитие детей

Заключение

Список  используемой литературы

Приложение (духовные произведения в мировой  музыкальной классике) 

Введение

Духовно-нравственное воспитание – организация  психолого-педагогических условий духовного  развития личности, обеспечивающих рефлексию  своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания позитивно нового[1].

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному  становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести,  долга, веры, ответственности,  гражданственности,  патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции  (способности различению  добра от зла,  проявлению самоотверженной  любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения  (готовности служения  людям и Отечеству,  проявления духовной  рассудительности, послушания, доброй воли).

Сегодняшняя жизнь ставит новые  проблемы перед музыкальным  образованием в школе. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний: над умами властвует примитивное материальное богатство.

Фундаментальные сдвиги в системе  ценностных ориентаций связаны с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации.

Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной  чертой современной  эпохи является наличие  в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических  и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы.

Очевидна  потребность в  совершенствовании  и обновлении практики духовно-нравственного  воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания

Одна  из важнейших задач  художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание»[2].Однако, как отмечал Л. Выготский [3], музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

«Искусство  желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная, т.е. такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что горел и светил автору…»[4]:. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Мир бережно сохраняет  вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Музыка – носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик – коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей. Поэтому так актуален в музыкальном и художественном образовании аксиологический подход, который предполагает поиск «диалогической истины»[5].

Искусство должно выступать  не столько как  объект изучения, сколько  как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно  содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём.

Особая  роль в духовно - нравственном воспитании ребенка  принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются  от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в  детском саду - а  в последующем  и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

Проблема  духовно - нравственного  воспитания подрастающего  поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье детей. Задачи духовно-нравственного воспитания личности, разработка соответствующих программ для образовательной практики и реализация соответствующих мер по решению данных задач требуют не только теоретического обоснования, но и их научно обоснованной апробации.

Кому  же, как ни нам, людям  искусства, найти  заветную тропинку к  душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

Все программы по музыке (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Г.П. Сергеева и др.) в общеобразовательной  школе ориентированы  на постижение, главным  образом, классической музыки, тем самым  уроки музыки приходят в противоречие с  повседневной жизнью, когда ребенок дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки. Телевизионные передачи не могут не влиять на подрастающее поколение, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастают в оторванности от истинных шедевров музыки, не помнят ни одного музыкального сочинения серьезного искусства, которое бы нравилось.

Как видно, система духовно-нравственного  воспитания функционально  неполна: в образовательной  школе отсутствует  базовый по отношению  ко всей системе воспитания курс духовно - нравственной культуры; далеко не в полной мере используются особенности поликультурных традиций.

Показать  учащимся красоту  музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить  их к музыкальному творчеству, развить  чувство духовно-нравственного – главная задача учителя музыки.  

Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных  культурных традиций

1.1 Роль музыкального  искусства в воспитании  личности

В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем культуры молодёжи. Это не что иное, как результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.

Мысли о необходимости  более раннего - начинающегося  еще до школы - воздействия  на формирование личности занимали умы выдающихся философов- воспитателей уже давно. Еще  триста лет назад великий педагог Ян Амос Коменский утверждал что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил Жан Жак Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает меньше влияния на ребенка, чем предыдущий».

Основным  средством духовно-нравственного  воспитания Аристотель считает музыку. По мнению Аристотеля, музыка оказывает  влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека.

Как и Платон, Аристотель проводит строгий  отбор ладов и музыкальных инструментов. Он делит лады на этические (действующие на моральные свойства человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние). И он указывает, в каких случаях как этими ладами надлежит пользоваться.

Музыке, как средству эстетического  воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия.

“Ведь даже одна мелодия  без сопровождения  ее словами, заключает  в себе эстетические свойства. Между тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают”[6].

На  русской почве  идеи целенаправленного  воспитания детей  стали зарождаться в начале 18 века. Независимо от взглядов и предпочитаемых методов, большая часть педагогов считала, что музыкальному воспитанию принадлежит значительная часть в духовном формировании личности. 

У педагогов было стремление воспитать и образовать детей на народном материале, который они подбирали сами. Русская народная песня и сказка, эпизоды из жизни народа, его труды, картины окружающей природы - вот материал, который определял содержание игр и занятий с детьми, воспитывая в них духовно-нравственное начало.

В России интерес к  вопросам духовно-нравственного  воспитания средствами музыкальной выразительности  детей родился  примерно в последние  десятилетие 18 века. В дальнейшем этот интерес углублялся и рос в среде  прогрессивной русской  интеллигенции. Музыкальное воспитание связывалось с общими культурными и нравственными вопросами.

Мысль о значении музыкального воспитания одним  из первых высказал Н. Новиков - просветитель, педагог и писатель- сатирик конца 18 века. Он считал, что без  помощи искусства  невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами»[7].

В высказываниях Белинского четко выражено его  отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания:

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства на уроках музыки