Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:56, курсовая работа
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
Введение
Глава 1. Музыкальное воспитание в свете исторических и современных культурных традиций
1.1 Роль музыкального искусства в воспитании личности
1.2 Актуальность современных методических принципов и подходов к вопросам духовно-нравственного развития школьников
Глава 2. Духовно-нравственное воспитание музыкой
2.1 Проблемы духовно-нравственного воспитания в современном обществе
2.2 Влияние классических и народных произведений на духовно-нравственное воспитание детей
Глава 3. Виды музыкальной деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей
3.1 Восприятия музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания
3.2. Различные виды деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей
Заключение
Список используемой литературы
У детей вырабатывается потребность собираться вместе, чтобы попеть. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира. Большое впечатление производит на детей украинская народная песня "Ой, на горi та и женцi жнуть". Она пробуждает яркие представления о далеком прошлом нашего народа, о его героической борьбе против захватчиков. Мелодия песни как бы переносит детей в суровую обстановку борьбы за независимость родины, они видят мир таким, каким его видели наши далекие предки несколько столетий назад. Вот на ниве жнецы жнут пшеницу, время от времени мужчины и женщины тревожно посматривают на горизонт - оттуда в любую минуту может показаться враг, и тогда серп надо менять на саблю, защищать родной дом, маленьких детей, лежащих вон там в тени, под снопами. Только песня с ее чарующей мелодией способна донести до сознания и сердца эти картины. Только песня может раскрыть красоту души народа. Мелодия и слово родной песни - это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы и чаяния. Есть такое человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Надо, чтобы слово учило жить, чтобы ученики стремились к добру,- для этого нужно воспитывать тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке. Музыка и чувствительность - это проблема, ожидающая глубокого изучения и исследования. Песня утверждает поэтическое видение мира.
Главная цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому. "Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого",- гласит старинная украинская мудрость, приписываемая замечательному мыслителю Григорию Сковороде. Зло и подлинная красота несовместимы. Одна из важных задач педагога состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка. В наши дни, когда технические средства записи и распространения музыки приобрели столь универсальный характер, эта воспитательная задача приобретает особый смысл. Не допустить, чтобы молодое поколение стало только потребителем красоты - это проблема не только эстетического, но и нравственного воспитания.
Давая слушать детям классическую музыку мы формируем основы музыкальной культуры. Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, духовно-нравственно становления личности.
Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к желанию слушать классические музыкальные произведения, рождает творческую активность.
Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребенка мы формируем основы его духовно-нравственного сознания и музыкальной культуры в целом.
Из всего выше сказанного следует, что классическая и народная музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности.
Поэтому необходимо давать слушать классическую музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других видов деятельности ребенка.
Рекомендуется
слушать классические
произведения разного
времени – старинную
музыку Вивальди, Генделя,
Баха, произведения
Моцарта, Бетховена,
Мендельсона, Шумана,
Шопена, Глинки и других
композиторов – классиков,
тем самым формировать
у детей эталоны красоты.
Глава 3. Виды музыкальной деятельности, влияющие на духовно-нравственное развитие детей.
3.1 Восприятия музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания
Восприятие музыки - одна из сложнейших проблем, встающих перед учителем музыки. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей.
Восприятие музыки способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного. Для этого хорошо использовать контрастные музыкальные произведения (марш-танец-колыбельная).
Не представляется духовно-нравственное воспитание без слушания музыки, без того, чтобы уже в детские годы у человека не было любимых мелодий таких как: "Песня жаворонка", "Подснежник" П. Чайковского, "Колыбельная" В. Моцарта, "Смелый всадник" Р. Шумана и т.д.
Главное заботиться, о том, чтобы в духовную жизнь детей вошло все лучшее из музыкальных сокровищ человечества (прежде всего украинского и русского народов), чтобы слушание одного и того же произведения давало эстетическое наслаждение, накладывало отпечаток на мышление и эмоциональную жизнь.
Перед слушанием музыки нужен рассказ о той реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Рассказу придаётся большое значение: он как бы настраивает детей на восприятие произведения. Так, перед слушанием "Танца феи Драже" можно рассказать детям старинную сказку Э. Гофмана, сюжетную канву которой композитор положил в основу балета. Яркими, выразительными словами нужно стремиться создать в представлении детей образ доброй феи - легкой, грациозной. Дети слушают музыку, потом рассказывают о том, как они представляют дворец феи. Воображение рисует пруды, фонтаны, тенистые рощи и таинственные пещеры. Фантастические образы пробуждают желание еще раз послушать музыку. Толкование музыкального произведения, особенно неизвестного детям, требует большого такта и высокой педагогической культуры. Никогда нельзя забывать, что язык музыки - это язык чувств; даже народная песня с бесхитростными, порой элементарно простыми словами воспринимается как художественное произведение только благодаря мелодии. Чтобы разъяснить сущность художественных образов музыкального произведения, учитель должен понимать специфику изобразительных средств композитора. Объяснение должно быть своеобразным законченным художественным рассказом, услышанным ребенком из уст учителя. Уже сам по себе этот рассказ должен пробудить чувства, вызвать переживания, создать в воображении яркие картины, ведь красота музыки - могучий источник мысли. Яркие образы, рождающиеся в представлении ребенка под влиянием музыкальной мелодии, оживляют мысль, как бы направляя ее многочисленные ручейки в единое русло. Дети стремятся словами нарисовать то, что создало воображение, что они чувствуют.
Как отмечали многие музыканты-педагоги (Л.В. Горюнова, Л.В. Школяр, Е.Д. Критская), процесс восприятия должен сопровождаться сопереживанием и возникновением нравственно-эстетических оценок музыкальных смыслов, а результатом такого восприятия должна быть ситуация внутреннего духовно-нравственного выбора.
Как отмечает Л.В. Школяр[15], постигать музыку нужно методами, адекватными природе искусства, т.е. методами интонационного постижения смысла. Именно они «помогают зазвучать музыке в ребенке и самому ребенку зазвучать в музыке». Как показывает практика, учащиеся недостаточно глубоко и адекватно воспринимают музыкальное искусство и его смысл, имеют весьма ограниченный словарный запас, не умеют дать верную оценку произведениям музыкального искусства. Главное – организовать интонационное постижение сущности как отдельных моментов, так и целого произведения. Слово учителя о музыке должно вещать о том, что присуще музыке, а не о том, что о ней он думает.
«Слово о музыке должно сокращать, а не увеличивать расстояние между ее смыслом и душой тех, кто ее слушает, исполняет», – пишет Б.М. Целковников[16]. Учитель, организующий восприятие художественного произведения, должен быть скорее «энергетической» антенной, передающей и принимающей эмоции и чувства, захватывающей в свое эмоциональное поле ученика, а не человеком, излагающим готовые истины.
Формирование у учащихся способности интонационно мыслить, чувствовать сущность и значение интонации, интонировать должно проходить на всех уроках музыки. «Познай себя, познай других, познай жизнь через музыку путем ее соинтонирования» – вот девиз работы на уроке для каждого ученика. Этому могут помогать такие методы, как «осознание интонационного смысла произведения» (А.А. Пиличяускас), «совместного рождения образа» (Э.Б. Абдуллин), «моделирование художественно-творческого процесса» (Л.В. Школяр), «пластического интонирования»; приемы: интонирование собственного имени; создание музыкального портрета: кто как звучит в нашем классе? (Л. Маслова); интонирование в определенном настроении музыкальных фраз и т.п.
В ходе восприятия музыки в аспекте эстетического воспитания происходит процесс «самообогащения личности» (И.А. Перфильева) «Понимать искусство – значит чувствовать его», – говорил К. Станиславский[17].
Проблема сегодняшнего поколения в том, что ему свойственна большая степень «эмоциональной глухости», неспособности к эмпатии, что в дальнейшем приводит к проблемам в общении. Поэтому развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке – важнейшая задача музыкального образования.
Например, учитель говорит: «Ребята, а теперь закройте глаза и вслушайтесь в музыку сердцем, почувствуйте ее красоту, отдайтесь полностью течению энергии жизни, солнца, заключенной в ней!». «Весь огромный опыт человеческих чувств формировался, сохранялся и передавался новым поколениям с помощью искусства… Но этот опыт не передается через гены. Он социален. И единственный социальный путь его передачи – все виды искусства, потому что передавать его вне чувств нереально. От чувства – к чувствам. И в этом – подлинная цель художественного (эстетического развития) человека» (Б. Неменский)[18].
Однако стоит отметить, что наивысшее наслаждение от произведения искусства возникает тогда, когда человек постигает смысл художественного произведения, выходит на ступень переживания – понимания. Любой вид деятельности на уроке музыки должен активизировать чувства и разум, подталкивать к творческому постижению и сердцем, и умом сущности музыкального произведения.
В связи с этим не менее важной проблемой является организация на уроке музыки художественно-педагогического общения и «интонационной атмосферы урока» (Е. Кулинкович). Умение создать одухотворенную атмосферу на уроке, когда музыка является главным действующим лицом на уроке, организовать диалог и полилог с композитором, между школьниками по поводу музыки – это важнейшее умение учителя, совершенствованию которого нет предела. Урок музыки предполагает, что все, что будет происходить на уроке музыки, должно определяться музыкой и природой восприятия музыки.
Как считает Л.В. Школяр, все виды музыкальной деятельности на уроке можно только тогда назвать художественной деятельностью, когда школьники воспроизведут жизнь посредством интонации, постигнут смысл произведения как своего собственного, будут участвовать в рождении музыки. Поэтому можно выделить такие виды художественно-эстетической деятельности детей на уроке искусства (по Е. Жарковой, Т. Стюхиной), как:
- художественное восприятие (восприятие сопереживания чувств, настроений автора, его идей и смыслов);
- художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний, смыслов путем рассуждений, затем – художественное прозрение);
- художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного образа);
- художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).
Урок музыки, особенно в младших классах, должен обладать катарсической функцией, т.е. очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия.
Как
отмечает Л.С. Выготский,
природа катарсиса заключается
в том, что в процессе
восприятия произведений
искусства происходит
уничтожение тяжелого
жизненного переживания
его прекрасной формой.
Поэтому произведение
драматического или
трагического характера
также должны включатся
в обучение детей, т.к.
они несут определенный
терапевтический эффект.
С другой стороны, для
установления душевного
равновесия, для успокоения
детей нужно слушать
или пропевать мелодии,
несущие образы спокойствия
и безмятежности.
3.2 Различные виды музыкальной деятельности влияющие на духовно-нравственное развитие детей
Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития.