Дошкольное физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Диагностика в физическом воспитании рассматриваются как деятельность, направленная на изучение и комплексную оценку исходного физического состояния ребенка. Эти знания необходимы для того чтобы индивидуализировать процесс физического воспитания ребенка: построить гибкий распорядок дня, дифференцировать условия жизни и воспитания, подобрать закаливающие мероприятия с учетом здоровья детей, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровой и учебной деятельности. Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления: - оценка физического развития; - оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

Содержание

Тема 4. Диагностика и прогнозирование здоровья, физического и двигательного развития детей. 2
Тема 2. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) детей в дошкольном учреждении и семье. 10
Тема 3.Основы самообразования и совершенствования профессионального мастерства специалиста дошкольного образования. 19
Тема 4. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы. 25
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Теория и методика физического воспитания вариант 3.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

     В программе «Истоки» раскрывается содержание и условия педагогической работы с детьми каждого возраста, в ней представлены  упражнения  общеразвивающего  воздействия, упражнения  в основных  движениях,  подвижные игры  и игровые упражнения, спортивные  игры,  ритмические движения,  упражнения  в построении  и перестроении,  в перемещении со  скольжением с техническими средствами, упражнения для освоения движений в водной среде,  а  также  приводится  примерный  двигательный  режим.  В  программе  выделен  раздел «Здоровье»,  который  раскрывает современные представления о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности  организма  в  конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается как одно  из  условий,  определяющих  возможность полноценного  физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода его развития. Программа включает два блока: базис и вариант его реализации. Базисную  характеристику составляет личность  ребенка, его  неповторимая индивидуальность. Выделены следующие компоненты: 1. Характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности. 2. Задачи развития. 3. Показатели развития. 4. Базисные  характеристики  личности:  компетентность,  креативность (творчество) и инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность и свобода поведения, самосознание личности и способность к самооценке. Каждый  возрастной  период имеет  свое  содержание. Структура программы и ее содержание ориентированы на возрастные периоды — раннее детство: младенчество (возраст от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство: младший дошкольный возраст (3—5 лет), старший дошкольный возраст (5—7 лет). В каждом возрастном периоде дана характеристика возрастных возможностей, средние показатели физического развития, минимальные показатели физического развития. 

  3. Раскрыть основные проблемы физического воспитания дошкольников на современном этапе: необходимость гуманизации, личностно-ориентированного подхода, усиления развивающее – оздоровительной направленности; обеспечение единых подходов дошкольных учреждений  и семьи в укреплении здоровья детей; интеграция игровой и двигательной деятельности; создание развивающей физкультурно-оздоровительной среды; рефлексивная оценка результатов физкультурно-оздоровительной работы.

       Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей.

     Гуманистический потенциал физического  воспитания очень высок. Но  в настоящее время он используется  далеко не полностью. Причины этого кроются в неразработанности научно-методических основ, недооценке обществом значения гуманизации физического воспитания для формирования физической и нравственной культуры личности, в неподготовленности выпускников физкультурных учебных заведений к восприятию идей гуманизации и гуманистических технологий физического воспитания, в ничтожно малых по сравнению со значимостью проблемы тиражах публикаций по проблеме гуманизации образования, в отсутствии международной координации разработки проблемы.

    Одной из важнейших является  проблема индивидуализации физического  воспитания. Особую важность эта  проблема приобретает в связи  с необходимостью развития адаптивного  физического воспитания. Отсутствие единых подходов со стороны педагогов, медицинского персонала, родителей к воспитанию у детей основ здорового образа жизни не позволяет в полной мере обеспечить оптимальный уровень жизнедеятельности детей. Недостаточное владение отдельными педагогами современными методами и технологиями воспитания и образования приводит к преобладанию учебно-дисциплинарной модели организации процесса воспитания и обучения детей, что негативно влияет на здоровье ребенка. Несоответствие денежных норм питания натуральным нормам не позволяет организовать полноценное питание детей в дошкольных учреждениях. Вызывает тревогу и тот факт, что в республике от общего числа детей дошкольного возраста абсолютно здоровые дети составляют – 31,7%.

      Недостаточное внимание органов управления образованием, руководителей дошкольных учреждений к определению стратегии формирования здоровьесберегающей системы дошкольного образования, нерациональная организация жизнедеятельности детей в период их пребывавания в дошкольном учреждении, отсутствие постоянного врачебного сопровождения состояния здоровья детей не позволяют в полной мере обеспечить здоровьесберегающий процесс воспитания и обучения. Одной из проблем, требующих последовательного решения, является преемственность физического воспитания в общеобразовательной школе, средних профессиональных, специальных и высших учебных заведениях.

     В подавляющем большинстве семей родители не готовы к полноценному физическому воспитанию детей. Это свидетельствует о проблеме подготовки учащихся старших классов и студентов к физическому воспитанию в семье. Причина этой проблемы заключается в несоответствии полученного физкультурного образования тем требованиям, которые предъявляет жизнь к учащимся и студентам после окончания обучения. Следствием этой проблемы являются отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии, состоянии здоровья детей, дающие тяжелые рецидивы и последующей их жизни.

     Одной из проблем, требующих последовательного решения, является преемственность физического воспитания в общеобразовательной школе, средних профессиональных, специальных и высших учебных заведениях. Об этом свидетельствуют различные названия учебной дисциплины, имеющей единую предметную основу, отсутствие преемственности целевых установок физического воспитания, недостаточная преемственность содержания практического и теоретического разделов базового учебного материала, несогласованность показателей и нормативов оценки физической подготовленности в школе, ПТУ, средних специальных учебных заведениях и в вузах.  

  4. На основе анализа состояния и проблем физического воспитания дошкольников Республике Беларусь подготовить доклад на студенческую конференцию.

    В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей при взаимодействии с семьей:  - несовершенство нормативно-правовой базы: отсутствие государственных стандартов по дошкольному образованию;  -  несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы дошкольного учреждения в вопросах взаимосвязи с семьей, учитывая их  социальный статус; - отсутствие системы в лечебно-профилактической работе, отсутствие коррекционных мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье;  - отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому и валеологическому направлениям; - недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп);  - несовершенство физкультурно-оздоровительной работы – отсутствие системы;  - несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогических кадров современным требованиям к качеству воспитательно-образовательного процесса (несформированность умений применения в практике здоровьесберегающих технологий; авторитарное, должностное общение с детьми, инертность мышления; отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания; неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду;  стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами); - уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ, - несформированность потребности и умений у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни; - отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса; - низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе.

   Данные проблемы влекут за  собой отрицательные социальные  последствия:  - рост заболеваемости; - подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей; - уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу; - отсутствует мотивация к обучению (низкая успеваемость); - недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ: - недостаточность  важной движущей силы воспитания – авторитета, успехом которого является личный положительный  пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя.  

   Дошкольное учреждение является  центром пропаганды здорового  образа жизни, воспитания культуры  семьи, формирования у родителей  знаний, умений, навыков по различным  аспектам сохранения и укрепления здоровья  как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

     К основным направлениям оздоровительной  деятельности в дошкольном образовательном  учреждении следует отнести: - организацию  санитарно-эпидемиологического режима  и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей; - организацию питания; - обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду; - организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;

физическое  воспитание детей.

      Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.

      Выбор здоровьесберегающих педагогических  технологий зависит от программы,  по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного  образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности  педагогов, а также показаний заболеваемости детей.   1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС) 3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика

      Таким образом, очень важно,  чтобы каждая из рассмотренных  технологий имела оздоровительную  направленность, а используемая  в комплексе здоровьесберегающая  деятельность в итоге сформировала  бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

      Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих  педагогических технологий повысит  результативность воспитательно-образовательного  процесса, сформирует у педагогов  и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

      В связи с этим основные усилия должны быть направлены на: - повышение ответственности родителей за здоровье детей; - совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания среди дошкольников; - создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой дошкольников; - массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;  - создание при дошкольных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения, позволяющие обеспечить объем двигательной активности дошкольников не менее 6-8 ч в неделю.

    Таким образом, одним из инновационных  направлений, дополняющих существующую  систему физического воспитания  детей дошкольного возраста, является реализация интеллектуальных и социально-психологических задач, в совокупности составляющих культурологический вектор данного процесса. Следующим инновационным направлением совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста является объективизация процессов развития физических качеств и формирования основных движений ребенка на основе конкретных данных, количественно характеризующих возрастные особенности их изменений с использованием разработанной методики педагогического контроля. Еще одним инновационным направлением, дополняющим содержательную основу системы физического воспитания детей дошкольного возраста, является применение физических упражнений для оптимизации условий развития психических процессов. Полученные экспериментальные результаты позволяют ввести в программы обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях разделы, связанные с применением средств физического воспитания, для повышения уровня психического развития детей 3-6 лет; подготовка специалистов с высшим образованием на основе экспериментально обоснованных документов, регламентирующих организационно-содержательные аспекты их обучения.

Информация о работе Дошкольное физическое воспитание