Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:11, контрольная работа
Диагностика в физическом воспитании рассматриваются как деятельность, направленная на изучение и комплексную оценку исходного физического состояния ребенка. Эти знания необходимы для того чтобы индивидуализировать процесс физического воспитания ребенка: построить гибкий распорядок дня, дифференцировать условия жизни и воспитания, подобрать закаливающие мероприятия с учетом здоровья детей, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровой и учебной деятельности. Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления: - оценка физического развития; - оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).
Тема 4. Диагностика и прогнозирование здоровья, физического и двигательного развития детей. 2
Тема 2. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) детей в дошкольном учреждении и семье. 10
Тема 3.Основы самообразования и совершенствования профессионального мастерства специалиста дошкольного образования. 19
Тема 4. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы. 25
Список литературы.
Анализ практики подтверждает, что существует востребованность в методических пособиях, рекомендациях для воспитателей, родителей по организации различных форм работы, направленных на формирование основ
здорового образа жизни у дошкольников. Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить ряд противоречий между: - социальным заказом общества на реализацию функций, связанных с формированием активной личности, ведущей здоровый образ жизни, и существующими в дошкольных образовательных учреждениях традиционными подходами, недостаточно обеспечивающими должный уровень формирования основ здорового образа жизни у детей; - необходимостью формирования основ здорового образа жизни у дошкольника и недостаточностью разработанных и обоснованных педагогических условий для обеспечения этого процесса; - стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и недостаточностью разработанных методических рекомендаций в практике педагогов. Данные противоречия обусловили актуальность проблемы, которая заключается в определении содержания и условий формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
Поэтому особое внимание необходимо уделять реализации организационно-педагогических условий формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.
Первое условие – организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой основе положительного эмоционально-оценочного отношения к данному процессу. Выдвижение данного условия обосновано необходимостью включения воспитанника в нужную систему действий, отношений, что возможно только в процессе разных видов деятельности. Неоценимое значение приобрело наполнение педагогами разнообразных видов деятельности содержанием, представляющим информацию об основах здорового образа жизни. Направляемая педагогом детская деятельность и наполненность её необходимым содержанием предоставляли ребенку возможность уточнить и закрепить представления об элементах основ здорового образа жизни, приобрести новые знания о важности ведения здорового образа жизни для сохранения и укрепления своего здоровья.
Второе условие – расширение предметно-пространственной среды в целях освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни. Введение этого условия связано с необходимостью овладения детьми способами ведения здорового образа жизни, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности при достижении результатов.
Третье условие - сотрудничество
дошкольного образовательного учреждения
и семьи, которое основано
на единстве воспитательного
взаимодействия. Данное условие
было определено необходимостью
единых требований со стороны
педагогов и семьи, усиления
роли родителей как носителей
информации о здоровом образе
жизни и способах действий
по его ведению, а также необходимостью
постоянного и длительного воспитательного
воздействия на ребенка в ДОУ
и семье.
Тема 3. Основы самообразования и совершенствования профессионального мастерства специалиста дошкольного образования.
Педагог осуществляет физическое воспитание детей с учетом их возраста, пола, физической подготовленности, индивидуальных психофизических особенностей и состояния здоровья; несет ответственность за охрану жизни и укрепление здоровья детей; взаимодействует с педагогическим коллективом по вопросам организации, содержания и эффективности физкультурно - оздоровительной работы с детьми; обеспечивает преемственность в работе учреждения дошкольного образования и семьи в оздоровлении детей средствами физической культуры; поддерживает эколого-гигиенические условия в спортивном зале и на спортивной площадке, проверяет состояние и эксплуатацию объектов физкультурно-оздоровительного назначения в соответствии с правилами техники безопасности; взаимодействует с законными представителями детей по вопросам физического воспитания, занятий физическими упражнениями в семье, участия в совместных физкультурных праздниках, досугах, формированию основ здорового образа жизни.
Педагог активно помогает педагогу по физической культуре и выполняет его поручения. Он следит за состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, изучает условия жизни ребенка в семье. Он систематически повышает свой профессиональный уровень, физическую подготовленность. Воспитатель активно участвует в пропаганде физической культуры и спорта среди родителей, создает условия для самостоятельной двигательной деятельности ребенка.
Воспитатель должен обогащать
двигательный опыт
2.Выделить требования к знаниям, умениям, навыкам и личностным качествам специалиста дошкольного образования в области физического воспитания детей.
Настоящий специалист по физической культуре ребенка дошкольного возраста любит и прекрасно владеет всеми видами достижений, входящих в программу обучения дошкольников. Он безукоризненно показывает, объясняет, грамотно используя терминологию, команды, распоряжения, сюжетный рассказ, словесную инструкцию и другие приемы обучения ребенка. Его педагогическое мастерство выражается в умении составить индивидуальную программу психофизического развития ребенка, подобрать упражнения, продумать варианты нагрузки, провести диагностику физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка. Он должен обеспечить безопасность занятий, знать технические характеристики тренажеров и особенности их эксплуатации, уметь использовать музыкальное сопровождение в соответствии с задачами занятия и особенностями физических упражнений.
У педагога по физической культуре должны быть сформированы следующие умения и способности:
- Дидактические способности - умение правильно строить педагогический процесс; знание принципов, средств, методических приемов обучения; использование закаливающих процедур при проведении физических упражнений.
- Академические способности - творческое искание нового.
- Коммуникативные способности - умение установить добрые отношения с ребенком, родителями, товарищами по работе. Оно базируется на личностных и деловых качествах педагога.
- Перцептивные способности - умение заглянуть во внутренний мир ребенка, узнать по его глазам, жестам и т.д. состояние здоровья, настроение, в котором он пришел на занятия. - Экспрессивные способности - речь, мимика, жесты.
- Организаторские способности - умение воспитателя организовать прогулки, досуг, праздники и т.д., проявив при этом профессиональную компетентность, деловитость.
- Гностические способности - умение педагога анализировать деятельность своих подопечных и свою собственную, что позволяет в необходимых случаях корректировать стратегию и тактику обучения и воспитания ребенка.
- Суггестивные способности - умение внушить интерес к занятиям физической культуры, красоте движений. Педагога, обладающего такой способностью, дети ждут с удовольствием, радостью и с интересом занимаются с ним.
- Стрессоустойчивость - умение педагога управлять своими эмоциями, активизировать механизм саморегуляции, проявлять выдержку, терпение и спокойствие в критических ситуациях.
- Эмпатия
- способность сопереживать, сорадоваться
и огорчаться; сопричастность к успехам
и недостаткам ребенка, желание ему помочь
и поддержать.
Самообразование –
вид свободной деятельности человека,
характеризующийся ее свободным выбором
и направленный на удовлетворение потребности
в самореализации, повешении культурного,
образовательного, профессионального
и научного уровней. Самообразование всегда
носит ярко выраженный личностный, субъективный
характер. Оно связано с совершенствованием
человеческого сознания, развитием определенных
внутренних качеств и черт, которые без
усилия со стороны человека обычно
остаются неразвитыми. Самообразование
даёт положительный результат в том случае,
если оно ведётся целенаправленно, планомерно
и систематически. Развитие валеологического
самосознания является важнейшим и основополагающим
в здоровьесберегающей педагогике и
представляет собой целостную, относительно
устойчивую систему представлений личности
о себе как биосоциальном существе, включающую
осознание себя субъектом валеологической
деятельности, убеждения в ценности здоровья
(своего и окружающих), адекватную самооценку
на физиологическом, психологическом
и социальном уровнях, и индивидуальную
модель здоровья в виде идеального «Образа
Я». Методическая работа по организации
самообразования воспитателей в дошкольном
учреждении может включать: самодиагностику;
выбор темы, целей и задач самообразования;
определение содержания работы по самообразованию,
вопросов для самостоятельного углубленного
изучения; самоконтроль, самоанализ
и самооценку выполнения запланированного;
определение перспектив творческого роста,
рекомендации по изучению и анализу результативности
своей работы.
3. Раскрыть понятие непрерывное физкультурного образования педагога дошкольного учреждения.
Непрерывное педагогическое образование
рассматривается в условиях комплексов,
как система образования, которая начинается
с дошкольного и продолжается в профессионально-педагогической
деятельности. Система непрерывного физкультурного
образования состоит из четырех подсистем:
- базовое; - начального специального;
- специального (профессионального); - последипломного
физкультурного образования.
Собственный профессиональный уровень
в основном теоретический: знание задач,
методов, принципов, средств, приемов физического
воспитания; овладение методиками диагностики
физического развития дошкольника, знание
форм работы по физическому воспитанию
(физкультурные занятия, утренняя гимнастика,
закаливание, физкультминутки и др.), овладение
методикой обучения физическими упражнениями
в разных возрастных группах с учетом
психических и возрастных особенностей
детей. Знание основ планирования физического
воспитания. При этом средний уровень
практических навыков, недостаточное
изучение передового педагогического
опыта в сфере физического воспитания,
недостаточное знание инновационных технологий
физического воспитания, исследований
в области физического воспитания, практическая
реализация полученных в области
физического воспитания знаний
при выполнении.
План самообразования.
Цель плана: повысить свой профессиональный уровень.
Задачи: 1. знакомство с инновационными технологиями физического воспитания.
2. сбор материалов по личностно-ориентированному обучению и воспитанию.
Содержание:
1. Профессионально-
а) стремление к высоким результатам труда.
№ | название мероприятий | сроки выполнения |
1. | изучение
технологии личностно- |
в теч. года |
2. | изучение
нетрадиционных методов |
в теч. года |
3. | продолжить изучение технологии развивающего обучения | в теч. года |
4. | знакомство с технологиями физического воспитания | в теч. года |
5. | знакомство с блочно-тематическим планированием физического воспитания и требованиями к нему | в теч. года |