Дошкольное физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Диагностика в физическом воспитании рассматриваются как деятельность, направленная на изучение и комплексную оценку исходного физического состояния ребенка. Эти знания необходимы для того чтобы индивидуализировать процесс физического воспитания ребенка: построить гибкий распорядок дня, дифференцировать условия жизни и воспитания, подобрать закаливающие мероприятия с учетом здоровья детей, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровой и учебной деятельности. Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления: - оценка физического развития; - оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

Содержание

Тема 4. Диагностика и прогнозирование здоровья, физического и двигательного развития детей. 2
Тема 2. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) детей в дошкольном учреждении и семье. 10
Тема 3.Основы самообразования и совершенствования профессионального мастерства специалиста дошкольного образования. 19
Тема 4. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы. 25
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Теория и методика физического воспитания вариант 3.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

      Анализ  практики  подтверждает,  что  существует  востребованность  в  методических  пособиях,  рекомендациях  для  воспитателей,  родителей  по  организации  различных  форм  работы,  направленных  на  формирование  основ

здорового образа жизни у дошкольников.  Наряду с пониманием актуальности данного  вопроса можно выделить ряд  противоречий между:  -  социальным заказом общества на реализацию функций, связанных с  формированием  активной  личности,  ведущей  здоровый  образ  жизни,  и  существующими в дошкольных образовательных учреждениях традиционными подходами,  недостаточно  обеспечивающими  должный  уровень  формирования  основ здорового образа жизни у детей;  -  необходимостью  формирования  основ  здорового  образа  жизни  у дошкольника  и  недостаточностью  разработанных  и  обоснованных  педагогических условий для обеспечения этого процесса;  -  стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить  формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста и недостаточностью  разработанных методических  рекомендаций  в практике  педагогов.  Данные  противоречия  обусловили  актуальность  проблемы,  которая  заключается  в  определении  содержания  и  условий  формирования  основ  здорового образа жизни у старших дошкольников.

    Поэтому особое  внимание необходимо уделять  реализации  организационно-педагогических  условий  формирования  основ  здорового  образа  жизни  у  дошкольников.

    Первое  условие – организация и насыщение видов деятельности (игры,  экспериментирования,  познавательной,  общения)  информацией об  основах здорового  образа  жизни  и  формирование  на  этой  основе  положительного  эмоционально-оценочного  отношения  к  данному  процессу.  Выдвижение  данного  условия  обосновано  необходимостью  включения  воспитанника  в  нужную систему действий, отношений, что возможно только в процессе разных  видов деятельности.  Неоценимое  значение приобрело наполнение педагогами  разнообразных  видов  деятельности   содержанием,  представляющим  информацию  об  основах здорового  образа  жизни.  Направляемая  педагогом  детская  деятельность  и наполненность  её  необходимым  содержанием  предоставляли  ребенку возможность  уточнить  и  закрепить  представления  об  элементах  основ здорового  образа  жизни,  приобрести  новые  знания  о  важности  ведения здорового образа жизни для сохранения и укрепления своего здоровья.

    Второе  условие –  расширение  предметно-пространственной  среды  в целях  освоения  детьми  способов   ведения  основ  здорового  образа  жизни. Введение  этого  условия  связано  с  необходимостью  овладения  детьми способами  ведения  здорового  образа  жизни,   целенаправленностью, инициативностью  и  самостоятельностью  их  использования  в  поведении  и деятельности  при  достижении  результатов. 

     Третье  условие -  сотрудничество  дошкольного  образовательного учреждения  и  семьи,  которое  основано  на   единстве  воспитательного взаимодействия.  Данное  условие  было  определено  необходимостью  единых требований  со  стороны  педагогов  и  семьи,  усиления  роли  родителей  как носителей  информации  о  здоровом  образе жизни  и  способах  действий  по  его ведению,  а  также  необходимостью  постоянного  и  длительного воспитательного  воздействия  на  ребенка  в ДОУ  и  семье.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 3. Основы самообразования  и совершенствования  профессионального  мастерства специалиста  дошкольного образования.

  1. Обосновать роль педагога в организации физического воспитания детей дошкольного возраста.

       Педагог  осуществляет  физическое  воспитание  детей  с  учетом  их  возраста, пола,  физической  подготовленности,  индивидуальных  психофизических  особенностей  и  состояния здоровья;  несет  ответственность  за  охрану  жизни  и  укрепление  здоровья  детей; взаимодействует  с  педагогическим  коллективом  по  вопросам организации,  содержания  и  эффективности  физкультурно - оздоровительной работы с детьми;  обеспечивает  преемственность  в  работе  учреждения  дошкольного образования  и  семьи  в  оздоровлении  детей  средствами  физической  культуры; поддерживает эколого-гигиенические условия в спортивном зале и на  спортивной  площадке,  проверяет  состояние  и  эксплуатацию объектов физкультурно-оздоровительного назначения  в  соответствии  с правилами техники безопасности;  взаимодействует  с законными представителями детей по вопросам физического воспитания,  занятий физическими упражнениями в семье, участия в совместных  физкультурных праздниках,  досугах,  формированию основ здорового образа жизни.

      Педагог активно помогает педагогу по физической культуре и выполняет его поручения. Он следит за состоянием здоровья и физическим развитием ребенка, изучает условия жизни ребенка в семье. Он  систематически  повышает  свой  профессиональный уровень, физическую подготовленность. Воспитатель активно участвует в пропаганде физической культуры и спорта среди родителей,  создает условия  для  самостоятельной  двигательной  деятельности ребенка.

    Воспитатель должен обогащать  двигательный опыт разнообразными  видами физических упражнений  и подвижных игр, содействовать правильному выполнению движений в соответствии с образцом взрослого (правильное положение тела, заданное направление), привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности, формировать умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно, ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие. 
 

     2.Выделить требования к знаниям, умениям, навыкам и личностным качествам специалиста дошкольного образования в области физического воспитания детей.

   Настоящий  специалист  по  физической  культуре  ребенка  дошкольного возраста любит и прекрасно владеет всеми видами достижений, входящих в программу обучения дошкольников. Он безукоризненно  показывает,  объясняет,  грамотно  используя  терминологию,  команды,  распоряжения,  сюжетный  рассказ,  словесную инструкцию и  другие приемы  обучения ребенка. Его педагогическое мастерство выражается в умении составить индивидуальную программу психофизического развития ребенка, подобрать упражнения,  продумать  варианты  нагрузки,  провести  диагностику  физической  подготовленности  и  сенсомоторного  развития  ребенка. Он  должен  обеспечить  безопасность  занятий,  знать  технические характеристики тренажеров и особенности их эксплуатации, уметь использовать музыкальное  сопровождение  в  соответствии  с  задачами занятия и особенностями физических упражнений.

   У педагога по физической культуре должны быть сформированы следующие умения и способности:

-  Дидактические  способности - умение правильно  строить педагогический  процесс;  знание  принципов,  средств,  методических приемов  обучения;  использование  закаливающих  процедур  при проведении физических упражнений.

- Академические способности - творческое искание нового.

- Коммуникативные способности - умение установить добрые отношения  с  ребенком,  родителями,  товарищами  по  работе.  Оно базируется на личностных и деловых качествах педагога.

- Перцептивные  способности - умение  заглянуть во  внутренний мир ребенка, узнать по его глазам, жестам и т.д. состояние здоровья, настроение, в котором он пришел на занятия. -  Экспрессивные способности -  речь,  мимика,  жесты.

- Организаторские способности -  умение  воспитателя организовать  прогулки,  досуг,  праздники  и т.д.,  проявив при  этом  профессиональную компетентность, деловитость.

- Гностические  способности -  умение  педагога  анализировать деятельность своих подопечных и свою  собственную, что позволяет в необходимых случаях корректировать стратегию и тактику обучения и воспитания ребенка.

- Суггестивные  способности -  умение  внушить  интерес  к  занятиям физической  культуры,  красоте  движений. Педагога,  обладающего  такой  способностью,  дети ждут  с  удовольствием,  радостью и с интересом занимаются с ним.

-  Стрессоустойчивость - умение педагога управлять своими эмоциями,  активизировать  механизм  саморегуляции,  проявлять выдержку, терпение и спокойствие в критических ситуациях.

- Эмпатия  -  способность сопереживать,  сорадоваться  и  огорчаться; сопричастность к успехам и недостаткам ребенка, желание ему помочь и поддержать. 

  1. Определить  значение и содержание валеологического самообразования.

   Самообразование – вид свободной деятельности человека, характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребности в самореализации, повешении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней. Самообразование всегда носит ярко выраженный личностный, субъективный характер. Оно связано с совершенствованием человеческого сознания, развитием определенных внутренних качеств и черт, которые без усилия со стороны  человека обычно остаются неразвитыми. Самообразование даёт положительный результат в том случае,  если оно ведётся целенаправленно, планомерно и систематически. Развитие валеологического самосознания является важнейшим и основополагающим в здоровьесберегающей педагогике и  представляет собой целостную, относительно устойчивую систему представлений личности о себе как биосоциальном существе, включающую осознание себя субъектом валеологической деятельности, убеждения в ценности здоровья (своего и окружающих), адекватную самооценку на физиологическом, психологическом и социальном уровнях, и индивидуальную модель здоровья в виде идеального «Образа Я». Методическая работа по организации самообразования воспитателей в дошкольном учреждении может включать: самодиагностику; выбор темы, целей и задач самообразования; определение содержания работы по самообразованию, вопросов для самостоятельного углубленного изучения;  самоконтроль, самоанализ и самооценку выполнения запланированного; определение перспектив творческого роста, рекомендации по изучению и анализу результативности своей работы. 

3. Раскрыть понятие непрерывное физкультурного образования педагога дошкольного учреждения.

   Непрерывное педагогическое образование рассматривается в условиях комплексов, как система образования, которая начинается с дошкольного и продолжается в профессионально-педагогической деятельности. Система непрерывного физкультурного образования состоит из четырех подсистем: -  базовое; -  начального специального; - специального (профессионального); - последипломного физкультурного образования. 

  1. Дать  анализ собственного профессионального  уровня в области  физического воспитания дошкольников.

    Собственный профессиональный уровень в основном теоретический: знание задач, методов, принципов, средств, приемов физического воспитания; овладение методиками диагностики физического развития дошкольника, знание форм работы по физическому воспитанию (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, закаливание, физкультминутки и др.), овладение методикой обучения физическими упражнениями в разных возрастных группах с учетом психических и возрастных особенностей детей. Знание основ планирования физического воспитания. При этом средний уровень практических навыков, недостаточное изучение передового педагогического опыта в сфере физического воспитания, недостаточное знание инновационных технологий физического воспитания, исследований в области физического воспитания, практическая  реализация  полученных  в  области  физического  воспитания  знаний  при  выполнении.  

  1. Разработать перспективный план самообразования  по организации физического  воспитания дошкольников.

План самообразования.

Цель плана: повысить свой профессиональный уровень.

Задачи: 1. знакомство с инновационными технологиями физического воспитания.

             2. сбор материалов по личностно-ориентированному обучению  и воспитанию.

Содержание:

1. Профессионально-педагогические  факторы:

  а) стремление к высоким результатам труда.

название мероприятий сроки выполнения
1.  изучение  технологии личностно-ориентированного  обучения со здоровьесбережением  в теч. года
2.  изучение  нетрадиционных методов физического  воспитания дошкольника в теч. года
3.  продолжить  изучение технологии развивающего обучения в теч. года
4.  знакомство с технологиями физического воспитания в теч. года
5. знакомство  с блочно-тематическим планированием  физического воспитания и требованиями к нему в теч. года

Информация о работе Дошкольное физическое воспитание