Дошкольное физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Диагностика в физическом воспитании рассматриваются как деятельность, направленная на изучение и комплексную оценку исходного физического состояния ребенка. Эти знания необходимы для того чтобы индивидуализировать процесс физического воспитания ребенка: построить гибкий распорядок дня, дифференцировать условия жизни и воспитания, подобрать закаливающие мероприятия с учетом здоровья детей, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровой и учебной деятельности. Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления: - оценка физического развития; - оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

Содержание

Тема 4. Диагностика и прогнозирование здоровья, физического и двигательного развития детей. 2
Тема 2. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) детей в дошкольном учреждении и семье. 10
Тема 3.Основы самообразования и совершенствования профессионального мастерства специалиста дошкольного образования. 19
Тема 4. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы. 25
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Теория и методика физического воспитания вариант 3.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

   Психологический комфорт ребенка  в детском саду – это не  только условие обеспечения качества  образования, но и достаточно эффективный и легко диагностируемый его показатель. 

  1. Раскрыть  требования к распорядку дня дошкольника  как фактора оптимальной  жизнедеятельности.

     Психоэмоциональное состояние ребенка  во многом зависит от ритма  его жизни, который в дошкольном  учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указываются время и длительность сна, приема пищи, прогулок, занятий. С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние детей не провоцировали.

      Режим дня детей в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости.

      При разработке основного режима  дня следует руководствоваться следующими принципами. 1. Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально перегружены. Нужно обеспечить ребенку легкое вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности своим пребыванием в дошкольном учреждении в конце недели. 2. Каждый день должен максимально отличаться от предыдущего по месту, времени, форме организации занятий. 3. В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого воспитателя с детьми на основе неформального общения. 4. Между занятиями высокой интеллектуальной и физической нагрузки должно быть не менее 48 разгрузочных часов. Поэтому нужно составить микроцикл (на неделю) и микроцикл (на месяц) интеллектуальных и физических нагрузок. 5. Утро и вечер одного дня в неделю должны посвящаться играм воспитателя с детьми. Причем роль воспитателя в игре определяют дети. 6. В режиме дня выделяется время для проведения лечебно-профилактических мероприятий, психотренингов, релаксационных пауз и т. п. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей, когда они могут выйти за пределы групповой и позаниматься в изостудии, библиотеке, тренажерном зале или просто сходить в гости к другу из соседней группы.

     Составляется режим дня на  основе календарного плана образовательной работы с детьми на неделю. Воспитатель выбирает оптимальные время и форму взаимодействия с детьми для решения поставленных образовательных задач и указывает это в режиме дня. В дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными нагрузками, в режим дня включаются специальные комплексы гимнастик, позволяющих снять накопившееся психоэмоциональное напряжение. Релаксационные паузы и аутотренинги разумно включать в дни с повышенными физическими нагрузками. Ритмопластику лучше проводить в дни, когда у детей были высокие психоэмоциональные нагрузки (например, деятельность с элементами соревнования).

       Оптимальным двигательный режим  будет считаться при следующих  условиях: - соотношение покоя и  двигательной деятельности составляет 30% к 70%; - в течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления; - имеет место положительная динамика физической работоспособности детей; - артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме. 

      6. Обосновать значение двигательной активности для здоровья и развития ребенка; назвать критерии оценки оптимального двигательного режима.

    Движение является средством  познания окружающего мира, удовлетворения  биологических потребностей организма.  Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.  Двигательная активность детей создает предпосылки для прочного включения физической культуры в жизнь детей, формирует у них потребность в здоровом образе жизни.

   В  теории и методике физического  воспитания выделяют  регламентированную, частично - регламентирующую и нерегламентированную  двигательную активность.

    Регламентированная двигательная  активность представляет собой  суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий. 

    Частично-регламентированная двигательная  активность- это объем двигательных  действий, возникающих по ходу  решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

    Нерегламентированная двигательная  активность  включает объем спонтанно  выполняемых двигательных действий (например, в быту).

   Оценка двигательного режима  проводится на основании комплекса  показателей: 1)  времени  двигательной  активности  детей  с  отражением  содержания и качества  в различные режимные моменты, определяемого  с  помощью  метода  индивидуального  хронометража;  2)  объема  двигательной  активности  с  использованием  метода  шагометрии  для  количественной  оценки  двигательной активности;  3)  интенсивности  двигательной  активности  методом

пульсометрии  (подсчет  частоты  сердечных  сокращений  в ударах/мин.)  при  выполнении  различных  видов  мышечной  деятельности.

    Достаточный  объем  двигательной  активности  является важнейшим  условием  здоровья, физического  развития детей.  Согласно  современным  критериям  оценки  двигательной  активности, дневная норма условных шагов при 9-ти часовом пребывании в детском саду составляет для различных возрастных групп:  2-х летних детей   -  5,5 - 6 тысяч шагов;   3-х летних детей   -  9 - 10 тысяч шагов; 4-х летних детей   -  11 - 14 тысяч шагов; 5-7 лет – 14 -18 тысяч шагов.

    Предлагаемый двигательный режим должен обеспечивать постепенное повышение физических кондиций дошкольника, способствовать коррекции телосложения, закаливанию организма дошкольника, направленному на  хорошее сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям. Состав  движений  должен  обеспечить  нагрузку  на  все группы мышц,  способствовать  общему  развитию  детей,  положительному  эмоциональному состоянию. Особенности двигательной  активности  детей должны знать воспитатели групп,    руководители физического воспитания, чтобы определить приоритетные направления в работе по физическому воспитанию.  

    7. Определить место закаливания в системе ЗОЖ ребенка.

    Закаливание организма — одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания — приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде. Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы — воздух, вода, солнце.

   Выделяют  специфическое  и  неспецифическое  действие  закаливания на организм. 

    Специфическое  действие  проявляется  в  повышении устойчивости к метеорологическим факторам, совершенствовании реакции гомеостаза.  Неспецифическое действие  закаливания обеспечивает общий оздоровительный эффект: повышается белковый и углеводный  обмен,  увеличивается содержание  гемоглобина  и эритроцитов  в  крови,  возрастает  фагоцитарная  активность лейкоцитов, количество кальция и фосфора, усиливается процесс  свертывания  крови,  увеличивается  выработка  антител, витаминов А. Д.  уравновешиваются  процессы  торможения и возбуждения нервной системы.  

    8. Раскрыть содержание ЗОЖ дошкольника в семье.

   Дошкольное  образовательное  учреждение  выполняет  многообразные  функции:  с  одной  стороны,  его  коллектив  уделяет  значительное  внимание  воспитанию  двигательной  культуры,  развитию личностных  и  психофизических  качеств,  приобщению  ребенка  к здоровому образу жизни; с другой — оно осуществляет пропаганду физической культуры и спорта приобщает родителей к активу ной совместной работе по физическому воспитанию. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.

    Такое построение работы требует  от педагогов постоянного самообразования  и самосовершенствования. Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать своё поведение) доступны уже самым маленьким детям. Главное, чтобы все перечисленные выше формы работы и рекомендации не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений. Такое построение работы требует от педагогов постоянного самообразования и самосовершенствования.

     Процесс физкультурно-оздоровительной  совместной работы с семьей  включает: 1) целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.; 2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; 3) результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи (если это необходимо), в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. Определяется, что будут делать педагоги, а что родители. При необходимости к разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада.  4) обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания и т.д.); 5) ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, аромотерапия и т.д.). 

    9. Привести примеры из практики работы по вопросу «Взрослый – носитель эталонов ЗОЖ».  

   Дети в силу своей психологии  воспринимают взрослого человека как предмет подражания, эталон поведения. Дети не соотносят занятия физкультурой с укреплением здоровья. Поэтому важным способам передачи ребенку знаний оздоровительного характера является сам пример взрослого человека. Так в повседневной жизни ребенок постоянно копирует взрослых и родителей.  В семьях, где родители посещают бассейн, совершают утреннюю гимнастику (пробежку), ходят в тренажерный зал, занимаются физическими упражнениями, совершают туристические походы, просмотр спортивных игр и посещение стадионов  дети непосредственно перенимают данный образ жизни. Непосредственная передача эталонов здоровья происходит постоянно – дети перенимают гигиенические нормы (чистка зубов, умывание, принятие воздушных и солнечных ванн, занятие физическими упражнениями). Например, если ребенок видит взрослого человека с правильной осанкой, то и сам стремиться к тому чтобы держать ровно спину, сидеть с ровной спиной.  

    10. Написать тезисы на научную студенческую конференцию по проблеме ЗОЖ.

      Физическое  состояние подрастающего поколения на  современном этапе характеризуется устойчивыми негативными тенденциями:  снижение  уровня  здоровья  детей, увеличение хронических заболеваний, ухудшение физической  подготовленности.

    Формирование  основ  здорового  образа  жизни  у  детей -  важная  педагогическая  задача.  Однако  ее  решение  затрудняется  недостаточной  разработанностью  системы  педагогических  воздействий,  средств  и  условий,  при  которых  обеспечивается  в  должной  мере  формирование  основ здорового образа жизни. Вопрос  о характере и содержании  взаимодействия  взрослого и ребенка,  взаимодействия,  направленного на  формирование  у старших дошкольников  основ здорового образа  жизни,  о позиции педагога  в  данном  процессе в соответствии с социальным заказом и задачами сегодняшнего дня в теории  и  практике  дошкольного  образования   остается  недостаточно  изученным. Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне,  следует  отметить,  что  в  настоящее  время  в  практике  работы  дошкольных  учреждений  не  уделяется  достаточного  внимания  планированию  работы  педагогов,  совместной  работе  с  семьей  по  формированию  основ  здорового  образа жизни, реализации роли взрослого в данном процессе. Также отмечается недостаток  разработанных  рекомендаций  по  организации  предметно-пространственной  среды,  и  соответствующего  методического  обеспечения.

Информация о работе Дошкольное физическое воспитание