Дошкольное физическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Диагностика в физическом воспитании рассматриваются как деятельность, направленная на изучение и комплексную оценку исходного физического состояния ребенка. Эти знания необходимы для того чтобы индивидуализировать процесс физического воспитания ребенка: построить гибкий распорядок дня, дифференцировать условия жизни и воспитания, подобрать закаливающие мероприятия с учетом здоровья детей, обеспечить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно-игровой и учебной деятельности. Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления: - оценка физического развития; - оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

Содержание

Тема 4. Диагностика и прогнозирование здоровья, физического и двигательного развития детей. 2
Тема 2. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) детей в дошкольном учреждении и семье. 10
Тема 3.Основы самообразования и совершенствования профессионального мастерства специалиста дошкольного образования. 19
Тема 4. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в Республике Беларусь: состояние, проблемы, перспективы. 25
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Теория и методика физического воспитания вариант 3.doc

— 370.00 Кб (Скачать)
 

6. Заполнить карту  мониторинга по  данным состояния  здоровья, физического  и двигательного  развития детей  своей группы, дать анализ.

Карта мониторинга здоровья, физического и  двигательного развития детей старшей группы на 2008-2010 уч. г.

Имя, фамилия Здоровье Физическое  развитие Двигательное  развитие
Сент.

2008

Сент.

2009

Сент.

2010

Сент.

2008

Сент.

2009

Сент.

2010

Сент.

2008

Сент.

2009

Сент.

2010

1. Алена Д. 1 (3) 1 (5) - Гарм Гарм Гарм Опт, в Опт, в Опт, в
2.Алеша  К. . 3 (15) 2(10) 1(6) Гарм Гарм Гарм Опт, в Опт, в Опт, в
3.Богдан  К. 2(6) 1(3) - Гарм Гарм Гарм Опт, в Опт, в Опт, в
4.Богдан  Р. - - - Деф.веса Гарм Гарм Опт, в Опт, в Опт, в
5. Даниил  А.   1(6) - 1(4) Гарм Гарм Гарм Опт, с Опт, с Опт, с
6. Даниил  Ф. - 2(12) 2(10) н/ОГ н/о н/о м/п, н м/п, н м/п, с
7. Женя  Н. 1(4) - - н/о Гарм Гарм Опт, с Опт, с Опт, с
8.Зина  П. - 1(6) 1(5) н/о н/о н/о г/п, с г/п, с г/п, с
9. Ира  З. 1(10) 1(6) - Гарм Гарм Гарм Опт, с Опт, с Опт, в
10.Ира  Э. 2(9) 1(5) - Гарм Гарм Гарм Опт, в Опт, в Опт, в
11.Катя Э. 2(20) 2(13) 1(5) Н.р. н/о Гарм г/п, с Опт, с Опт, в
12. Ксюша Л 2(9) 1(6) 1(3) Гарм Гарм Гарм Опт, в Опт, в Опт, в
13. Олег Д. 1(8) 1(8) 1(5) Гарм Гарм Гарм Опт, с Опт, с Опт, с

   Вывод: Исходя их данных количества дней пропущенных по болезни и количества бюллетеней наблюдается тенденция - снижение уровня заболеваемости детей. В 2008 году – количество бюллетеней составило  18 , а в 2010 году – 8. При этом также у 2 детей по показателям физического развития – уровень физического развития стал гармоничным. В двигательном развитии детей также наблюдается положительная тенденция – переход со среднего уровня до высокого.

   Таким образом, наблюдается улучшение  состояния здоровья, физического и двигательного развития детей. 

7. Подготовить доклад  для выступления  на педсовете в  дошкольном учреждении  на тему: «Деятельность  воспитателя по  диагностике и  прогнозированию  здоровья, физического и двигательного развития детей».

  Педагог осуществляет мониторинг развития ребенка и анализ состояния психологического микроклимата в группе. Проведение педагогической диагностики не должно носить обязательный характер, особенно с точки зрения фиксации её результатов в виде каких-либо «Тетрадей (альбомов) педагогической диагностики» и другой документации, отвлекающей педагога от выполнения его непосредственных обязанностей. 

    Исключительное право на её проведение с целью создания оптимальных психолого-педагогических  условий развития каждого ребёнка остаётся за педагогом  дошкольного учреждения. Педагог  подбирает  упражнения,  которые  соответствуют  функциональным  и  приспособительным  возможностям  детского  организма,  не  нанося  ущерба  его здоровью.  В процессе  физического воспитания  границы доступного  для ребенка материала расширяются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  самостоятельной  работы по темам, не включенным в практические и лабораторные занятия.

Тема 2. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) детей в дошкольном учреждении и семье.

  1. Раскрыть понятие «здоровье» и его значение в жизнедеятельности человека.

     Здоровье — состояние, характеризуемое физическим, психическим, социальным благополучием и отсутствием болезней. Ценность, к которой необходимо стремиться. Овладевая этой ценностью, индивид или группа людей более полно реализуют свои ожидания, удовлетворяют потребности, становятся более значимой общественной ценностью. Здоровье – это первоэлемент и ключ к любому дальнейшему развитию личности. Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам материнства и детства. Хорошее здоровье - один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.  

  1. Обосновать  необходимость системы  ЗОЖ ребенка в  дошкольном учреждении и семье.

    Сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека -  здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.

     Обеспечение безопасности детей, укрепление психофизического здоровья, физическое развитие, формирование навыков здорового охрана жизни – важное направление гармонического развития, особого внимания  к которому требует сама жизнь. Основными задачами формирования здорового образа жизни у дошкольников являются: - сохранение и укрепление физического здоровья; воспитание потребности и навыков здорового образа жизни; - формирование систем и функцией организма, обеспечение гармоничности физического развития; - сохранение и укрепление психического и психологического здоровья (эмоционального благополучия, душевного комфорта); - содействовать укреплению психологического здоровья детей посредством предупреждения отклонений в их эмоционально – личностном развитии; - приобщение детей к физической и психологической культуре.

     Проявляя заботу о сохранении и укреплении здоровья, необходимо уделить особое внимание формированию потребности в здоровом образе жизни, его основ у воспитанников. Важная тропа к реализации этой задачи – приобщение детей к природе, так как она не только среда обитания человека, но и значимый источник его духовности, физического  развития и здоровья. Важной составляющей здорового образа жизни является грамотное, рациональное питание. Питание детей должно быть полноценным по составу основных ингредиентов (белки, жиры, углеводы), витаминов, микроэлементов. Обязательной составляющей здорового образа жизни является потребность в физических упражнениях. Двигательная активность – необходимое условие здоровья и всестороннего развития детей.

     Главным результатом культуры  здорового образа жизни является  высокий уровень здоровья, умственной  и физической работоспособности,  психоэмоциональная устойчивость  и способность противостоять  разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям. 

  1. Показать  направления экологизации помещений и участка  дошкольного учреждения.

      Предметно-развивающая среда группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособия, игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Задача воспитателя – создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

      Основными требованиями, предъявляемыми к созданию экологической развивающей предметной среды в группе, ДОУ являются: - развивающий характер среды, обеспечение зоны ближайшего развития ребёнка и возникновения познавательных интересов, волевых качеств, чувств и эмоций у детей; - информативность (разнообразие, богатство объектов живой природы, дидактического  и  наглядного  материала,   использование  информационных средств (аудио, видео, компьютерной техники и пр.), что способствует удовлетворению познавательных способностей детей); - новизна (включение новых элементов среды повышает познавательный интерес); - эстетика организации среды. Животные и растительные объекты должны быть неприхотливы с точки зрения их содержания и ухода. 

  1. Выделить условия психологического комфорта как важнейшего компонента ЗОЖ.

  Окружающая среда, в которой живет ребенок, должна быть разнообразной, насыщенной, неординарной и постоянно меняющейся. Важным условием построения развивающей среды в детских садах является опора на личностно ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми, которая предполагает реализацию ряда принципов.

    Принцип уважения к интересам  и потребностям ребенка предполагает  предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения. Для этого следует соблюдать следующие условия:  - разнообразие и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;  - включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;  - предоставление свободы исследования для каждого ребенка;  - резерв свободного места и времени для разворачивания игр (свободное пространство в раздевалке, спальной комнате);  - предоставление каждому ребенку возможности свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;  - определение максимального уровня размещения игрового, дидактического материала согласно росту ребенка.

     Принцип уважения к мнению  ребенка, который заключается  в создании атмосферы личностного  комфорта. Определяющими становятся  способы общения -  понимание,  признание личности ребенка, способность взрослого стать на его позицию. Данный принцип находит свое отражение в следующем: - невмешательство взрослого в дела, которыми занят ребенок, без его просьбы;  - создание в детском саду такой психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что воспитатель принимает и любит его таким, какой он есть;  - отказ от высказывания личностных оценок и критики в адрес ребенка;  - представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права, которые не должны никем нарушаться.

     Принцип активности в разных  видах деятельности. Среда в дошкольном  учреждении, по сравнению с обычной  семейной обстановкой, должна  быть более интенсивно развивающей,  провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Среда развития должна побуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразную подвижную деятельность. Предметно-пространственная среда в детском саду должна предоставлять возможность построения не пересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу

    Очень важно так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.

     Таким образом, существует ряд  условий, обеспечивающих психологический комфорт ребенка в дошкольном образовательном учреждении: - личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога не только на интересы ребенка, но и умение заинтересовать и увлечь его;  - открытость дошкольного учреждения для родителей и других членов семьи дошкольника, сотрудничество руководителей и специалистов детского сада с семьей;  - активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к специфическому виду деятельности – игре; - развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми; - широкое использование средств искусства (музыки, литературы, живописи); - активная деятельность специалистов (педагога-психолога, социального педагога).

Информация о работе Дошкольное физическое воспитание