Дифференцированное образование как условие оптимизации образовательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцированный подход к проведению уроков информатики.

Задачи:

•изучить историю развития идей дифференциального обучения;
•раскрыть сущность, цели и формы дифференциального обучения;
•определить психолого-педагогические основы и критерии дифференцированного обучения;
•рассмотреть методы организации дифференциального обучения на уроках информатики.
Объект исследования — проблема дифференциации обучения в современных НПО И СПО.

Предмет исследования — дифференциация процесса обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………………….
4
1.1. История развития идей дифференциации обучения………………….. 4
1.2. Сущность, цели и формы дифференцированного обучения…………. 9
1.3. Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального обучения………………………………………………………………………...
14
ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ………………………………………………………………
24
2.1. Методика организации дифференцированного обучения информатике в школе………………………………………………………………………….
24
2.2. Профильная дифференциация на уроках информатики………………... 27
2.3. Применение уровневой дифференциации при изучении информатики. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………... 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

      Н.В. Апатовой предлагается на 4-5 курсах изучать объективно-ориентированное программирование на языке Паскаль; логическое программирование на Прологе или Лиспе; деревья, сети, фреймы; операционные системы, базы данных, информационные и экспертные системы.

      Однако  при этом она отмечает, что содержание может быть заменено курсами, в которых  изучается прикладная информатика, например:

      - "Информатика для математиков" – для студентов, занимающихся в математических группах, – содержит вопросы разработки и реализации на компьютере различных численных методов; моделирование различных пространств и множеств; изображение геометрических тел, их сечений, движение тел и фигур и другое.

       - "Информатика для филологов"  – анализ и генерация текстов,  работа с различными словарями  и другое.

       - "Информатика для биологов" – разработка и использование  готовых классификаторов, моделирование  поведения различных существ и их групп в различных условиях и т.д.

       - "Информатика для экономистов"  – анализ деятельности предприятия,  разработка и испытание модели, информационные системы и базы  данных.

      Как видно, здесь предлагается некоторый "смешанный" подход: с одной стороны, углубленное изучение информатики, а с другой, - специализация содержания по предметным областям и задачам других СПО учебных дисциплин.[13;210]

      Отмечают положительный момент выделения широкого спектра профильных курсов. Следует отметить также, что ориентация на углубленное изучение не всегда оправдана в определении содержания профильной дифференциации обучения. Кроме того, предложенные здесь критерии выделения профилей носят различный характер, недостаточно систематизированы.

      В профильной дифференциации обучения информатике важнейшее значение имеют 2 принципа:

    • Принцип "бинарного вхождения" образовательной области в содержание среднего специального образования, обоснованной В.С. Ледневым;
    • Принцип дифференциации содержания образования по его ведущей педагогической функции.

      В соответствии с принципом "двойного вхождения" образовательной области в содержание среднего специального образования, образовательная область отражается в содержании образования, с одной стороны, как объект изучения, с другой стороны, как некоторый аспект изучения всей окружающей действительности. К примеру, информатика представлена в содержании школьного образования, как учебный предмет, и отражена, как принцип "информатизации образования".

      Следуя  этой позиции, можно выделить принцип дифференциации по критерию "фундаментальных" и "прикладных" (для информатики – "пользовательских") профильных курсов.

      К такому же делению приведет и попытка дифференцирования их по другому критерию – ведущей педагогической функции. Тогда для "фундаментальных" курсов в качестве ведущей функции следует назвать формирование научного мировоззрения или, как принято говорить, "научной картины мира", а для "прикладных" – подготовку к практической деятельности, труду.

      Как же "профилируются" (дифференцируются по содержанию) профильные курсы информатики "фундаментального" направления?

      Направления их профилизации определяются применительно к предметным областям, являющимися ведущими для каждого конкретного направления специализации обучения в СПО.

      Иначе говоря, если взять основные направления специализации СПО по предметным областям: математика, информатика, естествознание, история и социальные науки, языки, то для каждого из них необходим свой профильный курс информатики. В каждом из таких курсов углубленно изучается тот раздел информатики, предмет которого пересекается с предметом науки, являющейся ведущей, определяющей направленность специализации образования в данном СПО.

      Основная  задача курсов такого типа – развитие научных представлений, формирование научного мировоззрения, обогащение изучения основ других фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или развитыми информатикой.

      Профильные  курсы информатики другого типа – прикладные (или "пользовательские") дифференцируются не по предметным областям, а по критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов – формирование (развитие) навыков использования методов и средств НИТ в разных областях. 

      2.3. Применение уровневой  дифференциации при  изучении информатики 

      Занятия по информатике в корне должны отличаться от традиционных занятий по любому другому предмету. Во-первых, на занятиях по информатике должна поощряться ошибка, ибо только через ошибку можно прийти к результату. Во-вторых, постоянная обратная связь с обучаемым через компьютер, объективная и лишенная эмоций, – это инструментарий индивидуального и развивающего обучения.

      Всё это позволяет активно использовать методику уровневой дифференциации.

      Уровневый подход, прежде всего, отражается при  составлении тематического планирования. Исходной для всякого рода дифференциации является мысль о том, что обучение всех детей по единым программам не позволяет каждому ребенку получить образование на уровне его интеллектуальных возможностей. Все дети, без исключения, могут учиться. Единственное, на что они подчас оказываются неспособными, – это учиться так, как предписывается конкретной программой, учебником или учителем. А обучение без мотивации просто невозможно. Программы разного уровня позволяют охватывать практически всех студентов, организовывать учебный процесс, адаптированный к способностям студентов. Различие уровневых программ состоит в:

    1. Объёме учебного материала – количество часов, необходимых для усвоения конкретной темы больше в классах или группах повышенного уровня;
    2. Сложности программы – она определяется совокупностью структурированных определенным образом элементов учебной информации, подлежащих усвоению;
    3. В количестве часов, отведенных на самостоятельную работу, предназначенных для выполнения проектных работ, для работы с литературой.

      Для организации дифференцированного контроля за знаниями студентов  на уроках информатики и вне специалистами разработаны блоки уровневых дидактических материалов:

       I уровень основывается на обязательных  программных требованиях к базовому курсу информатики.  Здесь представлены  задания для закрепления базовых конструкций и знакомства с минимальным набором необходимых технологических приемов. Большинство заданий полностью формализовано, методы и алгоритмы их решения «прозрачны» для студентов.

      II уровень является более сложным.  В ряде заданий этого уровня  необходимо провести частичную  формализацию условия, основываясь  на изученных приемах разработать  собственный алгоритм решения.

      III уровень соответствует повышенной  сложности изучения информатики и ориентирован на студентов, желающих иметь более глубокие знания по предмету. Здесь встречаются задания, требующие специальных знаний и творческого подхода, умения формализовать задачу. При организации контрольных работ студентам предоставляется возможность выбирать свой уровень обученности, выполнять задания в удобном для них темпе, на доступном уровне требований и сложности материала. Каждый студент, опираясь на свой субъективный опыт, возможности, степень усвоения изученной темы, выбирает уровень контрольной работы.

      Исходя  из проведенного педагогом Корепановой  Э.П., на протяжении трех лет, исследованием (наблюдение за деятельностью студентов, проведение диагностического мониторинга) выявлены качественные характеристики уровневого обучения: предлагаемые студентам разные уровни сложности и объём изучаемого материала; различие учебных программ разных уровней по содержанию и по времени изучения. Эффективность уровневого подхода особенно высока для студентов с повышенной мотивацией, но и менее сильные (мотивированные) учащиеся ничего не теряют в своём развитии. Студенты, объективно оценивая свои возможности, комфортно чувствуют себя на уроках информатики. Наблюдается стабильное распределение учеников по уровням распределения материалов, а главное выявляется положительная динамика. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Успешное  развитие познавательной активности и самостоятельности студентов возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого студента с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности студента, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

      В ходе исследовательской работы были получены следующие результаты:

  1. Исследованы идеи развития теории и практики дифференциации процесса обучения. Рассмотрены отечественные и зарубежные взгляды педагогов, различные планы по внедрению дифференциации в процесс обучения;
  2. Изучены сущность, цели и формы дифференциации процесса обучения;
  3. Рассмотрена работа по дифференциальной технологии на уроках информатики. Применение дифференциации заданий даёт возможность максимального усвоения знаний студентами с разным уровнем знаний;
  4. Определено значение дифференциации обучения информатике;
  5. Выявлена сущность профильной и уровневой дифференциаций обучения на уроках информатики.

      Дифференцированное  обучение студентов каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления студентов. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.

      Решение любых проблем, а в образовании  в первую очередь, невозможно без  постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. И задача учителя главным образом состоит в том, чтобы помочь студенту стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Босова  Л.Л. Арифметические и логические основы ЭВМ. М.: Информатика и образование, 2007 г.
  2. Босова Л.Л. Разноуровневые дидактические материалы. Часть I. М.: Информатика и образование (в печати).
  3. Захарова Т. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени СПО: Монография. - М, 2007, 212с.
  4. 21. Компьютерный  психолого-педагогический  мониторинг:   Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, А.А. Рузаков.– Электрон. дан.– М.: Педагогическое общество России, 2000
  5. Кузнецов А.А. О разработке стандарта среднего специального образования по информатике.// Информатика и образование. - 2009.- №1.
  6. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов физико-математических факультетов пединститутов. - Свердловск: Пед. Институт, 2007.- 152с.
  7. Мануйлов В.Г. Основы информационных технологий.// Информатика и образование. - 2005.- №3.
  8. Матрос Д.Ш., Рузаков А.А. Информатизация среднего специального образования: материалы XVI Международной конф. «Применение новых технологий в образовании», 28-29 июня 2005г. г. Троицк, Московской области.– МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».– Троицк, 2005.– С. 400–402.
  9. Матрос Д.Ш., Рузаков А.А. Информатизация общего среднего образования: сб.  трудов  участников  конф. XVI  конференция-выставка «Информационные технологии в образовании».– М.: МИФИ, 2005.– С. 49–50.
  10. Матрос Д.Ш., Рузаков А.А. Информатизация среднего специального образования: материалы XVII Международной конф. «Применение новых технологий  в образовании», 28-29  июня 2006г.  г. Троицк, Московской  области. – МОО Фонд новых технологий  в образовании «Байтик».– Троицк, 2006.– С. 179–181.
  11. Матрос Д.Ш., Рузаков А.А. Информатизация среднего специального образования: сб.  трудов  участников  конф. XVII  конференция-выставка «Информационные технологии в образовании».– М.: МИФИ, 2006.– С. 53–55.
  12. Матрос Д.Ш.,  Рузаков А.А.  Единое  информационное  пространство СПО: материалы XVIII Международной конф. «Применение новых технологий в образовании», 27-28  июня 2007г.  г.  Троицк, Московской  области.– МОО Фонд новых технологий  в образовании «Байтик».– Троицк, 2007.– С. 441–443.
  13. Монахов В.М. и др. Проблема дифференциации обучения в средних специальных заведениях: Методические рекомендации учителю о дифференцированном обучении как средстве индивидуализации развития личности студента./Под ред. К.Н. Мешалкиной, В.А. Орлова. - М.,2007.
  14. Основные компоненты содержания информатики в средних специальных учреждениях.// Информатика и образование. - 2005.- №4.
  15. Программно-методические материалы: Информатика. - 96с.
  16. Рузаков А.А. Дифференцированное обучение информатике на основе индивидуальных  особенностей  студентов:  материалы XVIII Международной конф. «Применение новых технологий в образовании», 27-28 июня 2007г. г. Троицк, Московской области.– МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».– Троицк, 2007.– С. 451–454.
  17. Рузаков А.А.  Индивидуально-дифференцированный  подход  изучения  информатики с учётом психологических особенностей студентов: материалы Всероссийской конф.– Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2006.– С. 48.
  18. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 2005.- 192с.
  19. Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении: Методические рекомендации. - М.: НИИ ОП, 2009.- 65с.
  20. Якиманская И.С. и др. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения. // Советская педагогика. – 2008. – №4. – С. 44-52.
  21. Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. - М.: Знание, 2005.- 78с.

Информация о работе Дифференцированное образование как условие оптимизации образовательного процесса