Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:44, курсовая работа
Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцированный подход к проведению уроков информатики.
Задачи:
•изучить историю развития идей дифференциального обучения;
•раскрыть сущность, цели и формы дифференциального обучения;
•определить психолого-педагогические основы и критерии дифференцированного обучения;
•рассмотреть методы организации дифференциального обучения на уроках информатики.
Объект исследования — проблема дифференциации обучения в современных НПО И СПО.
Предмет исследования — дифференциация процесса обучения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………………….
4
1.1. История развития идей дифференциации обучения………………….. 4
1.2. Сущность, цели и формы дифференцированного обучения…………. 9
1.3. Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального обучения………………………………………………………………………...
14
ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ………………………………………………………………
24
2.1. Методика организации дифференцированного обучения информатике в школе………………………………………………………………………….
24
2.2. Профильная дифференциация на уроках информатики………………... 27
2.3. Применение уровневой дифференциации при изучении информатики. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………... 38
Н.В. Апатовой предлагается на 4-5 курсах изучать объективно-ориентированное программирование на языке Паскаль; логическое программирование на Прологе или Лиспе; деревья, сети, фреймы; операционные системы, базы данных, информационные и экспертные системы.
Однако при этом она отмечает, что содержание может быть заменено курсами, в которых изучается прикладная информатика, например:
- "Информатика для математиков" – для студентов, занимающихся в математических группах, – содержит вопросы разработки и реализации на компьютере различных численных методов; моделирование различных пространств и множеств; изображение геометрических тел, их сечений, движение тел и фигур и другое.
- "Информатика для филологов" – анализ и генерация текстов, работа с различными словарями и другое.
- "Информатика для биологов"
– разработка и использование
готовых классификаторов,
- "Информатика для экономистов"
– анализ деятельности
Как видно, здесь предлагается некоторый "смешанный" подход: с одной стороны, углубленное изучение информатики, а с другой, - специализация содержания по предметным областям и задачам других СПО учебных дисциплин.[13;210]
Отмечают положительный момент выделения широкого спектра профильных курсов. Следует отметить также, что ориентация на углубленное изучение не всегда оправдана в определении содержания профильной дифференциации обучения. Кроме того, предложенные здесь критерии выделения профилей носят различный характер, недостаточно систематизированы.
В профильной дифференциации обучения информатике важнейшее значение имеют 2 принципа:
В соответствии с принципом "двойного вхождения" образовательной области в содержание среднего специального образования, образовательная область отражается в содержании образования, с одной стороны, как объект изучения, с другой стороны, как некоторый аспект изучения всей окружающей действительности. К примеру, информатика представлена в содержании школьного образования, как учебный предмет, и отражена, как принцип "информатизации образования".
Следуя этой позиции, можно выделить принцип дифференциации по критерию "фундаментальных" и "прикладных" (для информатики – "пользовательских") профильных курсов.
К такому же делению приведет и попытка дифференцирования их по другому критерию – ведущей педагогической функции. Тогда для "фундаментальных" курсов в качестве ведущей функции следует назвать формирование научного мировоззрения или, как принято говорить, "научной картины мира", а для "прикладных" – подготовку к практической деятельности, труду.
Как же "профилируются" (дифференцируются по содержанию) профильные курсы информатики "фундаментального" направления?
Направления их профилизации определяются применительно к предметным областям, являющимися ведущими для каждого конкретного направления специализации обучения в СПО.
Иначе говоря, если взять основные направления специализации СПО по предметным областям: математика, информатика, естествознание, история и социальные науки, языки, то для каждого из них необходим свой профильный курс информатики. В каждом из таких курсов углубленно изучается тот раздел информатики, предмет которого пересекается с предметом науки, являющейся ведущей, определяющей направленность специализации образования в данном СПО.
Основная задача курсов такого типа – развитие научных представлений, формирование научного мировоззрения, обогащение изучения основ других фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или развитыми информатикой.
Профильные
курсы информатики другого типа
– прикладные (или "пользовательские")
дифференцируются не по предметным областям,
а по критерию вида информационной деятельности.
Основное назначение таких курсов – формирование
(развитие) навыков использования методов
и средств НИТ в разных областях.
2.3.
Применение уровневой
дифференциации при
изучении информатики
Занятия по информатике в корне должны отличаться от традиционных занятий по любому другому предмету. Во-первых, на занятиях по информатике должна поощряться ошибка, ибо только через ошибку можно прийти к результату. Во-вторых, постоянная обратная связь с обучаемым через компьютер, объективная и лишенная эмоций, – это инструментарий индивидуального и развивающего обучения.
Всё
это позволяет активно
Уровневый
подход, прежде всего, отражается при
составлении тематического
Для
организации
I уровень основывается на
II
уровень является более
III
уровень соответствует
Исходя
из проведенного педагогом Корепановой
Э.П., на протяжении трех лет, исследованием
(наблюдение за деятельностью студентов,
проведение диагностического мониторинга)
выявлены качественные характеристики
уровневого обучения: предлагаемые студентам
разные уровни сложности и объём изучаемого
материала; различие учебных программ
разных уровней по содержанию и по времени
изучения. Эффективность уровневого подхода
особенно высока для студентов с повышенной
мотивацией, но и менее сильные (мотивированные)
учащиеся ничего не теряют в своём развитии.
Студенты, объективно оценивая свои возможности,
комфортно чувствуют себя на уроках информатики.
Наблюдается стабильное распределение
учеников по уровням распределения материалов,
а главное выявляется положительная динамика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности студентов возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого студента с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности студента, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
В ходе исследовательской работы были получены следующие результаты:
Дифференцированное обучение студентов каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления студентов. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.
Решение
любых проблем, а в образовании
в первую очередь, невозможно без
постоянного следования правилу: не
получится ничего, если нет взаимопонимания,
сотрудничества между взрослым и ребенком,
взаимного уважения. Воспитание и обучение
человека – задача сложная, многогранная,
всегда актуальная. В каждом ребенке заложен
огромный потенциал, реализация которого
во многом зависит от взрослых. И задача
учителя главным образом состоит в том,
чтобы помочь студенту стать свободной,
творческой и ответственной личностью,
способной к самоопределению, самоутверждению
и самореализации.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Дифференцированное образование как условие оптимизации образовательного процесса