Дифференцированное образование как условие оптимизации образовательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцированный подход к проведению уроков информатики.

Задачи:

•изучить историю развития идей дифференциального обучения;
•раскрыть сущность, цели и формы дифференциального обучения;
•определить психолого-педагогические основы и критерии дифференцированного обучения;
•рассмотреть методы организации дифференциального обучения на уроках информатики.
Объект исследования — проблема дифференциации обучения в современных НПО И СПО.

Предмет исследования — дифференциация процесса обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………………….
4
1.1. История развития идей дифференциации обучения………………….. 4
1.2. Сущность, цели и формы дифференцированного обучения…………. 9
1.3. Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального обучения………………………………………………………………………...
14
ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ………………………………………………………………
24
2.1. Методика организации дифференцированного обучения информатике в школе………………………………………………………………………….
24
2.2. Профильная дифференциация на уроках информатики………………... 27
2.3. Применение уровневой дифференциации при изучении информатики. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………... 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

      Различно  развито и восприятие информации у студентов. Их можно подразделить  по типу познания на “зрителей”, “слушателей”, “деятелей”, в зависимости от  того, какому органу чувств отдаётся предпочтение – зрительному, слуховому или осязательному.

      Влияет, конечно, на результаты обучения и пол студента. Девушки вписываются в школьную среду легче. Они предпочитают чаще слуховой способ познания. У них обычно шире словарный запас и говорить они начинают раньше. У юнышей же более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более чёткое ощущение пространства.

      Кроме того, при обучении информатике возникает  необходимость дифференциации по умениям  работы с компьютером: у студентов разный уровень знаний по информатике, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование ресурсов Интернета и т.д.).

      И как же строить урок, чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету, учитывая все выше сказанное?

      При изучение нового материала можно  создавать разноуровневые группы по качеству знаний: сильные – первая группа; средние – вторая группа; слабые – третья группа. По способу  мышления: первая группа – студентов со стандартным мышлением; вторая группа – студентов с творческими способностями. Студенты с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, будут чувствовать себя более комфортно.

      Преподаватель объясняет тему для всего класса, если не последует  вопросов от студентов первой группы (сильных студентов), они получают задания творческого характера.

      Для студентов второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то студенты второй группы получают задания с элементами творчества.

      Для студентов третьей группы ещё раз объясняется материал с использованием таблиц, учебника и даётся практическое задание. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученному,  усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений, каждый работает в меру своих сил и возможностей, не теряет интереса к предмету. Разноуровневые группы подвижны. Если студент второй и третьей групп работает в полную силу, справляется с заданиями, он может перейти в другую группу.  Каждый получает справедливо заработанную оценку.

      Но  при делении студентов на группы существуют как свои плюсы так и минусы.

      К положительным аспектам можно отнести:

    • Исключается уравниловка студентов;
    • Облегчается усвоение материала в слабых группах;
    • Более быстрое продвижение сильных студентов в образовании;
    • Повышается уровень самосознания студентов;
    • Возможность эффективно работать с “трудными”;
    • Повышается уровень мотивации студентов;
    • Обучение ориентировано на “зону ближайшего развития студента”;
    • Возможность помогать “слабому”.

      Отрицательные аспекты:

    • Высвечивается социально-экономическое неравенство;
    • Деление детей по уровню развития не гуманно;
    • Перевод в слабые группы плохо отражается на самооценке студентов;
    • Понижается уровень самосознания: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности;
    • Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах;
    • Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними;
    • Дополнительные силы и время для составления и проверки разноуровневых заданий;
    • Несовершенство диагностики.

      Особого внимания требуют студенты, имеющие высокий уровень подготовки. Чаще всего при общеклассной  работе они остаются  занятыми не в полную меру. Такие студенты нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах, творческого характера, именно это позволит им максимально развивать свои учебные возможности.

      Сильный студент может выступать в роли учителя или его ассистента. В этом случае идёт не только шлифовка знаний, но их более глубокое осмысление, формируется навык применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности. Ассистенты могут выполнять следующие функции:

    • проверка заданий, выполненных студентами, рецензирование выполнения работы;
    • помощь слабым студентам при работе над ошибками после контрольных и самостоятельных работ;
    • выполнение обязанностей консультантов  в процессе группой работы, при проведении лабораторных и практических работ;
    • обобщение при подведении итогов урока.

      В особой помощи нуждаются слабые студенты. Задача учителя – довести их до уровня средних, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа должна организоваться, чтобы  со временем степень самостоятельности студентов возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. С этой целью для слабых студентов используются различные карточки для индивидуальной работы, образцы выполнения заданий, выбор правильного решения из ряда решений, также опорные схемы, алгоритмы действий или карточки - информаторы и т.д.

      Информатика, как ни один другой школьный предмет, допускает рассмотрение практически  любой учебной задачи в двух уровнях сложности: студент выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему информационной технологии или же студент жестко следует поставленным требованиям. Например, при решении задач по теме "Моделирование" студенты выбирают, каким способом им обсчитывать поведение модели: при помощи калькулятора, с использованием Excel или написать программу на алгоритмическом языке.

      В зависимости от специфики содержания материала и с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся  можно выбрать следующие методы обучения и соответствующие им приемы преподавания и приемы учения.

      Решение любых проблем, а в образовании в первую очередь, невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. И задача учителя главным образом состоит в том, чтобы помочь студенту стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. 

      2.2. Профильная дифференциация  на уроках информатики 

      В психолого-педагогической, дидактической  и методической литературе принято  различать 2 основных типа дифференциации содержания обучения: профильную и  уровневую.

      Стремительный рост объема информации в современном  мире делает невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком, приводя  к необходимости его специализации  в определенной сфере, а, следовательно, и специализации его подготовки на основе среднего специального образования. Профильная дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.

      В литературе сущность профильной дифференциации содержания образования определяется в направленной специализации образования  в области устойчивых интересов, склонностей и способностей, обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении.

      Профильная  дифференциация предусматривает объединение студентов в относительно стабильные группы, где идет обучению предмету пол особым программам, которые различаются содержанием, требованиями к знаниям и умениям студентов.

      Анализируя  практическую реализацию профильной дифференциации содержания образования, большинство  исследователей отмечает, что наиболее благоприятный возраст для профильного  обучения, исходя из возрастных особенностей студентов – 18 лет когда начинают формироваться устойчивые познавательные интересы, профессиональные намерения.

      Профильная  дифференциация основана на добровольном выборе студентами профиля обучения, исходя из их познавательных интересов, способностей, достигнутых результатов обучения и профессиональных намерений. Она обращена на реализацию индивидуального подхода по отношению к отдельным группам студентов. Процесс обучения в различных группах протекает по-разному: отличается содержание образования, изменяется доминирующая роль тех или иных методов обучения, их формы и пре мы, стиль взаимоотношений студентов и учителя.

      В последние годы в российской школе  наблюдается резкий рост интереса к  проблеме профильной дифференциации. Во многих СПО страны созданы классы с углубленным изучением отдельных предметов; организуются профильные классы: гуманитарные, технические, естественнонаучные, физико-математические и другие.

      Рассмотренная выше структура обучения информатике, теоретически обоснованная в ряде работ и уже складывающая в настоящее время в практике СПО И НПО, предусматривает продолжение образования в области информатики и информационных технологий в рамках дифференцированного обучения в старших группах.

      В настоящее время под влиянием пресса информатизации складывается новая общественная структура – информационное общество. Его развитие существенным образом влияет на цели и содержание образования, стимулирует изменение методов и организационных форм обучения.

      Оценивая  проникновение информатики и компьютеров в различные сферы деятельности человека, их влияние на развитие общества, многие исследователи характеризуют этот процесс как новую научно-техническую революцию. По их мнению, развитие компьютеров и информационных технологий приведет к тому, что к 2000 году большая часть (около 90%) населения развитых стран мира будет занято в сферах деятельности, связанных с информационной индустрией.

      Как известно, общеобразовательное значение учебного предмета, педагогические функции  образовательной области определяется ее вкладом в решение основных задач общего образования человека:

    1. Формирование современного научного мировоззрения студентов;
    2. Развитие мышления студентов;
    3. Подготовка выпускников СПО И НПО к практической деятельности, продолжению образования, труду в информационном обществе.

      Велика  роль изучения информатики для развития мышления школьников, формирования черт личности, отвечающих требованиям современного производства.

      Изучение  информатики связано также с  формированием целого ряда важнейших обще учебных, интеллектуальных умений (например, формулирование цели, выделение и координация подцелей, анализ исходных условий и средств, формализация содержания задачи, построение модели и т.д.).

      Общеобразовательная функция информатики связана  также с решением задачи подготовки студентов к труду, продолжению образования в условиях информатизации народного хозяйства, реализацией задач политехнического образования и профессионального самоопределения молодежи.

      Роль  изучения информатики в этой области определяется тем, что методы, и средства информатики используются в настоящее время уже практически во всех областях человеческой деятельности.

      Учитывая, что одной из основных задач дифференциации содержания обучения в СПО является предпрофессиональная подготовка студентов в области выбранной специализации, а также подготовке к продолжению образования в этой области, можно предположить, что информатика, информационные технологии должны стать одним из обязательных компонентов содержания профильного обучения в любом из направлений специализации СПО И НПО.

      Таким образом, анализ значения информатики  для решения основных задач школьного образования, формирования ряда важнейших компонентов личности студентов, ее вклада в подготовку молодежи к труду, последующему профессиональному образованию убедительно показывает необходимость обязательного продолжения обучения этому предмету в рамках дифференциации образования на старшей ступени школы независимо от выбранного профиля специализации.

      Это обстоятельство ставит информатику в уникальное положение в учебном плане СПО, определяет ее главную особенность с точки зрения дифференциации образования. Обоснование обязательности продолжения обучения информатике в старших группах в форме одного из профильных курсов в рамках дифференциации обучения становится одним из важнейших принципов построения многоэтапной структуры обучения информатике в СПО и НПО.

Информация о работе Дифференцированное образование как условие оптимизации образовательного процесса