Дифференцированное образование как условие оптимизации образовательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцированный подход к проведению уроков информатики.

Задачи:

•изучить историю развития идей дифференциального обучения;
•раскрыть сущность, цели и формы дифференциального обучения;
•определить психолого-педагогические основы и критерии дифференцированного обучения;
•рассмотреть методы организации дифференциального обучения на уроках информатики.
Объект исследования — проблема дифференциации обучения в современных НПО И СПО.

Предмет исследования — дифференциация процесса обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………………….
4
1.1. История развития идей дифференциации обучения………………….. 4
1.2. Сущность, цели и формы дифференцированного обучения…………. 9
1.3. Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального обучения………………………………………………………………………...
14
ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ………………………………………………………………
24
2.1. Методика организации дифференцированного обучения информатике в школе………………………………………………………………………….
24
2.2. Профильная дифференциация на уроках информатики………………... 27
2.3. Применение уровневой дифференциации при изучении информатики. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………... 38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

     Е.А. Певцова, И. Унт и др. рассматривают дифференциацию обучения, как процесс направленный на развитие способностей, интересов студентов, на выявление их творческих возможностей. При этом происходит разделение учебных планов, программ по различным направлениям научного знания и деятельности человека. И.М. Чередов видит в дифференциации обучения способ оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной организации учебного процесса. Во многих работах (М.Д. Виноградова, В.А. Кольцова, Х.Й. Лийметс, А.В. Мудрик, Г.И. Щукина и др.) дифференциация рассматривается как важнейший фактор развития познавательной активности обучаемых. [16]

     В методическом аспекте проблема дифференциации обучения рассматривается в работах Ю.И. Дика, В.М. Монахова, А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, С.А. Бешенкова, Г.В. Дорофеева, Н.Н. Петровой, В.В. Фирсова, В.А. Орлова, СБ. Суворовой, Л.В. Кузнецовой и др. Дифференциация обучения в этих исследованиях понимается как организация и методика обучения, «при которой каждый студент, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает, право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям». [17]

     Концепция дифференциации обучения исходит их того, что «дифференциация выступает как определяющий фактор демократизации и гуманизации системы образования». В данной работе сформулированы основные цели дифференциации образования, определяемые с трех позиций:

     С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого студента.

     Цели  индивидуализации:

  • учет индивидуальных различий для лучшей реализации общих, единых для всех целей обучения;
  • воспитание индивидуальности с целью противодействия нивелирования личности.

     Важнейшим средством для достижения второй цели является предоставление студентам возможности выбора.

     С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом. [20]

     С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем НПО И СПО путем создания новой методической системы дифференцированного обучения студентов, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

     В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения (А.В. Баранников, А.А. Кузнецов, О.Б. Логинова, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков и др.), построения «индивидуального образовательного маршрута» (А.Г. Каспаржак, К.Н. Поливанова, Е.Л. Рачевский, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин и др.).

     В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:

  • уровневую;
  • профильную.

     Стремительный рост объема информации в современном мире, постоянное расширение сферы человеческой деятельности делают невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком. Это приводит к необходимости его специализации в определенной сфере, и поэтому специализации его подготовки теперь уже и на уровне общего образования. Профильная дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи. [20]

     В современной педагогике цель профильной дифференциации содержания обучения определяется «в направленной специализации образования области устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении» [5].

     С профильной дифференциацией содержания образования связывают возможности максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей личности учащегося, более эффективной и целенаправленной подготовки их к продолжению образования в избранной области, предполагаемой профессиональной деятельности.

     Профильная  дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор студентам направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений. Она тесно связана с осуществлением индивидуального подхода по отношению к отдельным группам студентов.

     Поэтому решение проблемы дифференциации содержания обучения играет большую роль в реализации личностно-ориентированной модели обучения.

     Личностно-ориентированная  модель обучения, разрабатываемая в настоящее время в целом ряде психолого-педагогических, дидактических и методических исследованиях направлена на развитие умственных способностей студентов на основе максимального учета и использования индивидуальных особенностей их познавательной деятельности и мышления. Для этого можно использовать:

  • выбор содержания обучения соответствующего уровня, но не ниже обязательного, заданного государственным стандартом;
  • обоснованное сочетание дифференциации и интеграции, разработку структуры учебной деятельности студентов, максимально развивающей их способности, мотивацию, устремления; присвоение школьникам опыта деятельности различного типа - коммуникативной, когнитивной, трудовой, эстетической и др., учитывая, что в этом случае происходит воздействие на все сферы личности: когнитивную, волевую, социально-психологическую, деятельностно-практическую;
  • создание благоприятных условий в социальном окружении. Таким образом, развитие личности осуществляется при реализации активности студента, его самостоятельности, инициативности.

     Профильная  дифференциация в организационном аспекте предполагает объединение студентов в относительно стабильные группы, где учебный процесс идет по образовательным программам, различающимся содержанием, требованиями к уровню студентов.

     Психолого-педагогические исследования и имеющийся опыт реализации профильной дифференциации содержания образования показывают, что наиболее оптимальный возраст для профильного обучения, исходя из возрастных особенностей студентов, 18 лет, т.е. возраст, когда начинают формироваться устойчивые познавательные интересы, профессиональные устремления и т.д.

     Важнейшим направлением профильной дифференциации содержания образования являются предметы изучения научных дисциплин, основы которых представлены в среднем профессиональном образовании, иначе говоря, «предметный» подход к дифференциации.

     Профильная дифференциация содержания образования по предметным областям в настоящее время уже получила достаточно широкое распространение в практике СПО разных регионов страны.

     Вместе  с тем предлагаются и другие подходы  к профильной дифференциации содержания образования, в частности, проектируемая профессия. В этом случае осуществляется объединение обучаемых по интересу, склонности к тому или иному виду деятельности.

     Наличие корреляции между учебными интересами студентов и их профессиональными намерениями установлено исследованиями психологов и социологов. Так, И.С. Кон отмечает, что на этапе профессионального самоопределения, называемом в психологии ступенью предварительного выбора профессии (он охватывает весь подростковый и значительную часть юношеского возраста) «различные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения интересов подростка... затем с точки зрения его способностей... и, наконец, с точки зрения его системы ценностей...» [7].

     Важнейшим фактором развития способностей студентов является формирование устойчивых специальных интересов. Это интересы к определенной сфере человеческой деятельности, которые затем перерастают в устремления профессионально заниматься этим видом деятельности. Аналогично возникновение интереса, мотивации к той или иной учебной деятельности тесно связано с пробуждением определенных способностей к ней и инициирует их развитие.

     Проведенный анализ психолого-педагогических и дидактических основ, а также практики профильной дифференциации содержания образования в школе показывает, что:

  • профильная дифференциация содержания образования является одним из эффективных средств повышения качества образования, развития способностей, склонностей, интересов студентов; активности их познавательной деятельности;
  • профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших группах, носящих предпрофессиональный характер, позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников СПО к успешному продолжению образования, а сама такая подготовка рассматривается в настоящее время как одна из основных задач старшей ступени СПО;
  • профильная дифференциация содержания обучения является для старшегрупников средством самореализации, возможностью реально оценить свои познавательные способности, профессиональные намерения, наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения;
  • основаниями для профильной дифференциации содержания образования являются основные предметные области знания и профессиональные намерения студентов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ 

    2.1. Методика организации  дифференцированного  обучения информатике  в СПО И НПО. 

      Дифференциация  обучения является в настоящее время  одним из ключевых направлений обновления СПО И НПО.

      Информатика, как учебный предмет, предоставляет  особенно большие возможности для  реализации дифференциации обучения, которые обусловлены:

    • во-первых, потенциалом информационных технологий, принесенных в учебный процесс информатикой;
    • во-вторых, широкими межпредметными связями этой учебной дисциплины;
    • в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения – средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека, которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.

      Необходимость дифференцированного подхода к  учащимся вытекает из того, что учащиеся различаются  своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего мира, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить уверенность  в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

      Используя систему дифференцированного обучения, необходимо учитывать психологические особенности каждого студента, его реальные возможности.

      Не  нужно забывать о темпераменте студентов. Темперамент сказывается на динамике протекания не только эмоциональных, но и мыслительных, волевых процессов, поэтому он влияет на ход учебной деятельности. Так, например, холерики – сильные, энергичные, но не уравновешенные дети, которые быстро раздражаются, способные и на агрессивные поступки. Но если они теряют веру в свои силы, способности, у них наступает апатия, подавленное настроение. Они ничего не будут делать на уроке, пока учитель не вернёт веру в свои силы. Таким детям нужно давать в течение урока работу, которая их увлечёт, даст пищу уму и будет посильна. И противоположность – меланхолики - замкнутые, нерешительные в трудных обстоятельствах. Однако в спокойной, привычной для них обстановке,  могут успешно справляться со сложными заданиями. Для этих детей очень важны внимание, поддержка учителя. Изменить темперамент нельзя, но научить управлять им можно.

Информация о работе Дифференцированное образование как условие оптимизации образовательного процесса