Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:02, дипломная работа
Цель исследования: определить роль познавательного интереса в обучении младших школьников и сформировать комплекс дидактических игр для формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать понятие познавательного интереса младших школьников, определить его место и роль в обучении младших школьников.
3. Определить значимость дидактических игр в учебном процессе и изучить методику проведения дидактических игр в учебной литературе.
4. Сформировать комплекс дидактических игр, способствующих развитию познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса посредством дидактических игр.
6. Описать и проанализировать результаты использования дидактических игр на уроках математики с целью развития познавательно интереса.
Введение 3
Глава I Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса младших школьников
§1 Сущность понятия «познавательный интерес» и его структура 5
§2 Место и роль познавательного интереса в обучении младших школьников 14
§3 Дидактические игры в обучении математике и методика их проведения 17
Глава II Результаты экспериментальной работы
§1 Констатирующий эксперимент №1 28
§2 Формирующий эксперимент 33
§3 Констатирующий эксперимент №2 37
Заключение
Литература
4. Учитель интересно рассказывал о…
5. Если бы я стал учителем, то учил бы детей…
6. Когда мы играем в школу…
При анализе предложений обращается внимание на объект интереса и его локализацию.
Методика №2
Цель:
выявить круг познавательных интересов,
характерный для данного
Предложить
учащимся класса составить расписание
уроков на неделю, исходя из своих интересов.
Для анализа результатов выбрать из каждого
расписания предметы, занявшие 1-е, 2-е,
3-е места и внести их в таблицу.
№ | Фамилия, имя учащегося | Учебные предметы | |||||
труд | чтение | рисование | математика | русский язык | окружающий мир | ||
Прямые признаки характеризующие свойство «Познавательная потребность в математической деятельности».
№ | Параметры | Качественные различия параметров и их уровней развития у детей | ||
средний | высокий | высший | ||
1 | Увлеченность решением различного рода задач | Стремится к решению задач любым путем | Увлекается поиском не одного, а нескольких способов решения задач | Испытывает потребность в поиске наиболее рационального способа решения |
2 | Проявление настойчивости при изучении математики | проявляет настойчивость, главным образом, под наблюдением учителя | проявляет настойчивость при изучении математики в ситуациях, явно привлекательных | Упорство и настойчивость проявляет при занятиях математикой |
3 | Отношение к количеству и качеству выполняемой работы | Особое удовлетворение вызывает объем (количество) выполняемой работы | Увлекает сам процесс математической деятельности | Всегда испытывает наслаждение, удовольствие от высокого качества результатов математической деятельности |
4 | Степень внешней активности при усвоении знаний | В процессе восприятия математических знаний внимателен, но вопросы задает редко. В спор не вступает. | Внимателен, задает много вопросов, но в основном по материалу интересующему его. | Активен всегда,
воспринимает математические знания с
большим эмоциональным |
§ 2 Формирующий
эксперимент
После проведения первого констатирующего эксперимента была выбрана группа учащихся из 8 человек, у которых интерес к математике был на недостаточно высоком уровне.
Повышение познавательного интереса учащихся мы планировали посредством использования на уроках математики дидактических игр.
При отборе игр нами учитывалось, чтобы выбранные игры, кроме повышения интереса, выполняли коррекционные задачи обучения, с учетом особенностей развития детей, а так же, способствующие ликвидации трудностей, которые дети испытывали при обучении математике, раскрывали потенциальные возможности и положительные качества личности учащихся, которые безразлично относятся к учению вообще, и к математике в частности.
На протяжении четырех недель практики на каждом уроке математики мною включались дидактические игры в уроки в соответствии с изучаемой темой.
Игры проводились на различных этапах урока, а также на дополнительных занятиях.
Фрагменты уроков, на которых использовались дидактические игры представлены ниже.
Класс: 3
Тема урока: Ознакомление с приемами устного сложения и вычитания для случаев вида: 450 30, 450 300.
Цели урока: создать условия для ознакомления учащихся с новыми приемами сложения и вычитания, закрепления вычислительных навыков;
- создать условия для развития познавательного интереса, внимания, мышления, памяти, используя дидактические игры;
-
воспитывать аккуратность, трудолюбие,
дисциплинированность, уважение друг
к другу.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Анализ урока |
Устный счет | Ребята, а сейчас
мы с вами поиграем в игру «Какой
пример решен»
Посмотрите на доску, здесь написаны примеры: 860-800 80+60 374-300 105+41 - Прочитайте их про себя. - Вызывается ученик к доске и поворачивается к ней спиной. - Я буду
молча показывать пример. Вы должны
решить этот пример и сказать
ответ, а вызванный ученик Тот ученик, который правильно назовет все примеры, будет считаться лучшим счетчиком. Если ошибается, выходит другой ученик. |
- Дети знакомятся с примерами, решают их. - Выходит один ученик к доске. |
В целом на уроке были реализованы поставленные цели. Игра прошла хорошо, детям понравилась, они принимали в ней активное участие. |
Класс: 3
Тема урока: Ознакомление с приемами устного сложения и вычитания для случаев вида: 470+80, 560-90.
Цели урока: создать условия для ознакомления учащихся с новыми приемами сложения и вычитания; отработки навыков решения задач;
- создать условия для развития познавательного интереса, математической речи, памяти, мышления, внимания;
-
воспитывать трудолюбие, аккуратность,
дисциплинированность, уважение друг
к другу.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Анализ урока |
Проверка
домаш-
него задания |
- А сейчас
мы проверим ваше домашнее
задание. И поиграем в игру
«Светофор».
- Вспомните, что обозначает желтый, зеленый, красный свет на светофоре. Эти знания пригодятся нам в игре. - Перед тем как, вы зачитаете пример, загорится желтый свет. Зеленый свет будет показывать, что пример решен верно, и можно переходить к решению следующего примера. Красный свет показывает, что вы дали неправильный ответ, и пример нужно перерешать. Приступаем! |
- Дети отвечают
на вопросы учителя - Дети зачитывают примеры |
На уроке реализованы поставленные цели. Домашняя работа была проверена и оценена правильность ее выполнения. |
Класс:3
Тема урока: Письменные примеры сложения и вычитания с переходом через разряд.
Цели урока: создать условия для закрепления письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел, совершенствования вычислительных навыков в пределах 1000.
- создать условия для развития познавательного интереса, математической речи, памяти, внимания, мышления.
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, уважение друг к другу.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Анализ урока |
Закреп
ление |
- А сейчас
мы с вами поиграем в игру
«Найдите ответ».
- Посмотрите на доску. - Что вы здесь видите? - Ваша задача к каждому примеру подобрать правильный ответ. 348+168 703-229 328+295 425+282 640+180 510-390 |
- Ответы и примеры |
Из
описанных фрагментов конспектов уроков
можно сделать вывод, что дидактические
игры можно использовать на разных
этапах урока. Игры постепенно усложняются,
и используются в различных вариантах.
§ 3 Констатирующий
эксперимент №2
В рамках констатирующего эксперимента №2 использовались те же методики, что и в эксперименте №1: наблюдение, рейтинг, беседа, анализ документации.
При
проведении первичной и вторичной
методики «Рейтинг» и при сравнении
их были получены следующие результаты,
которые можно увидеть в
Также можно сделать вывод, что на протяжении четырех недель познавательный интерес у детей возрос.
По таблице наблюдения прямых признаков, характеризующих познавательный интерес, получились следующие результаты:
Уровни | До эксперимента | После эксперимента |
средний | 37,5% | 45,5% |
высокий | 40,6% | 47% |
высший | 18,8% | 17,5% |
Наблюдение проводилось за 8 учениками, а диагностика «Рейтинг» со всем классом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование одной из сложных проблем дидактики – формирование познавательного интереса учащихся младших классов позволило нам сделать несколько выводов.
При
наличии познавательного
В учебном процессе в первую очередь лежат истоки подлинного познавательного интереса. Учебный процесс обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательного интереса. В свою очередь познавательный интерес учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся.
В итоге проведенного нами теоретического и практического исследования были получены следующие результаты:
-
исследована проблема
-
сформирован комплекс
В выпускной квалификационной работе в целом реализована цель и поставленные задачи.
В ходе эксперимента, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.
Сформированный
комплекс дидактических игр может
быть использован начинающими
Литература
1.Баранов С.П. Педагогика. – М.,1987.
2. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1 классе. – М., 1964.
3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М, 1985.
4. Граборов А.Н. Игра и ее значение в развитии ребенка // Вестник психологии: В 12 т. – 1916 – Вып. 4-ч II.
5. Гринченко И.С. Игра в теории, в обучении, воспитании и коррекционной работе. М., ЦГЛ, 2002.
6. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для начальной школы. Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989.
7. Житомерский В.Г., Шеврин Л.Н. Математическая азбука – М., 1980.
8. Зимний А.И. Элементы игры на уроках // Математика в шк. – 1977. – №6 – с. 33.
9. Иванова Г.И. Активизация учения школьников. М., 1982.
10. Ильин В.С. Воспитание потребности в знании у школьников. Ростов-на-Дону, 1971.
11. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
12. Коджаспиров Г.М., Коджаспиров А.Н.Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.- М., издательский центр «Академия»,2001.