Дидактические игры на уроках математики как средство развития познавательного интереса младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль познавательного интереса в обучении младших школьников и сформировать комплекс дидактических игр для формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать понятие познавательного интереса младших школьников, определить его место и роль в обучении младших школьников.
3. Определить значимость дидактических игр в учебном процессе и изучить методику проведения дидактических игр в учебной литературе.
4. Сформировать комплекс дидактических игр, способствующих развитию познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса посредством дидактических игр.
6. Описать и проанализировать результаты использования дидактических игр на уроках математики с целью развития познавательно интереса.

Содержание

Введение 3
Глава I Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса младших школьников
§1 Сущность понятия «познавательный интерес» и его структура 5
§2 Место и роль познавательного интереса в обучении младших школьников 14
§3 Дидактические игры в обучении математике и методика их проведения 17
Глава II Результаты экспериментальной работы
§1 Констатирующий эксперимент №1 28
§2 Формирующий эксперимент 33
§3 Констатирующий эксперимент №2 37
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     Чтобы развить инициативу и самостоятельность  детей, нужно предложить им познакомить  с содержанием игры своих товарищей из параллельного класса, родителей, братьев или сестер.

     Так как дидактическая игра является одним из методов обучения, то необходимо определить её место в уроке и  взаимосвязь с другими методами и приёмами.

     Дидактическая игра чаще всего включается в устный счет или в самостоятельную работу учащихся. В урок следует включать не больше одной - двух игр и отводить им по 10-12 минут.

     Если  учащиеся утомлены, и им необходимо предоставить возможность отдохнуть, подвигаться, то включенная с этой целью игра может проводиться и в середине, и в конце урока.

     Если  игра является как бы фоном, на котором  строится весь урок, то она может  занимать большую часть урока.

     Игра  «Магазин» не только дидактическая, но и сюжетно-ролевая. В этой игре ставится цель не только учить детей выполнять счётные операции, но и выполнять их в определенной ситуации и играть при этом определённую роль: продавца, кассира или покупателя. Естественно, что к такой игре детей необходимо подготовить: провести беседу с использованием картинки и имеющегося опыта у детей. В беседе выясняется, кто из них ходит в магазин, делает покупки со взрослыми или самостоятельно. Обсуждается, кто работает в магазине и функции каждого работника, какой это магазин и что в нём продают. Затем организуется экскурсия в магазин, где ученики наблюдают за работой продавца, кассира, рассматривают витрину с товарами и ценниками. Только после такой предварительной подготовительной работы можно организовать сюжетно-дидактическую игру «Магазин». Причем в 1 классе ведущую роль в игре будет исполнять учитель (продавца, кассира). Он распределяет роли, направляет развитие сюжета, следит за выполнением роли каждым учеником и выполнением счетных или измерительных операций, учит детей применять математические знания в игре, тактично, не заменяя ребенка, следит за правильностью выполнения математических действий.

     На  втором этапе ведущие роли в игре начинают выполнять учащиеся, а учитель  – второстепенные (покупателя). Но и  на этом этапе учитель помогает детям, следит за развитием сюжета, за правильностью счетно-вычислительных операций. На этом этапе игра в большей степени напоминает сюжетно-ролевую.

     На  третьем этапе учитель предоставляет  право организации всей игры наиболее сильным ученикам. Сам учитель  не играет никакой роли. Однако он тщательно следит за ходом игры и при необходимости приходит на помощь её участникам.

     Четвертый этап – самодеятельная сюжетно-ролевая игра во внеклассной обстановке.

     В сюжетно-ролевой игре учащиеся не только ставятся перед необходимостью выполнять счётно-вычислительные или измерительные действия, но и воочию убеждаются в необходимости использовать математические знания и навыки в конкретных жизненных ситуациях.

     Учащиеся  в данной игре весь урок, играя, меняясь  ролями, занимаются математикой, но и эти знания не утомляют детей, так как интерес к ним очень высок. В сюжетно-ролевых дидактических играх дети узнают много нового о жизни людей, об их деятельности и взаимоотношениях. Происходит познание окружающего мира.

     Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает её от всякой другой деятельности.

     Основными структурными компонентами дидактической  игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

     В отличие от игр вообще, дидактическая  игра обладает существенным признаком  – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего её педагогического  результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

     Остановимся более подробно на структурных компонентах  дидактической игры. Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.

     Каждая  дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого  ученика чувства удовлетворённости, успеха.

     Кроме того, правила игры воспитывают умения управлять своим поведением, подчинятся требованиям коллектива.

     Существенной  стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

     Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

     Основой дидактической игры, которая пронизывает  собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

     Оборудование  дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических  средств обучения, кодопозитивов, диапозитивов и диафильмов. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.

     Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает  игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

     Все структурные элементы дидактической  игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает  игру. Без игрового замысла и игровых  действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастание особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

     Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к повышению интереса к учению младших школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 

§ 1 Констатирующий эксперимент №1 
 

     Констатирующий  эксперимент проводился с 3 апреля по 5 апреля с учащимися 3-его класса общеобразовательной школы №7 города Назарово. При осуществлении эксперимента использовались следующие методы: наблюдение, рейтинг, беседа, анализ документации.

     Под наблюдением, как методом педагогического  исследования понимается целенаправленное, планомерное восприятие воспитательных явлений, в процессе которого исследователь  получает фактический материал. Этот метод, в отличие от других, позволяет фиксировать события в момент их осуществления и в меньшей мере влиять на естественное поведение испытуемых. В педагогическом исследовании используются различные виды наблюдений.

     Непосредственное  наблюдение – между исследователем и объектом имеются прямые отношения, т.е. в фокусе внимания ученого оказывается живой процесс.

     Опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется через полномочных лиц, работающих по заданию и программе исследования.

     Включенное  наблюдение – наблюдатель одновременно выполняет функции исследователя и участника изучаемого процесса.

     Непричастное  наблюдение – наблюдатель не участвует  в учебно-наблюдательном процессе.

     Открытое  наблюдение – исследователь не скрывает свою позицию наблюдателя.

     Скрытое наблюдение осуществляется с помощью дополнительной техники (телевизионные установки, магнитофонные записи и т.п.); участники изучаемых процессов не осведомлены о происходящем наблюдении.

     По  времени проведения выделяются три  типа наблюдений: долговременные, кратковременные и дискретные.

     Долговременное  наблюдение используется в том случае, когда необходимо изучить явление в полной и законченной форме (его становление, развитие и завершение).

     Кратковременное наблюдение осуществляется в том  случае, когда требуется изучение единичных факторов, проявлений и т.п.

     Дискретное  наблюдение приемлемо, когда педагогический процесс очень продолжителен  или когда наблюдатель может  видеть лишь отдельные его проявления.

     Методы  опроса относятся к социологическим  методам, но широко используются  и в педагогических исследованиях. С помощью этой группы методов можно провести широкомасштабный сбор данных. При этом полученные данные сравнительно легко поддаются анализу.

     К методам опроса относятся беседа, интервью, анкета.

     Беседа  как метод опроса может проводиться как с одним лицом, так и с группой. Данный метод занимает большое место в процессе изучения личности младшего школьника. В этом случае данный метод сочетается с наблюдением, т.к. особый интерес представляет не только ответ, но и поведение самого отвечающего.

     Очень важно исследователю сделать  атмосферу доверия. Он должен заранее  определить проблему и цель беседы, разработать план.

     Данный  метод обладает определенной гибкостью, так как во время беседы могут  быть поставлены заранее не спланированные вопросы и может быть применен порядок задавания их, т.е. имеется возможность менять тактику в зависимости от реакции отвечающего.

     Однако, как правило, при использовании  данного метода у исследователя  могу возникнуть трудности с фиксацией данных и их обработкой. Кроме того, исследователь должен учитывать, что его позиция в беседе может оказывать влияние на отвечающего, тем более если это ребенок.

     Анкетирование представляет форму письменного  опроса, поэтому использование анкеты позволяет охватить большое количество респондентов и относительно быстро обработать ответы.

     Рейтинг – это метод оценки определенных качеств сторон деятельности объекта  исследования или какого-либо явления  экспертами.

     Констатирующий  эксперимент №1 проводился с учащимися  в свободное от уроков время.

     С целью выявления познавательного  интереса использовались следующие методики, карты наблюдения взятые из пособия Т.А. Стеганцевой.

     Методика  №1

     Цель: выявить особенности познавательных интересов учащихся.

     Детям предлагается закончить следующие предложения:

     1. Больше всего я люблю уроки…

     2. На уроках мне нравиться…

     3. Самое интересное, что я услышал  от учителя, это…

Информация о работе Дидактические игры на уроках математики как средство развития познавательного интереса младших школьников