Дидактические игры на уроках математики как средство развития познавательного интереса младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль познавательного интереса в обучении младших школьников и сформировать комплекс дидактических игр для формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать понятие познавательного интереса младших школьников, определить его место и роль в обучении младших школьников.
3. Определить значимость дидактических игр в учебном процессе и изучить методику проведения дидактических игр в учебной литературе.
4. Сформировать комплекс дидактических игр, способствующих развитию познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса посредством дидактических игр.
6. Описать и проанализировать результаты использования дидактических игр на уроках математики с целью развития познавательно интереса.

Содержание

Введение 3
Глава I Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса младших школьников
§1 Сущность понятия «познавательный интерес» и его структура 5
§2 Место и роль познавательного интереса в обучении младших школьников 14
§3 Дидактические игры в обучении математике и методика их проведения 17
Глава II Результаты экспериментальной работы
§1 Констатирующий эксперимент №1 28
§2 Формирующий эксперимент 33
§3 Констатирующий эксперимент №2 37
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     Именно  интерес движет поиском, догадкой.

     Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней. Ее энергетические ресурсы, питаемые познавательным интересом, содействуют более длительному и интенсивному протеканию, а успешная познавательная деятельность в свою очередь укрепляет познавательный интерес.

     Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и боле длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника. 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 3 Дидактические  игры в обучении математике и методика их проведения 
 

     Игра  – это вид деятельности, имитирующий  реальную жизнь, имеющий чтение правил и ограниченную продолжительность.

     Все игры подразделяются на следующие виды:

     - творческие;

     - подвижные;

     - дидактические.

     С точки зрения познавательной велико значение дидактических игр. При решении разнообразных задач у детей развиваются основные процессы мышления – сравнение, анализ, умозаключение и т.д. В этих играх дети систематизируют и закрепляют свои знания о различных признаках предметов, их значении, о связях между ними, о пространственных, временных и часовых соотношениях. Дети усваивают общие понятия, овладевают точными словесными обозначениями. Дидактические игры помогают развить внимание, сосредоточенность, волю ребенка, честность, правдивость.

     А теперь остановимся на вопросе организации игр.

     Игра  занимает центральное место в  жизни ребенка, где он чувствует  себя в безопасности, комфортно, ощущает  психологический простор и свободу.

     Подбор  дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Следовательно, если, например, основной задачей данного урока является закрепление знаний по составу числа, то и дидактическая игра, включенная в занятие (урок) должна этому способствовать.

     При подборе игр необходимо учитывать  особенности участия в дидактической  игре детей, интерес к различным  играм, возможности участия их в  игре.

     Исследования  показали, что детей дошкольного  и младшего школьного возраста и особенно детей, испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются играют с мячом и т.д.

     Учащихся  I – II классов больше увлекает в игре ее результат. У них появляется тяга к играм на соревнование. Вначале их увлекает желание удержать личную победу, стать победителем в соревновании между учениками в классе. Постепенно интересы ученика расширяются, он переживает не только свой личный успех или неудачу, но успех или неудачу своей команды или класса.

     Игры, которые кроме решения учебных  задач, способствуют воспитанию навыков  правильного поведения в коллективе. Каждый ученик чувствует ответственность за исход игры команды в целом. Это подтягивает, дисциплинирует учащихся.

     Планируя  систему уроков по математике по той  или иной теме, учитель заранее  подбирает дидактические игры. При выборе игр необходимо учитывать, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности.

     Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

     Зная  младших школьников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а следовательно, и к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше уделять внимания играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит еще некоторое время интерес к уже знакомой учащимся игре.

     Изменение правил, некоторое усложнение содержания игры, новый дидактический материал позволяют еще ярче и полнее раскрыть игровой замысел и задержать внимание учащихся на ценной в образовательном отношении игре. Это позволяет закрепить знания, выработать навыки в счете, в усвоении приемов математических действий на интересном и увлекательном для учащихся игровом материале.

     Нередко на уроках математики в младших классах  учащиеся не просто решают примеры и задачи, а делают это в ситуации игры. Например, учитель увлекательно рассказывает о том, что юные следопыты нашли зашифрованное письмо, нужно помочь им его расшифровать. Это можно сделать, если решить столбик примеров и вместо цифр, которые получаются в ответах, поставить нужные буквы. Учащиеся решают примеры быстро, с увлечением. Они знают, что если решат хоть один пример неверно, то расшифровать письмо не смогут. Обычное упражнение выполняется с подъемом, так как игровая ситуация эмоционально окрашивает деятельность учащихся. Это активизирует их, позволяет сосредоточить произвольное внимание и добиться хороших результатов в усвоении знаний.

     При выборе дидактических игр следует  учитывать не только обучающую задачу игры, но и ее воспитывающую роль.

     Известно, что младшие школьники легко  возбудимы, быстро отвлекаются, с трудом можно сосредоточить их внимание на главном. Поэтому в урок не следует  включать такие игры, которые бы дезорганизовывали урок, были излишне  шумными. Лучше подбирать игры, которые служили бы дисциплинарным средством, воспитывали выдержку, терпение.

     Следует учитывать, что любая дидактическая  игра, включенная в урок математики или проводимая в свободное от занятий время, должна не только решать задачу расширения или закрепления  знаний, предусмотренных программой по математике, не только развивать  математическую способность, но и выполнять коррекционную задачу.

     Наиболее  ценными дидактическими играми являются те, которые требуют от учащихся проявления наибольшей самостоятельности, преодолению неуверенности в  своих знаниях для отдельных  детей, которые нуждаются в постоянной помощи или хотя бы одобрении того, что они делают.

     Одной из задач педагогов является вселение в этих учащихся уверенности в  свои силы, пробуждение и развитие их самостоятельности. И здесь на помощь учителю приходят игры. Те из них, которые проявляют наибольшие требования к самостоятельности, представляют для учащихся наибольшую ценность, так как имеют и воспитательное и корригирующее значение.

     Методика  проведения дидактических игр требует  от учителя большого педагогического  мастерства и такта. Знакомство с новой дидактической игрой должно быть тщательно продуманно учителем. Чтобы дидактическая игра заинтересовала учащихся и решила ту учебную задачу, которую они призваны решать, учащиеся к этой игре должны быть заранее тщательно подготовлены. Если игра имеет несколько вариантов, то они должны быть расположены по возрастающей степени трудности и следующий вариант должен быть дан учащимся только тогда, когда ими хорошо усвоен предыдущий, менее сложный вариант игры. Если игра предполагает наличие дидактического материала (игрушки, картинки, таблицы, геометрические фигуры, цифры, монеты и т.д.), учащихся с ним нужно заранее познакомить.

     Нередко материал к игре учитель или воспитатель  готовит сам. Лучше всего привлекать к изготовлению игр (например, «картонное лото», «геометрическое домино» и другие игры) учащихся. Это позволит воспитывать бережное отношение к играм, к материалам, из которого готовятся игры.

     Необходимо  при этом воспитывать у детей  эстетические чувства, аккуратность. Это  очень важно потому, что нередко ребенок самостоятельно не может отличить красивое от не красивого, подлинно художественное исполнение игрушек, окружающих его предметов от безвкусицы, внешней красивости. Нередко младших школьников отличает поспешное, неаккуратное выполнение работы (лишь бы сделать), его, как правило, редко интересует качество выполненного задания. Совместно с учителем изготовление игр или материалов для игр позволит воспитывать столь важные для детей чувства красоты, аккуратности.

     Затем учитель знакомит учащихся с правилами  игры, ее содержанием. Обязательно, чтобы  на первых порах учитель был участником игры, показывал, как нужно играть, как правильно выполнять правила, в каком случае можно оказаться  победителем или побежденным.

     После тщательного объяснения и показа содержания игры можно организовать ее с коллективом класса или группой учащихся (если игра проводится во внеурочное время).

     Уделяя  основное внимание решению дидактической  задачи, направленной на более глубокое раскрытие темы и цели урока, учител не должен забывать об увлекательности, о сохранении игрового действия и правил в игре. Иначе игра будет носить характер обычного упражнения и учащиеся будут скептически относиться к подобным играм.

     Учитель должен сам жить интересами учащихся. Он должен показывать живой интерес к игре и этим увлекать учащихся. Тогда игра будет проходить эмоционально. В некоторых же играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Много зависит от тона, каким учитель проводит игру. Вялость, безразличие очень быстро улавливаются детьми, и интерес к игре быстро угасает.

     Большое значение имеет и правильный темп игры. Очень быстрый темп игры может  привести к тому, что, вместо того, чтобы  решать, считать, учащиеся будут давать ответы наугад. Замедленный же темп игры может снизить интерес учащихся к ней.

     Игра  должна быть преподнесена учащимся четко, ясно. Правила игры не должны быть многословны  и многочисленны, а результат  игры должен быть хорошо понятен детям.

     Учитель следит за выполнением правил игры детьми, поправляет, если они ошибаются, одобряет тех, которые безошибочно выполняют правила игры. Однако во время игры не следует делать длинных нравоучений, так как это нарушает игровое действие и интерес к игре ослабевает.

     Если  дети не запомнили, правил игры, или не поняли ее содержания,  лучше прервать игру и дать дополнительные разъяснения.

     Игра, которая содержит несколько правил или сложна по содержанию, может  быть расчленена на составные части, и знакомство с такой игрой  следует проводить по этапам. Отработав один этап в игре, переходят к отработке следующего.

     Задания в отдельных играх можно индивидуализировать, даже в играх коллективных. Если ученик слабо успевает по математике, то, чтобы он всё-таки принял участие в игре, необходимо подобрать пассивное для него задание. Выполнение небольшого задания вселит уверенность, активизирует ученика на выполнение более сложных заданий. Ученикам, успешно овладевающим знаниями по математике, следует давать в игре более усложненные математические задания, чтобы и у них поддерживался интерес к игре.

     На  уроке одна и та же игра может  быть повторена один - два раза. Постепенно правила игры настолько усваиваются  учащимися, что они уже самостоятельно, без помощи учителя, участвуют в  игре. В этом случае ведущим в  игре может быть ученик. Но интерес и внимание к игре, которой заняты учащиеся, со стороны учителя не должны ослабевать, чтобы в любой момент он мог прийти на помощь ведущему ученику. В то же время не следует сковывать их свободы, инициативы, активности, надо побуждать к игре, не нарушая их радости, помогать им во время игры, руководить, учить, не посягая на их самостоятельность.

     Учитывая, что дошкольникам и младшим школьникам свойственно недостаточно критическое  отношение к своей деятельности, особое внимание необходимо уделить подведению итогов игры, выявлению победителей. В начале учитель (воспитатель) подводит итоги, привлекая при этом и детей, учит их оценивать результаты, указывает, на что следует обратить внимание при определении победителя. В последствии дети самостоятельно подводят итоги игры. Это будит их самостоятельность, инициативу, воспитывает умение критически относиться к своей деятельности и деятельности своих товарищей.

     Игра  повторяется несколько уроков (занятий) подряд, пока её содержание не будет  хорошо усвоено всеми детьми. После этого можно познакомить их с вариантом игры. При этом выясняется, чем похожа новая игра на предыдущую, какого различие между ними.

Информация о работе Дидактические игры на уроках математики как средство развития познавательного интереса младших школьников