Дидактические игры на уроках математики как средство развития познавательного интереса младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить роль познавательного интереса в обучении младших школьников и сформировать комплекс дидактических игр для формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать понятие познавательного интереса младших школьников, определить его место и роль в обучении младших школьников.
3. Определить значимость дидактических игр в учебном процессе и изучить методику проведения дидактических игр в учебной литературе.
4. Сформировать комплекс дидактических игр, способствующих развитию познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса посредством дидактических игр.
6. Описать и проанализировать результаты использования дидактических игр на уроках математики с целью развития познавательно интереса.

Содержание

Введение 3
Глава I Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса младших школьников
§1 Сущность понятия «познавательный интерес» и его структура 5
§2 Место и роль познавательного интереса в обучении младших школьников 14
§3 Дидактические игры в обучении математике и методика их проведения 17
Глава II Результаты экспериментальной работы
§1 Констатирующий эксперимент №1 28
§2 Формирующий эксперимент 33
§3 Констатирующий эксперимент №2 37
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     Познавательный  интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности в существенные связи, отношения, закономерности познания.  Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

     Теоретически  интерес связан как со стремлением  к познанию сложных теоретических  вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как  инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личности.

     В реальном процессе все указанные  ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания  и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания,  когда любопытство переходит в любознательность. Школьник углубляется в сущность предмета, он поглощен решением проблемы, задачи, опережающего задания. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаружит ученик на уроке под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности.

       Однако в условиях высокого  уровня обучения, целенаправленной работы учителя по формированию познавательных интересов учащихся временное состояние заинтересованности может быть использовано в целях развития пытливости, стремления руководствоваться научным подходом в учении (искать и находить доказательства, проверять практически действия законов, читать дополнительную литературу и т.д.).

     В условиях обучения познавательный интерес  выражен расположенностью школьника  к учению, к познавательной деятельности одного, а может быть и ряда учебных  предметов.

     Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдение с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Все это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, в значительной мере зависимых от обстоятельств учения, от учителя.

     В учебно-познавательной деятельности интересы младшего школьника не всегда локализованы, поскольку объем систематизированный знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому попытки учителя сформировать приемы обобщения, а также поиск учащимися обобщенных способов решения поставленных задач нередко бывают безуспешными, что сказывается на характере интереса младших школьников, который чаще обращен не столько к процессу учения, сколько к его практическим результатам (сделал, решил, сумел). вот почему приближение цели деятельности к его результату составляют для младшего школьника важную основу, укрепляющую интерес. Частые же переключения интереса могут неблагоприятно влиять не только на укрепление интереса к учению, но и на процесс формирования личности ученика. Лишь с приобретением опыта познавательной деятельности, умело направляемой учителем, происходит постепенное овладение обобщенными способами позволяющими решать более сложными задачи учения, обогащающие интерес учащихся.

     Опираясь  на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся, в том числе и младших школьников:

     1. Максимальная опора на активную  мыслительную деятельность учащегося.

     Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как  и для развития, подлинно познавательного  интереса, являются ситуации решения  познавательных задач, ситуации активного  поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.

     2. Второе условие, обеспечивающее  формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

     Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе, также  показали, что индуктивный путь, который считался классическим не может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскания закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, - это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, ее способов, ее умений.

     Операционная  сторона не в меньшей мере, чем  содержательная, сопряжена с мотивационной. Именно из нее, из активных действий, из оперирования знаниями поступают импульсы, укрепляющие  познавательный интерес. Ловкость, догадка, смышленость, умелость раскрывать в этом оперировании со всей полнотой, и, чем полнее они раскрываются, тем в большей мере получает школьник эмоциональное удовлетворение от своей деятельности.

     Познавательный  интерес ученика не может развиваться  и крепнуть, если операционная сторона учения остается постоянной. В ней обязательно нужно поступательное движение. Только тогда ученик, оценивая свои возросшие возможности, силы, сознает, что теперь он по – другому, по – новому, лучше, легче, скорее, сноровистее действует в учебной обстановке. В этом постоянном усложнении учебного труда, в овладении все более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления школьника.

     3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус  учебного процесса – третье  важное условие.

     Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя  главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика.

     Оба эти источника не изолированы  друг от друга, они все время переплетаются  в учебном процессе, и вместе с  тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие – опосредованно.

     Благополучная атмосфера учения приносит ученику  те переживания, о которых в свое время Д.И. Писарев говорил, что  каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работает скорее, быстрее и продуктивнее.

     Создание  благоприятной эмоциональной атмосферы  познавательной деятельности учащихся – важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвертое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом – благоприятное общение в учебном процессе.

     4. Обучение представляет собой  сложный процесс общения учителя  с учащимися, учеников между  собой. Влияние общения трудно  измерять, но можно видеть в  реальной деятельности.

     Общение учащихся друг с другом и учителем создает многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых очень велико. Стремление к обобщению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

     Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирование познавательного интереса и личности ученика. 

§ 2 Место  и роль познавательного интереса в обучении младших школьников 
 

     Познавательный  интерес нужно признать одним  из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на формирование светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

     В познавательном интересе находит свое выражение ряд значительных для  обучения и развития моментов.

     1. В нем выражены единство объективной  и субъективной сторон познавательной  деятельности.

     Любой учебный предмет и даже, познавательная задача имеют объективные интересные свойства, заключенные в новых фактах, неизвестных явлениях, в связях и закономерностях, заставляющих по-иному рассматривать мир. При этом, поскольку каждый предмет имеет своеобразие, все содержание обучения выступает перед учащимися очень разносторонне, разнообразно и привлекательно.

     Однако  все, объективно интересные явления окружающего мира, заключенные и обобщенные в значениях, находят свое выражение в познавательном интересе только тогда, когда приобретут для ученика субъективную значимость, ибо в его сознании мир отражается не фотографически. Его отражение в одно и то же время несет и функцию отношения, поскольку происходит она на основе имеющихся знаний, накопленного познавательного, социального, нравственного и индивидуального  опыта. На комплексный индивидуальный опыт, уровень знаний, умений, которыми располагает школьник, широкая сфера общения с предметами и явлениями окружающего мира посредством впечатлений и средств массовых коммуникаций, а главное общение с людьми, которые активно влияют на его стремление и интересы, позволяют из ряда объективных интересных учебных предметов в школе выделить те, что представлять именно для него особую ценность, «личностную значимость» [13],

     Этот  процесс превращения объективно-интересного  в личностно значимое и составляет главное в становлении интереса школьника к учению.

     2. Другой важной стороной ценности  познавательного интереса для  процесса обучения, вытекающей их  сказанного, является то, что в  нем наиболее ощутимо проявляется  закономерность прежде внешнего во внутреннее, что составляет суть развивающего обучения.

     Именно  познавательный интерес является своеобразной лакмусовой бумагой, на которой можно  проверить и ощутить влияние  всех затраченных в учебном процессе средств.

     3. В этой связи нужно обратить внимание еще на одну сторону ценности познавательного интереса в процессе обучения, которая связана с психологической структурой самого феномена.

     Анализ  психологической структуры познавательного  интереса привел психологов (С.Л. Рубинштейн, А.А Горцон, А.Н. Леонтьев) к заключению, что это сугубо личностные образования, сопряженные с потребностями, в котором в слитном, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

       В познавательном интересе мысль ищет выхода из затруднения, она не имеет содержательного характера, она активна, она устремлена на решение познавательных задач, она слита с волевыми процессами. В познавательном интересе находят свое выражение «мысль – воля, мысль – участие, мысль – переживание» [13], и это представляет для учебного процесса большую ценность.

     Рассматривая  весь учебный процесс как единство внешнего и внутреннего, учитель  должен быть озабочен тем, чтобы возбуждать у учащихся столь значительные для  познания процессы, как мысли – эмоцию – волю, и все они в органическом сцеплении и составляет основу познавательного интереса.

     4. Утверждая ценность познавательного  интереса как фактора-процесса  обучения, следует обратить внимание и на то, что под его влиянием активизируются не только указанные процессы. Он активизирует всю познавательную деятельность, в целом и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности.

     Под его влиянием активно протекает  восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивней работает воображение.

Информация о работе Дидактические игры на уроках математики как средство развития познавательного интереса младших школьников