Дидактическая игра как метод формирования активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Надежда Алексеева, 07 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи является проблемой специального обучения. В активном словаре детей недостаточно сформированы операции поиска слов, это приводит к неправильному выбору семантических признаков слова, к появлению стойких лексических ошибок, дифференциаций лексических значений и экспрессивно – стилистических неполноценностей речевой продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------------------------------------------1
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА---------------------------------------------------------3
1.1. Основные понятия изучаемой проблемы-------------------------------------3
1.2. Лингвистические основы словарной работы---------------------------------5
1.3. Особенности развития словаря детей в научно –методической литературе --------------------------------------------------------------------------10
1.4. Особенности развития словаря детей с общим недоразвитием речи --16
1.5. Дидактические игры как метод развития лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ---------------------------------------24
1.6. Анализ научно – методической литературы как развитие активного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи--31
ГЛАВА 2
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ------35

2.1. Изучение возможности использования дидактических игр в развитии лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи ---------------------------------------------------------------------------------35
2.2. Организация и проведение коррекционной работы по развитию лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр ----------------------------------------38 2.3 Анализ и оценка полученных результатов ---------------------------------44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------46
ЛИТЕРАТУРА---------------------------------------------------------------------48
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 254.50 Кб (Скачать)
tify">      Изучение  состояния активного словаря  и понимания речи, у детей старшей  группы у детей с общим недоразвитием  речи  осуществлялась в ноябре 2008 года . Для этого были проведены следующие мероприятия:

- беседа  с воспитателем и логопедом  по проблеме формирования активного   словаря у детей базовой группы ;

-анализ  плана воспитательно - образовательной  и коррекционной работы с  детьми базовой группы ;

- наблюдение  за деятельностью детей  базовой  группы во вне учебное время  ;

- диагностическое  обследование детей базой группы .

      В ходе беседы с воспитателем и логопедом  выяснилось, что педагоги уделяют  достаточно внимания  процессу формирования активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для этого проводиться:

- специальные  подгрупповые индивидуальные занятия  ;

-по  утверждению воспитателей они  активизируют словарь детей в  процессе всех режимных моментов, проводят беседы , задают вопросы , организуют речевые дидактические игры .

      Анализ  плана  воспитательно - образовательной  и коррекционной работы и показал,  что работа по обогащению и активизации  словаря проводиться постоянно  при наблюдениях , а также в дидактических играх .

Наблюдение  за деятельностью детей  во вне  учебное время позволило выявить  следующее: трое детей ( Андрей, Стеша, Ваня.) активно употребляют в своей  речи суще6ствительные , прилагательные , глаголы; строят речевое общение  с учетом  определенной ситуации; легко входят в контакт при развертывании сюжета; умеют пользоваться полной фразовой речью, используя простые и сложные предложения; точно и последовательно выражают свои мысли . Двое детей ( Наташа, Максим.) чаще употребляют в своей речи существительные, глаголы, реже прилагательные; используют простые предложения, легко входят в игровой контакт.

      Пятеро  детей (Виталик, Лиза, Руслан, Игорь, Дина) мало разговорчивы, мало активны невнимательны, часто заменяют вербальные средства не вербальными, не умеют точно излагать свои мысли, передавать их содержание.

      Проведено первичное обследование по изучению уровня сформированности понимания речи и развития активного словаря .

Использовались  диагностические методики  обследования сформированности  понимания речи и активного словаря, разработанные. Филичевой Т.В , . Чиркиной Г.В., которые заключались в следующем

1Обследование  уровня развития понимания речи.

Понимание номинативной стороны речи;

-ребенку предлагалось  назвать окружающие его предметы;

- узнать предметы  по описанию;

-показать картинку  изображающую  названные педагогом  действия;

-сравнить и  показать предметные картинки , обозначающие  признаки.

2. Обследование  уровня развития активного словаря 

Имен существительных: называние предметов изображенных на предъявленных картинках,

-называние детенышей:

-понимание и  употребление бытовой лексики;

-понимание и  употребление обобщающих понятий;

-подбор антонимов.

Имен прилагательных;

-знание и  употребление слов, обозначающих: цвет, качества, свойства предметов, величину;

-знание и  употребление слов, указывающих  материал, из которых сделан предмет;

-подбор слов  с противоположным значением.

Глаголы.

-называния действий  людей и животных;

-подбор слов  с противоположным значением.

      В обследовании приняло участие десять детей. Из результатов обследования можно констатировать, что дети с  общим недоразвитием речи в основном, используют в своей речи  существительные и глаголы, крайне редко прилагательные. Их речь состоит  в основном  из простых предложений. Исходя из данных обследования можно говорить о том что многие ошибочные ответы состоят в несоответствии используемых ребенком слов изображаемому на картинках. Перенос названия одного предмета на другой чаще происходил на основе:

-замещение  названного предмета внешним  сходным (чайник- кофейник);

-смещение  лексико-грамматических признаков  сходных слов (двигается-передвигается);

-сходного  назначения (ремень-пояс);

-ситуативной  связи друг с другом (кошка-животное).

      Таким образом, дети старшего дошкольного  возраста  с общим недоразвитием  речи владеют тем словарем, который  чаще всего употребляем 

И характерен для их речевой среды. В количественном и качественном отношении он не достаточен, что проявилось в выполнении заданий, когда дети затруднялись дать характеристику словом, не часто употребляемого в активной речи.

      Полученные  данные свидетельствуют о том, что необходимо специально разработанная программа для развития лексики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [См приложение 1,2.]   

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  ПО  РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  СРЕДСТВАМИ  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.   

      При разработке системы работы в ее основу были положены современные исследования о механизмах развития лексики, речевого общения Выготским Л.С. 1935, Лурия  А.Р.1961. Жинкина Н.И.1969. Леонтьеа А.А.1969 и др.

      Цель  коррекционной работы адаптировать дидактические игры для развития активного словаря детей с  общим недоразвитием речи .

Коррекционная работа осуществлялась в соотношении  с общедидактическими  и специальными принципами;

- целостности  и системности педагогического  процесса.

Деятельность  рассматривалась как целостное  единое образовательное пространство, включающее:- организованный процесс  и свободную деятельность детей.

-деятельного  подхода в обучении.

      Работа  строилась на основе  предметно - практической деятельности дошкольников, развитие сенсомоторной основы высших психических функций;

-развитие  психики ребенка. На основе  установления уровня актуального  развития исследуемых детей была  спроектирована программа коррекционной работы по обогащению и активизации словаря;

-опоры  на игру как ведущий вид  деятельности дошкольников. Сквозная  сюжетно игровая линия обеспечивала  включе6ние ребенка в ограниченную  для него деятельность в которой  он мог проявить себя в качестве  субъекта;

-принцип  уважения к личности ребенка  в сочетании с разумной  требовательностью  к нему. Обучение рассматривается  не как самоцель. А как средство  личностного развития ребенка.  Не обходимо предъявлять  ребенку  определенные требования в процессе  обучения без ущемления при этом его прав и личностного достоинства.

      Система работы по развитию словаря у детей  старшего дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи включала следующие составные элементы:

  1. Создание развивающей речевой среды  для знакомства с новым словом, привлечение внимания детей к нему, создание речевой ситуации для коммуникативной интенции;
  2. Уточнение произношения сложных слов;
  3. Использование графических схем в качестве опорных сигналов  для построении речевого высказывания;
  4. Стимуляция речевой активности детей  через речевые логические задачи;
  5. Создание лексико-семантических объединений слов: тематических, видо-родовых , антонимических, синонимических;
  6. Создание содержательной и мотивационной базы для вызова потребности в речевом акте ( пересказ, рассказывание, диалоги, драматизация).

                На основании вышеизложенных положений были подобраны, систематизированы  и разработаны приемы методический, дидактический и игровой материал по формировании активного словаря  у детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием речи.

    В обследовании участвовало десять дошкольников:

    1.Кочнев  Виталик

    2. Тарасов  Максим 

    3. Аббасов  Руслан

    4. Филькин  Иван

    5.Можаев  Андрей 

    6. Плевко  Наташа

    7.Долгова  Стефания 

    8. Пыхтина  Дина

    9. Кудряшова  Лиза 

    10. Трусов  Игорь

          Система работы включала совместную деятельность логопеда и воспитателя. Коррекционные игры представлены в порядке возрастающей сложности. Задания логически связаны между собой –

    последующий мыслительный прием строится с опорой на предыдущий.

          Таким образом , соблюдается определенная последовательность в ведении приемов. На первоначальных этапах освоения лексических заданий дети выполняли с помощью взрослого.

    При этом основные функции, которые должен выполнять взрослый заключались  в следующем:

    -объяснение;

    -помощь;

    -контроль;

    Кроме того, важным являлась ориентация на стимулирование познавательной активности дошкольников.

          Использовались  индивидуальные, подгрупповые, фронтальные ,формы организации детей.

      Форма взаимодействии взрослого с детьми зависела от целей заданий , степени успешности  усвоения материала детьми, характера имеющихся трудностей. Одним из условий успешной  обучающей деятельности является формирование у детей позитивной установки на участие в дидактических играх.

      В связи с этим залогом успешности является доброжелательность и искренность взрослых, их установка на оказание помощи своим воспитанникам. Психологи и педагоги отмечают, что одним из важнейших условий является психологическая поддержка, стимулирующая и направляющая помощь педагога. Похвала действий ребенка была не общего плана, а отражала его  конкретные достижения на данный момент.

Отмечался даже самый  незначительный прогресс, любая попытка ребенка сделать  что - то самостоятельно. Использовалась помощь, подсказка наводящие вопросы, совместные рассуждения, подтверждения, что дети думают правильно, поощрялось  сотрудничество не только со взрослыми,

но и  совместная деятельность нескольких детей.

      Специальное внимание уделялось организации  речевой среды, подбору специальных  педагогических приемов, которые стимулировали речевую активность детей с общим недоразвитием речи.

Работа  велась по перспективному плану, разработанному по   программе 

   Т. Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной  «Подготовка к школе детей  с общим недоразвитием речи  в условиях специального детского сада», в которой приводится планирование фронтальных занятий с детьми шестилетнего возраста по формированию лексико-грамматических средств языка. Темы даются в определенной последовательности [См приложение 3,11]

          В начале организации игр некоторые дети с трудом включались в деятельность. У них отмечалось повышенное возбуждение, недостаточное внимание, частая отвлекаемость. Многих детей ( Максим, Игорь, Руслан) было очень трудно привлечь к игровой деятельности. На основе этого была создана определенная система поощрений: за выполнение задания ребенку вручалась фишка, в конце недели производился подсчет. И «победитель» получал небольшой сувенир.

Информация о работе Дидактическая игра как метод формирования активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи