Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:32, курсовая работа
Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.
Проблемой детских страхов занимались многие учёные. Боулби в своих трудах широко раскрыл причины детских страхов. Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен согласно его «концепции травматического обуславливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. В последние годы специалистами отмечен довольно высокий рост детских страхов (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская и др.).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………………….3
ФЕНОМЕН СТРАХА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………............................................6
Психологические аспекты феномена страха в научных исследованиях……………………………………………………..…………..6
Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте…………...10
Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей…….…18
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..23
Организация исследования…………………….……………………………23
Анализ полученных результатов………..……...…………………………..24
Выводы…………………………………………...…………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………….………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….….……………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………….…………………………………………....40
пространственные страхи
- высоты, глубины, замкнутых
Наличие большого количества
разнообразных страхов у
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Проективный тест «РИСУНОК СЕМЬИ».
Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, листик.
Инструкция к тексту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснить, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах
15 – 30 минут.
При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15с;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображением содержимым;
После выполнения задание следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Для интерпретации также надо знать:
а) возраст исследуемого ребенка;
б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;
в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Диагностика страхов в экспериментальной группе детей.
Методика «Страхи в домиках»
Таблица 2.Протокол исследования
№ |
Выбор ребёнка | |
Группа А | ||
Чёрный домик |
Красный домик | |
1 |
3 25 26 27 28 2 15 16 20 21 22 23 29 4 5 7 9 |
1 6 8 10 11 12 13 14 17 18 19 24 |
2 |
2 15 16 20 21 22 23 29 |
1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 17 18 19 24 25 26 27 28 |
3 |
3 25 26 27 28 2 15 16 20 21 22 23 29 4 5 7 9 |
1 6 8 10 11 12 13 14 17 18 19 24 |
4 |
1 6 8 10 2 15 16 20 21 22 23 29 4 5 7 9 11 12 13 17 18 19 24 |
3 14 25 26 27 28 |
5 |
3 25 26 27 28 2 15 16 20 21 22 23 29 9 1 6 8 10 |
4 5 7 11 12 13 14 17 18 19 20 24 |
6 |
3 25 26 27 28 2 15 16 20 21 22 23 29 1 6 8 10 |
4 5 7 11 12 13 14 17 18 19 20 24 |
7 |
3 25 26 27 28 11 12 13 |
1 2 4 5 6 7 8 9 10 11 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 |
8 |
4 5 7 14 9 11 12 13 |
1 2 3 6 8 10 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 |
9 |
3 25 26 27 28 9 11 12 13 1 6 8 10 17 18 19 24 |
2 4 5 7 14 15 16 20 21 22 23 29 |
10 |
3 25 26 27 28 2 15 16 20 21 22 23 29 9 |
1 4 5 6 7 8 10 11 12 13 14 17 18 19 24 |
11 |
3 25 26 27 28 2 15 16 20 21 22 23 29 4 5 7 |
1 6 8 10 11 12 13 14 17 18 19 24 9 |
12 |
2 15 16 20 21 22 23 29 4 5 7 9 11 12 13 |
1 3 6 8 10 14 17 18 19 24 25 26 27 28 |
13 |
3 25 26 27 28 2 15 16 20 21 22 23 29 9 11 12 13 1 6 8 10 17 18 19 24 |
4 5 7 14 |
14 |
3 25 26 27 28 2 15 16 20 21 22 23 29 4 5 7 |
1 6 8 9 10 11 12 13 14 17 18 19 24 |
15 |
2 15 16 20 21 22 23 29 14 11 12 13 |
|
Группа Б | ||
Чёрный домик |
Красный домик | |
1 |
3 25 26 27 28 2 15 16 20 21 22 23 29 4 5 7 14 11 12 13 1 6 8 10 17 18 19 24 |
9 |
2 |
2 15 16 20 21 22 23 29 14 11 12 13 17 18 19 24 |
1 3 4 5 6 7 8 9 10 25 26 27 28 |
3 |
3 25 26 27 28 2 15 16 20 21 22 23 29 4 5 7 14 11 12 13 1 6 8 10 |
9 17 18 19 24 |
4 |
2 15 16 20 21 22 23 29 14 11 12 13 17 18 19 24 |
1 3 4 5 6 7 8 9 10 25 26 27 28 |
5 |
14 9 1 6 8 10 17 18 19 24 |
2 3 4 5 7 11 12 13 15 16 20 21 22 23 25 26 27 28 29 |
6 |
3 25 26 27 28 2 15 16 20 21 22 23 29 4 5 7 14 11 12 13 1 6 8 10 |
9 17 18 19 24 |
7 |
2 15 16 20 21 22 23 29 14 11 12 13 17 18 19 24 |
1 3 4 5 6 7 8 9 10 25 26 27 28 |
8 |
2 15 16 20 21 22 23 29 14 11 12 13 17 18 19 24 |
1 3 4 5 6 7 8 9 10 25 26 27 28 |
9 |
3 25 26 27 28 2 15 16 20 21 22 23 29 4 5 7 14 11 12 13 1 6 8 10 |
9 17 18 19 24 |
10 |
2 15 16 20 21 22 23 29 14 11 12 13 17 18 19 24 |
1 3 4 5 6 7 8 9 10 25 26 27 28 |
11 |
2 15 16 20 21 22 23 29 9 1 6 8 10 17 18 19 24 |
3 4 5 7 11 12 13 14 25 26 27 28 |
12 |
3 25 26 27 28 2 15 16 20 21 22 23 29 4 5 7 14 11 12 13 1 6 8 10 |
9 17 18 19 24 |
13 |
9 1 6 8 10 17 18 19 24 |
2 3 4 5 7 11 12 13 14 15 16 20 21 22 23 25 26 27 28 29 |
14 |
3 25 26 27 28 2 15 16 20 21 22 23 29 4 5 7 14 11 12 13 1 6 8 10 |
9 17 18 19 24 |
15 |
2 15 16 20 21 22 23 29 14 11 12 13 17 18 19 24 |
1 3 4 5 6 7 8 9 10 25 26 27 28 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Выборочное среднее
(2.1)
где, - выборочная средняя величина или среднее арифметическое значение по выборке;
n - количество испытуемых в выборке;
ХК - частные значения показателей у отдельных испытуемых.
Выражение:
означает сумму всех Х с индексом k от 1 до n.
Стандартное отклонение - выявляет разброс частных данных относительно средней.
Стандартное отклонение вычисляется по формуле:
Где, - стандартное отклонение;
- сумма квадратов
разности между частными
n - количество испытуемых в выборке.
Стандартная ошибка среднего определяется по формуле:
ст. ошибка = S-2/n (2.2.),
где, S - стандартное отклонение;
n - количество испытуемых в группе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Формулы для эмпирического значения критерия t – Стьюдента:
или
где, - среднее значение переменной по одной выборке данных;
m1 и m2 - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.
После вычисления значения показателя t, по таблице критических значений t - критерия Стьюдента находят нужное табличное значение. t (для заданного числа степеней свободы и выборочной вероятности допустимой ошибки) и сравнивают с ним вычисленное значение t.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Комплекс коррекционных упражнений
В темной норе (для детей 4-5 лет)
Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Лиса подумала, что хорошо бы ей съесть малышей, но вслух сказала: «Здравствуйте, неразлучные друзья! А у меня для вас в моей норе приготовлено угощение: вкусные конфеты и рассыпчатое печенье. Пойдемте со мной!». Малыши поверили Лисе и пошли с нею. Пришли. Лиса открыла дверцу в свою нору: «Заходите первыми!». Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощение!». Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. Зайчонок не плакал, он думал... «Давай, Утенок, выроем подземный ход и убежим отсюда» — сказал наконец Зайчонок. Утенок перестал плакать и вместе с Зайчонком стал рыть землю. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и больше, и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок, обнялись и радостные и веселые побежали домой: Пришла Лиса с дровами, положила их на землю, сняла крючок, открыла дверцу, посмотрела в нору и замерла от удивления... В норе никого не было.
Игра проводится рядом с помещением, где нет естественного освещения (коридор; кладовка и т. п.). Эта темная комната будет лисьей норой. Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Ведущий через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.
Змей-Горыныч (для детей 5 — 6 лет)
Сказочный город (поставленные по кругу стулья). В нем живут царевич, царевна и ремесленники. Сторожит город Стражник. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна вышивает. Ремесленники заняты каждый своим делом (кузнец кует, маляр красит и т. д.). Стражник обходит город. Налетает Змей-Горыныч. (Звучит музыка П. Чайковского «Баба-яга»). Он смертельно ранит Стражника, убивает ремесленников, а царевну уносит (уводит) в свою пещеру (специально поставленные стулья). Змей-Горыныч летает перед входом в пещеру, сторожит царевну. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник приподнимается, показывает направление, куда Змей-Горыныч унес царевну, бессильно падает. Иван-царевич берет меч и идет сражаться со Змеем-Горынычем (этюд «Битва». Звучит музыка Б. Хоффера «Битва»). Борется и побеждает его. Как только Змей-Горыныч падает, Стражник и ремесленники оживают, а из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет царевну в город. Царевна снова вышивает, ремесленники работают. Стражник обходит город, а Иван-царевич собирается на охоту.
Потерялся (для детей 5 — 6 лет)
Мальчик с родителями приехал в незнакомый ему город. Они только что сошли с поезда и идут по перрону. Вдруг мальчик увидел очень большую собаку и от удивления даже остановился (этюд «Удивление»), а родители пошли дальше. Собака убежала. Мальчик оглядывается, но мамы и папы (бабушки, брата, сестры) нигде нет. Он бежит к выходу в город (специально поставленные стулья), выходит... и застывает в позе отчаяния: мамы и папы здесь нет (этюд «Момент отчаяния»). Родители тоже ищут, мальчика. Они подходят к нему сзади и трогают за плечо. Радость встречи. Мама и папа берут его за руки и весело идут с ним по городу (этюд «Хорошее настроение»).
Что в углу? (для детей 6 — 7 лет)
Из стульев строится кровать.
Ребенок делает вид, что раздевается
и ложится в постель, закрывает
глаза. Входит дедушка — другой ребенок.
Он делает вид, что снимает халат,
потом подходит к внуку, видит, что
он спит, поправляет одеяло и, уходя
из комнаты, выключает свет. Ведущий
читает стихотворение Ал. Кушнир «Что
в углу?» Затем мальчик