Детские страхи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.
Проблемой детских страхов занимались многие учёные. Боулби в своих трудах широко раскрыл причины детских страхов. Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен согласно его «концепции травматического обуславливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. В последние годы специалистами отмечен довольно высокий рост детских страхов (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская и др.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………………….3
ФЕНОМЕН СТРАХА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………............................................6
Психологические аспекты феномена страха в научных исследованиях……………………………………………………..…………..6
Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте…………...10
Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей…….…18
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..23
Организация исследования…………………….……………………………23
Анализ полученных результатов………..……...…………………………..24
Выводы…………………………………………...…………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………….………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….….……………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………….…………………………………………....40

Работа содержит 1 файл

курсовая детские страхи.docx

— 198.93 Кб (Скачать)

После выполнения задания  ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные  страхи.

Анализ полученных результатов  заключается в том, что экспериментатор  подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными  нормами. Совокупные ответы ребенка  объединяются в несколько групп  по видам страхов. Если ребенок в  трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется  как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей  наблюдаются от 6 до 15. У городских  детей возможное количество страхов  доходит до 15.

Проективную методику «Мои страхи» А.И. Захарова [13, с. 67]. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т.е. вербализовать свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений. Американский психолог К. Маховер считал, что центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Другими словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего мира. Поэтому проективные методики используются для выявления наиболее ярких переживаний чувства страха

Методика «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой позволяет отследить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье ребёнка, увидеть его субъективную оценку о его месте в семье и отношениях с другими членами семьи. Г.Т. Хометаускас в своей работе «Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений» говорит: «Особенности графических презентаций членов семьи выражают чувства ребёнка к ним, то, как ребёнок их воспринимает, какие характеристики членов семьи для него значимы, какие вызывают тревогу» [16, с. 2] (Приложение 2).

Тест помогает выявить  отношение ребенка к членам своей  семьи, как он воспринимает каждого  из них и свою роль в семье, а  также те взаимоотношения, которые  вызывают в нем тревогу [16, с. 3]. Ситуация в семье, которую родители оценивают  положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.

Порядок проведения: из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:

• чья семья изображена им на рисунке — его самого или  какого-нибудь друга, или вымышленного героя;

• где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;

• какого пола каждый персонаж и какова его роль в семье;

• кто из них самый  приятный и почему, кто самый счастливый и почему;• кто самый грустный (сам ребенок из всех персонажей?) и почему;

Протоколы исследования занесены в таблицы 1 и 2 (см. приложение 3) Методика «Страхи в домиках». По результатам диагностики была составлена диаграмма видов страха, выявленных в контрольной группе детей (рисунок 1.1):

 

Рисунок 1.1  Страхи контрольной группы детей

Результаты: коэффициент  страха = 7,9 – норма. Как можно  видеть на диаграмме 1 по результатам  анализа  в контрольной группе детей преобладают:

страх одиночества – 60%

боязнь  чудовищ – 73,3%

боязнь  врачей – 90%

боязнь  уколов – 93,3%

страх боли – 96,6%

Таким образом, результаты методики «Страхи в домиках», проведенной  в контрольной группе детей, свидетельствуют  о наличии у дошкольников определенных видов страха с коэффициентом  – 7,9, что является нормой для данной возрастной категории. Преобладают, как  видно по результатам, медицинские  страхи (93,3%), чуть с меньшими процентами идут боязнь чудовищ (73,3%), страх одиночества (60%) и боязнь темноты (46,6%). Так же, в ходе исследования были установлены  некоторые виды страхов, свойственные больше для мальчиков - страх наказания; и для девочек – страх перед  дикими  животными. Было выявлено и  то, что коэффициент страха выше у девочек(8,1), чем у мальчиков (6,5). Результаты диагностики проведенной  в экспериментальной группе отображены в диаграмме 2, из которой видно, что  в данной группе детей преобладают:

страх одиночества – 87%

страх потерять маму и папу – 97%

боязнь чудовищ – 93,3%

страх темноты – 93,3%

боязнь страшных снов – 87%

боязнь врачей – 93,3%

боязнь уколов – 97%

страх боли – 97%

боязнь резких звуков – 53,3%

Результаты: коэффициент  страха 13,5

 

Рисунок 1.2 Страхи экспериментальной группы

Таким образом, результаты методики «Страхи в домиках» свидетельствуют о наличии у дошкольников из неполных семей определенных видов страха с более высоким коэффициентом чем у группы детей из полных семей – 13,5. Так же, в экспериментальной группе детей присутствует такой вид страха как боязнь потерять родителей (97%), и боязнь резких звуков (53,3%). Большое количество детей подвержены медицинским страхам (96%); страху темноты и страшных снов (90,15%)

Методика «Мои страхи»  позволила отследить те персонажи, которые пугают детей в среднем  и старшем дошкольном возрасте. По данным контрольной группы, в своих  рисунках 2 человека (6,7%) изобразили змей;  пауков 4 ребенка (13,3%); скелет нарисован  у 3 человек (10%); злых ведьм и колдунов - 4 ребенка (13,3%); монстров изобразили 10 человек (33,3%);  ночь и темноту 5 детей (16,6%), могилы – 2 ребенка (6,7%)

Экспериментальная группа детей  из неполных семей в своих рисунках  изобразили: монстров 15 человек, что  составляет 50% всей группы детей; ночь и темноту 10 детей = 33,3%, могилы – 2 ребенка = 6,7%, старые заколоченные или разваленные  дома – 3 человека = 10%

Методика «Рисунок семьи».

У 20% (6 чел.) детей, в рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, т.е. тёмные тона, штриховка, прерывистые  линии, сильный нажим, стирания, очень  крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень  маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими. Дети изображали персонаж или предмет  с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур обведённый несколько раз или  же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь человека изобразить: в средней группе 2 малыша изображали так членов семьи, а в старшей  себя (4 ребенка).

Очень хорошо видны проблемы детей из неполных семей именно при  проведении  проективной методики «Рисунок семьи»

У 57% (17 чел.) детей в рисунках прослеживается симптомокомплекс тревожности, т.е. тёмные тона, штриховка, прерывистые  линии, сильный нажим, стирания, очень  крупные глаза, либо глаза зачерченные. Некоторые дети изображали себя очень  маленькими на листе бумаги, либо отсутствующими. Дети изображали персонаж или предмет  с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихованным, либо контур обведённый несколько раз или  же очень тоненькой дрожащей линией, как бы не решаясь что-то изобразить. 20% детей изобразили свою маму больше похожую на  кричащего монстра( рисунки мальчиков).

Проективные рисуночные методики позволили выявить детей с  эмоциональным неблагополучием, испытывающим тревогу, страх, напряжение  - 23 ребенка (77%), причем 17 человек из 23 – это  мальчики. Данные показатели позволяют сделать вывод о том, что особенно подвержены страхам из неполных семей именно мальчики, когда в полных семьях наблюдается обратная картина.

Проективные рисуночные методики позволили выявить детей с  эмоциональным неблагополучием, испытывающим тревогу, страх, напряжение  - 6 человек (20%).

Для сравнения результатов  диагностик был составлен график сравнения (рисунок 2). Очевидно, что  у детей из неполных семей более  высок уровень всех видов страха. Страхом одиночества подвержены 87% детей из неполных семей, а дети, имеющие обоих родителей – 60%. Боязнь чудовищ, злых сказочных персонажей – 73% дети из полной семьи; 93% - дети из неполных семей.  Медицинские страхи у обоих  групп находятся на практически  одном уровне – 96,6%, что говорит  о чисто возрастной особенности  данного вида страха. Обратите внимание, что страх потери родителей ярко выражен только в группе детей  из не полных семей – 97%, также это  можно наблюдать с такими видами страха как боязнь страшных снов – 87% и боязнь резких звуков – 53,3%, можно  сделать вывод, что развитие этих страхов обусловлено внутрисемейными  конфликтами.

Рисунок 2  График сравнения результатов диагностики  по двум группам

 

Компактное описание группы при помощи первичных статистик  позволяет интерпретировать результаты измерений, в частности, путём сравнения  первичных статистик разных групп.

Выборочное среднее - как  статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого психологического качества. Эта оценка характеризует степень его развития в целом у той группы испытуемых, которая была подвергнута психодиагностическому  обследованию (Приложение 4)

Вторичная статистическая обработка. Параметрические методы сравнения  двух выборок. Распределение t-Стьюдента  – это распределение случайной  величины. Метод позволяет проверить  гипотезу о том, что средние значения двух сравниваемых независимых выборок  отличаются друг от друга. Допущение  независимости предполагает, что  представители двух выборок не составляют пары коррелирующих значений признака.

В работе проверялась гипотеза об отличиях в психологических показателях  у испытуемых (Приложение 5).

Результаты математической обработки рассмотрены ниже и  представлены в таблицах 3.1 и  3.2

Таблица 3.1 Данные описательной статистики

Контрольная  группа

Экспериментальная группа

Стандартное отклонение

1,302517456

Стандартное отклонение

2,403302326

Дисперсия выборки

1,696551724

Дисперсия выборки

5,775862069

Эксцесс

-1,139383839

Эксцесс

0,659600363

Асимметричность

0,116365384

Асимметричность

0,143725479

Интервал

4

Интервал

9

Минимум

6

Минимум

9

Максимум

10

Максимум

18

Сумма

228

Сумма

405

Счет

30

Счет

30

Уровень надежности(95,0%)

0,486368004

Уровень надежности(95,0%)

0,8974078230


Как видно из статистических данных коэффициент страха (среднее  значение на группу) в экспериментальной  группе- выше чем в контрольной, так как 13,5 > 7,6. Это говорит о том, что дети из неполных семей в большей степени подвержены страхам, чем их сверстники из полных семей. Вычисляем эмпирическое значение t-Стьюдента (по формуле 2.4) = 4,391; df = 58, по таблице критических значений критерия t-Стьюдента p < 0,001, следовательно, статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется. Вывод: коэффициент страха детей дошкольного возраста из неполных семей достоверно выше, чем у их сверстников их полных семей (p < 0,001).

 

2.3 Выводы 

 

Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный  в себе, не умеющий налаживать отношения  со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из неполной семьи с неблагополучным  эмоциональном фоном.

В рисунках детей из неполных семей преобладают чёрные, грязно-фиолетовые, коричневые, серые, тёмно-синие тона, а также прерывистые линии, зачерченные  лица и фигуры, испуганные глаза (крупные  зачерченные глазницы), отсутствие кистей рук или наоборот очень  крупные кисти рук с пальцами (потребность в общении), иногда отсутствие рта на лице в рисунке члена  семьи.

У детей из экспериментальной  группы присутствует высокий уровень  тревожности, выражен страх разлуки  с родителями и  личный показатель страхов выше показателя в контрольной  группе. Наличие страхов зависит от многих причин. Так, например, в процессе исследований было обнаружено, что мальчики подвержены страхам меньше, чем девочки, причем у мальчиков, которые воспитываются в неполных семьях, количество страхов больше(57%), чем у их сверстников, живущих вместе с обоими родителями.

Уровень всех видов страха у детей из экспериментальной  группы, находится на более высоком  уровне, чем страхи детей из контрольной  группы. Страхом одиночества подвержены 87% детей из неполных семей, а дети имеющие обоих родителей – 60%. Боязнь чудовищ, злых сказочных персонажей – 73% дети из полной семьи; 93% - дети из неполных семей.  Медицинские страхи у обоих  групп находятся на практически  одном уровне – 96,6%, что говорит  о чисто возрастной особенности  данного вида страха. Обратите внимание, что страх потери родителей ярко выражен только в группе детей  из не полных семей – 97%, также это  можно наблюдать с такими видами страха как боязнь страшных снов – 87% и боязнь резких звуков – 53,3%, можно  сделать вывод, что развитие этих страхов обусловлено внутрисемейными  конфликтами.

Информация о работе Детские страхи