Детские страхи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.
Проблемой детских страхов занимались многие учёные. Боулби в своих трудах широко раскрыл причины детских страхов. Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен согласно его «концепции травматического обуславливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. В последние годы специалистами отмечен довольно высокий рост детских страхов (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская и др.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………………….3
ФЕНОМЕН СТРАХА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………............................................6
Психологические аспекты феномена страха в научных исследованиях……………………………………………………..…………..6
Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте…………...10
Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей…….…18
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..23
Организация исследования…………………….……………………………23
Анализ полученных результатов………..……...…………………………..24
Выводы…………………………………………...…………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………….………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….….……………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………….…………………………………………....40

Работа содержит 1 файл

курсовая детские страхи.docx

— 198.93 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………………….3

  1. ФЕНОМЕН СТРАХА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………............................................6
    1. Психологические аспекты феномена страха в научных исследованиях……………………………………………………..…………..6
    2. Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте…………...10
    3. Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей……...………………...……………18
  2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..23
    1. Организация исследования…………………….……………………………23
    2. Анализ полученных результатов………..……...…………………………..24
    3. Выводы…………………………………………...…………………………..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………….………………………………...34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….….……………..38

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………….…………………………………………....40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в  воспитании ребенка. Проявления детских  страхов очень разнообразны. Некоторым  детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с  плачем и зовет мать, требует, чтобы  взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают  страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой  что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу  и т.д.

Проблемой детских страхов  занимались многие учёные. Боулби в  своих трудах широко раскрыл причины  детских страхов. Много времени  посвятил проблеме страхов Рэчмен согласно его «концепции травматического обуславливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. В последние годы специалистами отмечен довольно высокий рост детских страхов (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская и др.).

Более глубокое исследование этого феномена, на наш взгляд, поможет  найти правильные подходы к его  решению. Мы исходим из того, что  наличие страхов в детском  возрасте ни в коем случае нельзя оставлять  без внимания, так как это может  стать фактором нарушения развития личности в онтогенезе (В.И. Гарбузов, В.В. Лебединский и др.). Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность (А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина  и др.), не только не теряет своей  актуальности в наши дни, но даже обостряется  в связи с масштабными изменениями  в общественно-политической и экономической  жизни не только взрослых, но и детей.

Многочисленные исследования, посвященные страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания  этой важной эмоции. В нашей исследовательской  работе показатель тревожности используется как склонность к возникновению  страхов. Литературы по данной проблеме разработано немного. Несмотря на то, что проблема страхов у детей  младшего школьного возраста достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь именно с  поступлением в школу связанно возникновение  страхов у детей. Поэтому, будучи еще в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности  и преодолеть барьер страха в своем  сознании.

Исходя из актуальности проблемы, была определена цель курсовой работы: изучение особенностей страхов у  детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.

Объект исследования: страхи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности страхов у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.

Гипотеза исследования: при проведении исследования мы исходили из предположения, что детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка, что может быть обусловлено таким фактором как неполная семья и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.

Задачи:

1. Анализ теоретических и практических исследований по заявленной проблеме;

2. Исследование страхов и изучение психологических особенностей проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в полных и неполных семьях;

3. С помощью сравнительного анализа выявить различие или сходства страхов у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в полной и неполной семье.

Организация исследования: работа выполнена на базе ГУО ясли-сад  № 75 г. Бреста при непосредственном участии воспитателей группы, психолога, а также некоторых родителей  детей, которые принимали непосредственное участие в исследовании.

В исследовании приняли участие 60 дошкольников 4-6 лет, из них 30 проживающих  в полных семьях и 30 человек из неполных семей. Методы исследования: беседа, наблюдение, экспериментально-психологический, статистический методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Феномен страха как психолого-педагогическая проблема

 

    1. Психологические аспекты феномена страха в научных исследованиях

 

Проблема психологии страха имеет свою историю развития и  получила освещение в различных  психологических подходах. Наиболее широко проблема страха рассматривается  в западной психологии в рамках четырех  психологических подходов. Рассмотрим их.

Первый — обращает внимание на поведенческие основы страха и  связан с бихевиористским направлением (Айзенк Г., Бандура А., Спилбергер Ч., Уотсон Дж.). Страх рассматривается  как феномен, имеющий условно  рефлекторную основу, основанный на переживании  травматического опыта. Так, Дж. Уотсон, признающий, что страх является одной  из базовых врожденных эмоций, считал, что в процессе развития ребенка  характер страха изменяется — он начинает возникать на основе условных рефлексов. В область рассмотрения данного  подхода попадают аспекты страха, связанные в основном с реакцией испуга, избегания и не затрагиваются  проблемы осмысления и ценностной интерпретации  страха [3, с. 15].

С точки зрения бихевиоризма, страх является следствием однократного или многократного травматического опыта субъекта (или же, в социобихевиоризме, наблюдавшегося чужого травматического опыта) во взаимодействии с определенными объектами. Тревога, в этой логике, выступает следствием генерализации, сам же страх, по сути, выступает как реакция избегания [9, с. 36].

Второй подход связан с  психоаналитической традицией и  последующим ее развитием различными авторами (Адлер А., Салливен Г.С., Фрейд  А., Фрейд З., Хорни К., Юнг К.Г.). Главным объектом исследования здесь  является феномен, обозначенный З. Фрейдом  как «невротический страх» (в ряде переводов он называется «тревогой»), то есть страх, не связанный с реальной объективной опасностью. Причина  возникновения невротического страха определялась различными авторами данного  направления в зависимости от того, в чем они видели доминанту  развития личности [17, с.74]. Если для  одних исследователей характерно представление  о том, что невротический страх  рождается в результате вытеснения жизненно важных энергетических импульсов, происходящего вследствие слабости «Я», то для других, основанием является внутренняя специфика тревоги, которая  порождает необходимость ее вытеснения. Большинство последователей З.Фрейда отмечали в феноменах страха и  тревоги не только индивидуально-психологический, но и социальный аспекты их возникновения.

В классическом психоанализе исходной причиной возникновения страхов считается первичная травма. Первоначальные страхи ребенка - страх темноты, страх одиночества - связаны с отсутствием матери; по З. Фрейду, в таких ситуациях воспроизводится родовая травма, т.е. разлучение с матерью. Фрейд отмечает, что для каждого возраста существуют свои условия возникновения страха и по мере развития старые должны исчезать, что, однако, не относится к невротическому развитию, при котором как бы «удерживаются» прежние условия. Для А. Адлера источником страха служит переживание собственной неполноценности, связанной с ожиданием угрозы со стороны внешнего мира, прежде всего формирующееся в семье на протяжении первых пяти лет жизни. К. Хорни, развивая идеи А. Адлера, в качестве базового явления выделяет «основную тревогу», изначально присущую человеку и развивающуюся на базе «основного зла», т. е. тех ошибочных форм отношений, которые практикуют родители в отношении детей, фрустрируя их потребность в безопасности. В гуманистической психологии проблема страха также связывается с фрустрацией потребности в безопасности, что согласно общей тенденции данного направления, препятствует возможности самоактуализации личности (А. Маслоу) [25, с.94].

Третий подход основан  на положениях философии экзистенциализма (Камю А., Кьеркегор С., Сартр Ж..-П., Тиллих П., Хайдеггер М., Шестов Л.). Страх  рассматривается как важнейшая  характеристика человеческого бытия, имеющая непосредственное значение для существования человека. Различные  авторы уделяют внимание преимущественно  «смыслу» страха, то есть его месту  в общей системе метафизического, психологического или биологического существования индивида (Кемпински  А., Мэй Р., Риман Ф.), обосновывая  положительные аспекты страха, связанные  с развитием «Я» [7, с. 12].

Четвертое направление связано  с концепцией гуманистической психологии (Маслоу А., Оклендер В., Перлз Ф., Роджерс  К.), где страх рассматривается  как негативный феномен, мешающий процессу самоактуализации личности из-за того, что он возникает при фрустрации потребности в безопасности (одной  из базовых потребностей по А.Маслоу). Источником тревоги являются различные  проявления неконгруэнтности (Роджерс  К.), «не-естественности» бытия; так, например, тревогу порождает отсутствие осознания «здесь-и-сейчас» и, как  следствие, подвластность психики  человека, как катастрофическим ожиданиям, так и деструктивным воспоминаниям [6, с.32].

В отечественной психологии представления о страхе широко разрабатывались  в рамках психиатрической проблематики (Карвасарский Б.Д., Свядощ А.М., Ушаков Г.К.) и в концепциях авторов, занимающихся проблемой функционирования человека в критических и экстремальных  условиях, в ситуации стресса (Короленко  Ц.П., Китаев-Смык Л.В., Лебедев В.И., Мухина В.С.). Исследователи преимущественно  уделяли внимание рассмотрению страха, связанного с реальной угрозой для  жизнедеятельности человека. В данном контексте страх рассматривался как феномен, обусловленный особенностью социальной среды индивида, и подчеркивалась важность преодоления страха.

В основе отечественных психологических  концепций практически всегда лежит  конкретизация понятий страха и  тревоги (Астапов В.М., Захаров А.И., Прихожан А.М.). При этом тревога понимается как недифференцированный, неопределенный феномен, связанный с предвосхищением  угрозы; страх же интерпретируется как четкое отражение конкретной угрозы, непосредственно связанное  с реальностью [4, с. 112].

Также в отечественной  психологии изучение страха у детей  велось в рамках концепции неврозов и невротического развития личности. В данном случае авторы не создавали собственные целостные концепции детского страха, а в рамках своих задач вносили ряд существенных замечаний, связанных со спецификой детского страха. А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины возникновения и развития дневных и ночных страхов. Привел статические данные, показывающие влияние различных факторов, в первую очередь семейных взаимоотношений, на формирование этих страхов [13, с. 112].

А.И.Захаров отмечает, что  страх может развиваться у  человека в любом возрасте: у детей  от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто  проявляется страх неожиданных  звуков, страх одиночества, страх  боли (и связанный с этим страх  медицинских работников). В 3-5 лет  для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 —7 лет ведущим становится страх  смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего  боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают». Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях  тревожности в характере ребенка  [12, с. 96].

Таким образом, понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Страх - важнейший  социальный феномен и фундаментальное  основание человеческого бытия. Широким спектром его проявления является культурный и социально-исторический фон каждой эпохи. С развитием  цивилизации, социальными преобразованиями происходит усложнение внутреннего  мира личности, рост её самосознания и, соответственно, изменение характера  типичных для того или иного общества страхов, появление их новых форм и разновидностей. Роль страха в  жизни общества определяется его  мобилизующей и демобилизующей функциями.

Преемственность в осмыслении феномена страха мыслителями  различных эпох позволяет проследить его эволюцию, которая в свою очередь  свидетельствует об увеличении интенсивности  и влияния страха на жизнь индивида и общества, переходе от страхов  человечества перед всемогущими  силами природы к боязни собственной  деструктивной деятельности.

Информация о работе Детские страхи