Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:32, курсовая работа
Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.
Проблемой детских страхов занимались многие учёные. Боулби в своих трудах широко раскрыл причины детских страхов. Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен согласно его «концепции травматического обуславливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. В последние годы специалистами отмечен довольно высокий рост детских страхов (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская и др.).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………………….3
ФЕНОМЕН СТРАХА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………............................................6
Психологические аспекты феномена страха в научных исследованиях……………………………………………………..…………..6
Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте…………...10
Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей…….…18
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..23
Организация исследования…………………….……………………………23
Анализ полученных результатов………..……...…………………………..24
Выводы…………………………………………...…………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………….………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….….……………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………….…………………………………………....40
Причина последняя
– наличие более серьезного расстройства
– невроза, которое должны диагностировать
и лечить медицинские работники.
Проявлением невроза можно
Рассмотрим существование
страхов детей дошкольного
Значительное увеличение числа страхов в неполных семьях происходит, прежде всего, у мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз. Отчасти это отражается и на девочках, поскольку им также требуется навык защиты себя от опасностей, что наиболее развито в филогенезе у представителей мужского рода [13, с. 127].
Рассмотрим выраженность
страхов в полных семьях. Абсолютное
отсутствие страхов представляется,
во всяком случае, в дошкольном возрасте,
скорее, исключением, чем правилом,
и достаточно часто служит проявлением
органической расторможенности, не критичности
и невысокого интеллектуального
уровня. Так, у мальчиков, у отцов
которых наблюдается
У дошкольников количество
страхов изучено в связи с
проживанием в отдельной или
коммунальной квартире, доминированием
одного из родителей и отношениями
в семье. У детей, живущих в
отдельных квартирах, страхов больше,
чем у детей из коммунальных квартир,
особенно у девочек, различия у которых
находится на достоверном уровне.
В коммунальной квартире больше сверстников,
возможностей для совместных, эмоционально
насыщенных игр, снимающих естественным
образом страхи. В отдельных квартирах
дети нередко лишены непосредственного
контакта друг с другой. У них
больше вероятность страхов
Мальчики и девочки
более боязливы, если считают главной
в семье мать, а не отца. Работающая
и доминирующая в семье мать часто
испытывает нервно психическую перегрузку,
что создает дополнительное напряжение
в ее отношениях с детьми, вызывая
у них ответные реакции беспокойства.
Доминирование матери также указывает
на недостаточно активную позицию и
авторитет отца в семье, что затрудняет
ролевую идентификацию с ним
мальчиков и увеличивает
Вне связи с доминированием матери, если мальчики старшего дошкольного возраста в воображаемой игре «семья» выбирают роль не отца, как это делают большинство сверстников, а матери, то количество их страхов является наибольшим. Как правило, это говорят о наличии невротической, основанной на беспокойстве, привязанности к матери.
Таким образом, особую чувствительность
в плане страхов дошкольники
обнаруживают при наличии конфликтных
отношении между родителями. Тогда
индекс страхов, достоверно выше, особенно
у девочек, чем когда отношения
родителей оцениваются как
Таким образом, на первом этапе исследования был проведен анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы и сделаны следующие выводы:
- изучением страха занимались
многие ученые, выдвинуто множество
трактовок понятия страха. Из
всего этого научного
- понимание опасности,
её осознание формируется в
процессе жизненного опыта и
межличностных отношений,
- чтобы снизить показатели
детской тревожности и страхов,
- инстинктивные проявления
страха становятся событиями,
все более отражающими
- страх играет немаловажную
роль в жизни ребёнка, с одной
стороны, он может уберечь от
необдуманных и рискованных
Страхи неизбежно сопровождают
развитие ребенка и появление
различных эмоциональных
- на количество
страхов оказывает влияние
Наиболее подвержены
страху единственные дети в семье
как эпицентр родительских забот
и тревог. Единственный ребенок находится,
как правило, в более тесном эмоциональном
контакте с родителями и легче
перенимает их беспокойство. Родители,
нередко охваченные тревогой не успеть
что-либо сделать для развития ребенка,
стремятся максимально
- особую чувствительность в плане страхов дошкольники обнаруживают при наличии конфликтных отношении между родителями. Тогда индекс страхов, достоверно выше, чем когда отношения родителей оцениваются как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает внимания факт обнаружения у дошкольников из конфликтных семей достоверно более частых страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов и потери родителей, если родители уже не живут вместе, то повышается коэффициент страха одиночества, страха потери обоих родителей. Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.
Проанализированные
Цель исследования – определение особенностей страха у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей, сравнить полученные результаты и сделать выводы.
В исследовании участвовали дошкольники средних и старших групп из дошкольного учреждения ГУО ясли-сад № 75 г. Бреста. Выборка составила всего 60 человек, из них 30 детей из полных семей и 30 детей из неполных семей.
Задачи эмпирической части исследования:
- провести исследование по выявлению детских страхов;
- провести исследование
по определению уровня
- провести исследование
по выявлению эмоциональных
В исследовании были использованы ряд психодиагностических методик, в частности методика выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную методику А.И. Захарова «Мои страхи», проективную методику изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой.
2.2 Описание диагностического материала
Для проведения практической части нашего исследования, был составлен набор методик, адекватный цели работы. Включение в методический аппарат конкретных тестов и соответствующих им экспериментальных показателей выполнялся на основе следующих критериев: концептуальная обусловленность метода, высокая валидность, психометрическая надежность, возможность сравнения результатов, полученных с помощью конкретного метода, с результатами других.
Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой [18, с. 10] (Приложение 1). Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом».
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.