Детские страхи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.
Проблемой детских страхов занимались многие учёные. Боулби в своих трудах широко раскрыл причины детских страхов. Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен согласно его «концепции травматического обуславливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. В последние годы специалистами отмечен довольно высокий рост детских страхов (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская и др.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………………….3
ФЕНОМЕН СТРАХА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………............................................6
Психологические аспекты феномена страха в научных исследованиях……………………………………………………..…………..6
Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте…………...10
Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей…….…18
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..23
Организация исследования…………………….……………………………23
Анализ полученных результатов………..……...…………………………..24
Выводы…………………………………………...…………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………….………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….….……………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………….…………………………………………....40

Работа содержит 1 файл

курсовая детские страхи.docx

— 198.93 Кб (Скачать)

Причина последняя  – наличие более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать  и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать  те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или  очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

 

 

 

    1. Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей

 

Рассмотрим существование  страхов детей дошкольного возраста, как в полных, так и в неполных семьях.

Значительное увеличение числа страхов в неполных семьях происходит, прежде всего, у мальчиков  в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу, и  психологической защиты от идущих извне  угроз. Отчасти это отражается и  на девочках, поскольку им также  требуется навык защиты себя от опасностей, что наиболее развито в филогенезе у представителей мужского рода [13, с. 127].

Рассмотрим выраженность страхов в полных семьях. Абсолютное отсутствие страхов представляется, во всяком случае, в дошкольном возрасте, скорее, исключением, чем правилом, и достаточно часто служит проявлением  органической расторможенности, не критичности  и невысокого интеллектуального  уровня. Так, у мальчиков, у отцов  которых наблюдается алкоголизм, количество страхов достоверно меньше, чем у мальчиков, отцы которых  не злоупотребляют алкоголем. Бесстрашие у этих мальчиков, нередко граничащее с безрассудством и игнорированием опасностей, является в своей совокупности и известным барьером не восприятия страха как аффективно переживаемой угрозы для жизни и безопасности. Кроме этого, «профилактика» страхов  в данном случае происходит и вследствие расторможенного поведения отца, напоминающего о состоянии алкогольного опьянения тех чудовищ, которых  обычно боятся дети. Ребенок как  бы привыкает к такому поведению  и даже в чем-то подражает ему, после чего ему уже не, страшны  Бармалей, Кощеи и другие страшные образы [13, с. 132 - 135].

У дошкольников количество страхов изучено в связи с  проживанием в отдельной или  коммунальной квартире, доминированием одного из родителей и отношениями  в семье. У детей, живущих в  отдельных квартирах, страхов больше, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек, различия у которых  находится на достоверном уровне. В коммунальной квартире больше сверстников, возможностей для совместных, эмоционально насыщенных игр, снимающих естественным образом страхи. В отдельных квартирах  дети нередко лишены непосредственного  контакта друг с другой. У них  больше вероятность страхов одиночества  и темноты. В первую очередь это  относится к единственным детям, и большей степени восприимчивым  к страхам родителей.

Мальчики и девочки  более боязливы, если считают главной  в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто  испытывает нервно психическую перегрузку, что создает дополнительное напряжение в ее отношениях с детьми, вызывая  у них ответные реакции беспокойства. Доминирование матери также указывает  на недостаточно активную позицию и  авторитет отца в семье, что затрудняет ролевую идентификацию с ним  мальчиков и увеличивает возможность  передачи беспокойства со стороны матери, если оно имеет место [2, с. 29].

Вне связи с доминированием матери, если мальчики старшего дошкольного  возраста в воображаемой игре «семья»  выбирают роль не отца, как это делают большинство сверстников, а матери, то количество их страхов является наибольшим. Как правило, это говорят  о наличии невротической, основанной на беспокойстве, привязанности к  матери.

Таким образом, особую чувствительность в плане страхов  дошкольники  обнаруживают при наличии конфликтных  отношении между родителями. Тогда  индекс страхов, достоверно выше, особенно у девочек, чем когда отношения  родителей оцениваются как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает внимания факт обнаружения у дошкольников из конфликтных семей достоверно более частых страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных  снов и потери родителей, если родители уже не живут вместе, то повышается коэффициент страха одиночества, страха потери обоих родителей. Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

Таким образом, на первом этапе  исследования был проведен анализ имеющейся, по данному вопросу, научной литературы и сделаны следующие выводы:

- изучением страха занимались  многие ученые, выдвинуто множество  трактовок понятия страха. Из  всего этого научного многообразия  можно выделить то, что «страх  – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах  превентивности – угрозы –  боязни за свою социальную  или же биологическую экзистенцию  у субъекта» [16, с. 342]. Беспокойство, тревога, страх, такие же эмоциональные  неотъемлемые проявления нашей  психической жизни, как и радость,  восхищение, гнев, удивление, печаль. Однако для человека как социального  существа страх часто становится  препятствием для достижения  поставленных им целей.

- понимание опасности,  её осознание формируется в  процессе жизненного опыта и  межличностных отношений, когда  некоторые безразличные для ребёнка  раздражители постепенно приобретают  характер угрожающих воздействий. 

- чтобы снизить показатели  детской тревожности и страхов,  необходимо учитывать ведущую  деятельность данной возрастной  группы. Так как ведущей деятельностью  дошкольников является игра, следовательно, и предупреждение появления страхов и их коррекция должны проходить в игре. Ни в коем случае нельзя лишать ребенка возможности играть, в противном случае ситуация со страхами может усугубиться.

- инстинктивные проявления  страха становятся событиями,  все более отражающими социальную  действительность, процесс формирования  личности детей, т.е. страхи  все более перерастают в тревожность  как отражение личностного социального  неблагополучия индивидуума. Можно  также отметить, что до 3 лет преобладает  беспокойство как сплав страхов  и тревожности, от  3 до 12 лет  отчетливо прослеживается диктат  страха и в последующие годы  наблюдаются преимущественно реакции  тревоги. Значит,  у детей старшего  дошкольного возраста тревожность  еще не является устойчивой  чертой характера и относительно  обратима при проведении соответствующих  психолого-педагогических мероприятий.

- страх играет немаловажную  роль в жизни ребёнка, с одной  стороны, он может уберечь от  необдуманных и рискованных поступков.  С другой – положительные и  устойчивые страхи препятствуют  развитию личности ребёнка, сковывают  творческую энергию, способствуют  формированию неуверенности и  повышенной тревожности.

Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление  различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано  с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

- на количество  страхов оказывает влияние состав  семьи. У девочек и мальчиков  старшего дошкольного возраста  число страхов заметно выше  в неполных семьях, что подчеркивает  особую чувствительность этого  возраста к разрыву отношений  между родителями. Именно, в 5-7 лет  дети в наибольшей степени  стремятся идентифицировать себя  с родителем того же пола, то  есть мальчики хотят быть во  всем похожими на наиболее  авторитетного для них в эти  годы отца, как представителя  мужского пола, а девочки —  на свою мать, что придает им  уверенность в общении со сверстниками  своего пола. Если у мальчиков  отсутствие отца, незащищенность  им и чрезмерно опекающее, замещающее  отношение матери ведут к несамостоятельности,  инфантильности и страхам, то  у девочек нарастание страхов  зависит скорее от самого факта  общения с беспокойной, лишенной  опоры матерью.

Наиболее подвержены страху единственные дети в семье  как эпицентр родительских забот  и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном  контакте с родителями и легче  перенимает их беспокойство. Родители, нередко охваченные тревогой не успеть что-либо сделать для развития ребенка, стремятся максимально интенсифицировать  и интелектуализировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать  непомерно высоким в их представлении  социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать  чему-либо, быть непризнанным кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными в  своем «счастливом» детстве.

- особую чувствительность в плане страхов дошкольники обнаруживают при наличии конфликтных отношении между родителями. Тогда индекс страхов, достоверно выше, чем когда отношения родителей оцениваются как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает внимания факт обнаружения у дошкольников из конфликтных семей достоверно более частых страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов и потери родителей, если родители уже не живут вместе, то повышается коэффициент страха одиночества, страха потери обоих родителей. Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

    1. Организация исследования

 

Проанализированные теоретические  положения дают основание предполагать, что психологические особенности  проявления страхов у детей дошкольного  возраста из полных  и неполных семей  различны.

Цель исследования – определение  особенностей страха у детей дошкольного  возраста из полных и неполных семей, сравнить полученные результаты и сделать  выводы.

В исследовании участвовали  дошкольники средних и старших  групп из дошкольного учреждения ГУО ясли-сад № 75 г. Бреста. Выборка  составила всего 60 человек, из них 30 детей из полных семей и 30 детей  из неполных семей.

Задачи эмпирической части  исследования:

- провести исследование  по выявлению детских страхов;

- провести исследование  по определению уровня тревожности;

- провести исследование  по выявлению эмоциональных проблем  и трудностей взаимоотношений  в семье.

В исследовании были использованы ряд психодиагностических методик, в частности методика выявления  детских страхов А.И. Захарова и  М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную методику А.И. Захарова «Мои страхи», проективную методику изучения эмоциональных проблем  и трудностей взаимоотношений в  семье «Рисунок семьи» В.К. Лосевой.

 

 

 

 

 

2.2 Описание диагностического  материала

 

Для проведения практической части нашего исследования, был составлен набор методик, адекватный цели работы. Включение в методический аппарат конкретных тестов и соответствующих им экспериментальных показателей выполнялся на основе следующих критериев: концептуальная обусловленность метода, высокая валидность, психометрическая надежность, возможность сравнения результатов, полученных с помощью конкретного метода, с результатами других.

Методика «Страхи  в домиках» М.А. Панфиловой [18, с. 10] (Приложение 1). Автором произведен своеобразный синтез двух известных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом».

Цель: выявление и уточнение  преобладающих видов страхов (страх  темноты, одиночества, смерти, медицинские  страхи и т. д.) у детей старше 3-х  лет. Прежде чем помочь детям в  преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно  страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок  еще плохо рисует или не любит  рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или  на двух листах): черный и красный. И  потом предлагает расселить в  домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно  те страхи, которые ребенок поселил  в черный домик, т.е. признал, что  он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься  или не боишься ...".

Беседу следует вести  неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять  вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка  страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые  ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а  не напротив ребенка, не забывая его  периодически подбадривать и хвалить  за то, что он говорит все как  есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Информация о работе Детские страхи