Детские страхи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.
Проблемой детских страхов занимались многие учёные. Боулби в своих трудах широко раскрыл причины детских страхов. Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен согласно его «концепции травматического обуславливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. В последние годы специалистами отмечен довольно высокий рост детских страхов (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская и др.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………………….3
ФЕНОМЕН СТРАХА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………............................................6
Психологические аспекты феномена страха в научных исследованиях……………………………………………………..…………..6
Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте…………...10
Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей…….…18
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..23
Организация исследования…………………….……………………………23
Анализ полученных результатов………..……...…………………………..24
Выводы…………………………………………...…………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………….………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….….……………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………….…………………………………………....40

Работа содержит 1 файл

курсовая детские страхи.docx

— 198.93 Кб (Скачать)

Как видно из статистических данных коэффициент страха (среднее  значение на группу) в экспериментальной  группе выше, чем в контрольной, так как 13,5 > 7,6. Это говорит о том, что дети из неполных семей в большей степени подвержены страхам, чем их сверстники из полных семей. Вычисляем эмпирическое значение t-Стьюдента (по формуле 2.4) = 4,391; df = 58, по таблице критических значений критерия t-Стьюдента p < 0,001, следовательно, статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется. Вывод: коэффициент страха детей дошкольного возраста из неполных семей достоверно выше, чем у их сверстников их полных семей (p < 0,001).

Таким образом, оперируя данными, полученными в ходе экспериментального исследования, можно с уверенностью подтвердить верность выдвинутой гипотезы – коэффициент страха у детей  из неполных семей выше коэффициента страха детей из полных семей.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе исследовательской  работы, была достигнута цель – изучение особенностей проявления страхов у детей дошкольного возраста; подтверждена выдвинутая гипотеза – коэффициент страха у детей из неполных семей выше коэффициента страха у детей из полных семей; а также были решены все поставленные задачи исследования.

1. На первом этапе исследования  был проведен анализ имеющейся,  по данному вопросу, научной литературы и сделаны следующие выводы:

- изучением страха занимались  многие ученые, выдвинуто множество  трактовок понятия страха. Из  всего этого научного многообразия  можно выделить то, что «страх  – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах  превентивности – угрозы –  боязни за свою социальную  или же биологическую экзистенцию  у субъекта» [30, с.342]. Беспокойство, тревога, страх – такие же  эмоциональные неотъемлемые проявления  нашей психической жизни  как  и радость, восхищение, гнев, удивление,  печаль. Однако для человека как  социального существа страх часто  становится препятствием для  достижения поставленных им целей.

- особую чувствительность в плане страхов дошкольники обнаруживают при наличии конфликтных отношении между родителями. Тогда индекс страхов, достоверно выше, чем когда отношения родителей оцениваются как дружные, хорошие, без ссор. Заслуживает внимания факт обнаружения у дошкольников из конфликтных семей достоверно более частых страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов и потери родителей, если родители уже не живут вместе, то повышается коэффициент страха одиночества, страха потери обоих родителей.  Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

2. Прежде чем приступить  к исследованию, были изучены  существующие методики диагностики  наличия страха и выявления  уровня тревожности, некоторые  из них были отобраны для  экспериментального исследования (Методика  «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, проективная методика «Мои страхи» А.И. Захарова, методика «Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой).

Затем была проведена диагностика  по данным методикам на наличие страха у детей  из исследовательской  выборки (контрольная группа – дети из полных семей, 30 человек; экспериментальная  группа – дети, из неполных семей  30 человек).

3. Анализ исследования позволил составить портрет дошкольника, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из неполной семьи с неблагополучным эмоциональном фоном. В рисунках детей из неполных семей преобладают чёрные, грязно-фиолетовые, коричневые, серые, тёмно-синие тона, а также прерывистые линии, зачерченные лица и фигуры, испуганные глаза, отсутствие кистей рук или наоборот очень крупные кисти рук с пальцами (потребность в общении), иногда отсутствие рта на лице в рисунке члена семьи. У детей из экспериментальной группы присутствует высокий уровень тревожности, выражен страх разлуки с родителями и  личный показатель страхов выше показателя в контрольной группе. Наличие страхов зависит от многих причин. Так, например, в процессе исследований было обнаружено, что мальчики подвержены страхам меньше, чем девочки, причем у мальчиков, которые воспитываются в неполных семьях, количество страхов больше(57%), чем у их сверстников, живущих вместе с обоими родителями. Было также выявлено, что развод родителей в меньшей степени отражается на девочках, чем на мальчиках по причине того, что дети, как правило, остаются жить вместе с матерью, и тогда мать с дочерью образуют однополую диаду общения, что позволяет девочке уверенно себя чувствовать и не испытывать многих страхов. Мальчики же, оставшись без отца, не чувствуют необходимой мужской поддержки, что сказывается и на общении со сверстниками, и – как следствие – на увеличении количества страхов.

Уровень всех видов страха у детей из экспериментальной  группы, находится на более высоком  уровне, чем страхи детей из контрольной  группы. Страхом одиночества подвержены 87% детей из неполных семей, а дети имеющие обоих родителей – 60%. Боязнь чудовищ, злых сказочных персонажей -73% дети из полной семьи; 93% - дети из неполных семей. Медицинские страхи у обоих групп находятся на практически одном уровне – 96,6%, что говорит о чисто возрастной особенности данного вида страха. Обратите внимание, что страх потери родителей ярко выражен только в группе детей из не полных семей – 97%, также это можно наблюдать с такими видами страха как боязнь страшных снов – 87% и боязнь резких звуков – 53,3%, можно сделать вывод, что развитие этих страхов обусловлено внутрисемейными конфликтами.

Как видно из статистических данных коэффициент страха (среднее  значение на группу) в экспериментальной  группе выше чем в контрольной, так  как 13,5 > 7,6.  Это говорит о  том, что дети из неполных семей в  большей степени подвержены страхам, чем их сверстники из полных семей. Вычисляем эмпирическое значение t-Стьюдента (по формуле 2.4) = 4,391;    df = 58, по таблице критических значений критерия t-Стьюдента p < 0,001, следовательно статистическая гипотеза о равенстве средних значений отклоняется. Вывод: коэффициент страха детей дошкольного возраста из неполных семей достоверно выше, чем у их сверстников их полных семей   (p < 0,001), из этого следует, что на количество страхов оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно, в 5-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителем того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на наиболее авторитетного для них в эти годы отца, как представителя мужского пола, а девочки — на свою мать, что придает им уверенность в общении со сверстниками своего пола. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность им и чрезмерно опекающее, замещающее отношение матери ведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит скорее от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.

Выше изложенное подтверждает поставленную нами гипотезу.

4. Также в ходе написания данной работы были изучены психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста, проживающих в неполных семьях, выявлены различия в проявлении и количестве страхов между детьми того же возраста из полных семей, сделаны соответствующие выводы:

Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной  стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности  и повышенной тревожности.

Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий (развод родителей)

Так, например, в процессе исследований было обнаружено, что  мальчики подвержены страхам меньше, чем девочки, причем у мальчиков, которые воспитываются в неполных семьях, количество страхов больше(57%), чем у их сверстников, живущих  вместе с обоими родителями. Было также  выявлено, что развод родителей в  меньшей степени отражается на девочках, мальчики, оставшись без отца, не чувствуют необходимой мужской поддержки, что сказывается и на общении со сверстниками, и – как следствие – на увеличении количества страхов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Беляускайте, Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка / Р.Ф. Беляускайте; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: АПН СССР, 1987.
  2. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бресла. – М.: Педагогика, 1995. – 181с.
  3. Вард, И. Фобия / И. Вард. – М.: Проспект, 2002. – 78 с.
  4. Возрастная психология : детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие / В.С. Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 624 с.
  5. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академ. Проспект, 2004. – 224с.
  6. Вологодина,  Н.Г. Детские страхи днём  и  ночью / Н.Г. Вологодина. – М.: «Феникс», 2006. – 106 с.
  7. Громова, Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка / Т.В. Громова. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с.: ил.
  8. Гульянц, Э.К. Психологическая коррекция страха медицинских процедур у детей дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) с помощью куклотерапии / Э.К. Гульянц, С.В. Гриднёва, А.И. Тащеева // Современная семья: проблемы и перспективы – 1994. – 114 с.
  9. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Стёпина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
  10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Я.Л. Коломинскй, Е.А. Панько. – Минск.: Университет, 1997. – 237с.
  11. Жигарькова, О. Время тревожных детей / О. Жигарькова // Психологическая газета. –  2001. – №11. – с.6 – 7.
  12. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. – М.: Педагогика, 1986. – 251с.
  13. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей / А.И. Захаров. – СПб.: Речь, 2005. – 320 с.
  14. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. – М.: Проспект, 1999. – 308с.
  15. Лебедева, Л. Силуэт человека // Школьный психолог. – 2002. – № 47. – с. 8 - 9.
  16. Лосева, В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений / В.К. Лосева. – М.: АПО, 1995.
  17. Макарова, Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия /Е.Ч. Макарова. – М., «Школа-Пресс», 1996.
  18. Панфилова, М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков / М.А. Панфилова // Школьный психолог. – 1999. – №8. – с. 10 – 12.
  19. Панченко, С.А. Мне страшно…Я боюсь / С.А. Панченко // Школьный психолог. – 2002. – № 14. – с. 8 – 9.
  20. Райнпрехт, Х. Воспитание без огорчений / Х. Райнпрехт // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 4. – с. 90 – 91.
  21. Романова, Е.С. Графические методы в психологической диагностике / Е.С. Романова, О.Ф. Потёмкина. – М.: Дидакт, 1998. – 94 с.
  22. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О.Ф. Дубровская. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 63 с.
  23. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. – М.: ,1988.
  24. Степанова, В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке / В.А. Степанова // Психолог в детском саду. – 2003. – №4. – с.46-60.
  25. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А.Урунтаева. – М.: Академия, 1997. – 332 с.

 





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Страхи  в домиках» М.А. Панфиловой

Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".

 

 Ты боишься: 

1. когда остаешься один;

2. нападения; 

3. заболеть, заразиться;

4. умереть; 

5. того, что умрут твои  родители;

6. каких-то детей; 

7. каких-то людей;

8. мамы или папы;

9. того, что они тебя  накажут; 

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку  добавляются страхи невидимок,  скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена  как страхи сказочных персонажей);

11. перед тем как заснуть; 

12. страшных снов (каких  именно);

13. темноты; 

14. волка, медведя, собак,  пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов  (страхи транспорта);

16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты);

18. когда очень глубоко  (страх глубины);

19. в тесной маленькой  комнате, помещении, туалете, переполненном  автобусе, метро (страх замкнутого  пространства);

20. воды;

21. огня;

22. пожара;

23. войны; 

24. больших улиц, площадей;

25. врачей (кроме зубных);

26. крови (когда идет  кровь);

27. уколов;

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких  звуков, когда что-то внезапно  упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь  при этом);

30. сделать что-либо не  так, неправильно (плохо - у  дошкольников);

31. опоздать в сад (школу);

Все перечисленные здесь  страхи можно разделить на несколько  групп:

 медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни; 

страхи, связанные с причинением  физического ущерба - транспорт, неожиданные  звуки, пожар, война, стихии;

 страх смерти (своей);

 боязнь животных ;

страхи сказочных персонажей;

 страх темноты и  кошмарных снов;

 социально-опосредованные  страхи - людей, детей, наказаний,  опозданий, одиночества;

Информация о работе Детские страхи