Детские страхи

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.
Проблемой детских страхов занимались многие учёные. Боулби в своих трудах широко раскрыл причины детских страхов. Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен согласно его «концепции травматического обуславливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. В последние годы специалистами отмечен довольно высокий рост детских страхов (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, А.С. Спиваковская и др.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...………………….3
ФЕНОМЕН СТРАХА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА……………………………………............................................6
Психологические аспекты феномена страха в научных исследованиях……………………………………………………..…………..6
Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте…………...10
Психологические особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей…….…18
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..23
Организация исследования…………………….……………………………23
Анализ полученных результатов………..……...…………………………..24
Выводы…………………………………………...…………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………….………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….….……………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………….…………………………………………....40

Работа содержит 1 файл

курсовая детские страхи.docx

— 198.93 Кб (Скачать)

В XX веке актуализация страха человека перед самим собой  нашла своё выражение в экзистенциализме и психоанализе. Эти направления  философской мысли, отражающие кризис современной эпохи, исследовали  страх в его глубочайшей сущности как основополагающий экзистенциал бытия человека, необходимый компонент  сознания личности и общества. Наряду с его отрицательным воздействием на ход социальных процессов, представители  данных течений особо выделяли положительное  значение страха в качестве решающего  фактора для осознания человеком  истинной цели своего существования  в мире. Проблематика страха, поставленная в работах ведущих представителей экзистенциализма и психоанализа, не осталась без внимания отечественной  религиозно-философской мысли.

 

    1. Страх и причины его возникновения в дошкольном возрасте

 

Следует различать понятия  возрастных и невротических страхов. Возрастные страхи являются следствием эмоциональной чувствительности и  впечатлительности ребенка при  осознаваемой опасности для жизни  и самочувствия. В первые годы жизни  ребенок пугается темноты, одиночества  и возникающих из неоткуда чудовищ, вздрагивает при резком шуме, находясь на высоте или в воде без опоры  ног [2, с. 78]. В 5-7 лет эти страхи теряют свою актуальность, эмоционально демонстрируются, но зато начинают осознаваться страхи несчастья, заболевания, смерти, страхи огня и пожара. В младшем школьном возрасте происходит следующая трансформация  страхов: дети начинают не столько бояться, сколько опасаться потусторонней  жизни, нарастает тревожность (беспокойство) из-за неудач, несоответствия требованиям  окружающих, т.е. возрастает социальный уровень страхов.    

Боязнь животных и темноты  обычно появляется у детей после  трех лет, достигая пика в четыре года. Дети боятся спать одни при выключенном свете. Ц. П. Короленко и Г. Ф. Фролова (1975) отмечают, что появление страха темноты совпадает по времени с развитием сферы воображения ребенка [9, с. 143]. У многих взрослых, кстати, также отмечается усиление игры воображения в темноте. Обсуждая природу этого страха, К. Д. Ушинский писал: «Некоторые, как напр., Рид и отчасти Руссо, думают, что дети уже по природе боятся темноты, но мы скорее согласны с Бэном, отвергающим эту боязнь. Темнота, скрывая от нас окружающее, может сильно способствовать развитию в нас всякого рода страхов, которые зависят уже от других причин, но сама по себе темнота едва ли может быть причиной страха [14, с. 66].

П.Ф. Каптерев (1901) отмечал, что  темнота, скрывая от взора обычные  предметы, производит сильное устрашающее  впечатление на детей, вызывает ужас [11, с. 89]. Он приводит многочисленные примеры, когда с целью наказания детей  запирали в помещениях без света. Испуг, вызванный тьмой и одиночеством, для части детей был драматичен, у некоторых из них в дальнейшем обнаружились нервно-психические расстройства. В настоящее время выявлено, что  и у маленьких детей незнакомые объекты, в частности люди, могут  вызывать страх. Феномен реакции  страха на незнакомца привлек внимание ряда западных психологов. А. Джерсилд и Ф. Холмс (Jersild, Holms, 1935) показали, что  в возрасте от одного года до шести  лет постепенно уменьшается боязнь звуков и незнакомых предметов, а  страх перед воображаемыми ситуациями в возрасте пяти-шести лет заметно  усиливается [1]. Через полвека было показано, что страх темноты, боязнь одиночества, чужих людей и незнакомых предметов стали появляться в  более раннем возрасте (Draper, James, 1985) [10, с. 143].

По данным П. С. Зобова (1983), в дошкольном возрасте преобладают  мнимые (выдуманные, фантастические) страхи над реальными, в содержании которых фигурируют фантастические образы из прочитанных сказок, фильмов ужасов и т. п.; Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе место занимает страх, вызванный угрозой нападения животных, третье - боязнь падения с большой высоты и боязнь дорожно-транспортных происшествий [5, с. 112].

Страхов у девочек выявляется в два раза больше, чем у мальчиков, и это свидетельствует о более  выраженном инстинкте самосохранения. Этим, по мнению ученых [2, с. 26], объясняется  и относительно меньшая продолжительность  жизни у мужчин. Имеются точные данные о возрастном количестве страхов  в каждый год жизни ребенка. В  старшем дошкольном и младшем  школьном возрасте среднее число  страхов у мальчиков 7, у девочек 10. Это не патология, а возрастные особенности развития. Для развития ребенка важным является не само количество страхов, а их влияние на формирование его личности, когда он становится все более неуверенным в себе, неспособным вести себя непосредственно, выражать чувства и желания и  реализовывать поставленные цели.

Если страхи приобретают  навязчивый, неотступный характер, то они, как правило, начинают поглощать возрастные страхи, поэтому мы часто наблюдаем фобии – навязчивые, монотематические страхи.

 Самая тяжелая форма  страхов, причину появления которых  найти невозможно – это бредовые  страхи. Например, почему ребенок  боится играть с какой-то игрушкой  или боится одевать какую-то  одежду. Их наличие часто указывает  на серьезные отклонения в  психике малыша [1, с. 97].

К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в  которой детское воображение  поселяет ужасных ведьм, оборотней  и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков. Например, боязнь воды теоритически можно отнести  к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды - это  навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный.  В 90% случаев  практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как  правило, дети «зацикливаются» и  не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о  чем другом ребенок думать уже  не может [1, с. 56].

Навязчивые страхи – это  страхи, которые ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут  их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и  открытых пространств и др. [2, с. 37] .

Печальным событием для детей, заболевающих неврозом страха, является осознание их нежелательности для  родителей способно негативно повлиять на формирование у детей чувства  уверенности и  не потому, что  они такие плохие, а просто родители были озабочены учебой, профессиональным становлением, да и чувства в браке  еще не оформились. Другими словами, дети были бы желанными и даже долгожданными  потом, когда все благополучно сложится, устроится, и чувства родителей  созреют. Однако ребенок появляется на свет раньше этого времени в  жизни родителей. Именно поэтому  и заостряется инстинкт самосохранения, когда дитя начинает «сам хранить  себя», страшась любых, часто воображаемых опасностей гораздо больше, чем все  его сверстники [2, с. 19].

Таким образом, из упомянутой возрастной динамики страхов следует, что они из чисто инстинктивных  проявлений становятся событиями, все  более отражающими социальную действительность, процесс формирования личности детей, т.е. страхи все более перерастают  в тревожность как отражение  личностного социального неблагополучия индивидуума. Можно также отметить, что до 3 лет преобладает беспокойство как сплав страхов и тревожности, от  3 до 12 лет отчетливо прослеживается диктат страха и в последующие  годы наблюдаются преимущественно реакции тревоги. Значит, у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

Рассмотрим более подробно такой вид страха как ночной кошмар, так как он наиболее часто встречается  в дошкольном возрасте.

Практически не существует детей, которым хотя бы несколько  раз в жизни не приснился кошмар. Чтобы понять малыша, достаточно вспомнить  свое детство, когда казалось, что  из темноты ползут ужасные чудовища, то же самое происходит и с вашими детьми. Но вот только у уравновешенных детей ночные кошмары бывают лишь несколько раз в жизни, дети же с повышенной возбудимостью очень  часто видят ужасные сны и  просыпаются, крича от испуга.

В возрасте до 6 месяцев ночные пробуждения ребенка основаны на чисто физиологических причинах – он голоден, у него мокрые пеленки  или что-нибудь болит. Впоследствии, в более позднем возрасте, когда  ребенок открывает для себя новый  мир, приобретает новые знания, а  его сны наполняются психологическим  содержанием, ночные кошмары уже  не всегда являются следствием физических страданий ребенка, причиной психологической  дисгармонии и ночных страхов  может быть например, боязнь расстаться с матерью [13, с. 48].

Необходимо уметь различать  ночные кошмары и ночные страхи, так как они имеют разные причины. Кошмар – это страшный сон. Обычно он появляется во время парадоксальной фазы сна, ближе к концу ночи, и  продолжается примерно двадцать минут, хотя малышу потом кажется, что все  окончилось за гораздо более короткий срок. Просыпаясь, ребенок способен припомнить кошмар во всех подробностях, причем часто эти подробности  бывают не только зрительными, но и  слуховыми и даже осязаемыми [14, с. 30]. Во время сна-кошмара малыш  испытывает сильнейшее беспокойство, у него учащается пульс, но каких-либо движений не наблюдается. Это можно  объяснить тем, что кошмар обычно возникает в той фазе сна, когда  все мышцы расслаблены.

Если ребенку приснился  кошмар, проснувшись, он, захлебываясь от плача, начнет рассказывать родителям (если, конечно, он уже умеет говорить) о том, что его так напугало. Кошмары ребенка большей частью представляют собой реакцию на страхи, которые он испытывает в состоянии  бодрствования. Если они связаны  с возрастными этапами развития, беспокоиться особо не о чем, но порой  кошмары детей бывают прямым отражением или каких-то стрессовых ситуаций неблагополучных  отношений между членами семьи. Дети еще не научились четко выражать свои чувства, поэтому дневные страхи и отражаются во сне.

Хотя ни один кошмар не похож  на другой, все же самыми распространенными  их темами являются опасность, падение, преследование, нападение. Если ребенок  очень чувствителен, эмоционален  и при этом складываются условия  для активизации кошмаров, один и  тот же сон, может повторяться  из ночи в ночь.

Если с ребенком случился какой-то несчастный случай (даже когда  он был совсем маленьким), это может  устойчиво зафиксироваться в  памяти и также привести потом  к кошмарным сновидениям.

У маленьких детей кошмары  часто являются воспоминаниями о  пережитом в течение дня. Фильмы ужасов, страшные истории, скандалы, травмы воздействуют на психику малыша, выливаясь  впоследствии в ночные кошмары.

Начиная с 2-летнего возраста на появление ночных кошмаров может  влиять разлука с матерью, остро  переживаемая малышом, а также излишняя строгость родителей, недостаток любви  с их стороны. При этом, подобное отношение родителей непроизвольно  ассоциируется у ребенка со сказочными образами зла. Врачи установили, что  часто злая Баба-Яга снится детям, которые испытывают бездушное отношение, а то и угрозы со стороны матери. Кошмары следует отличать от ночных страхов. Ночные страхи представляют собой  нарушения сна, возникающие в  самом начале ночи, вскоре после  того как ребенок заснул [13, с. 23 – 28]. Они могут испугать не только самого малыша, но и взрослых, которые  за этим наблюдают. Ребенок начинает бормотать, вскрикивать от ужаса, беспорядочно метаться по постели, он весь в поту, сердце у него сильно бьется. Когда  родители подходят к нему, он их не узнает.

Таким образом, если ребенок  склонен к ночным кошмарам, следует  уделить особое внимание тому, как  он готовится ко сну. Избегать возбуждающих подвижных игр на ночь, не давать ему рассматривать страшные картинки, не рассказывать страшных сказок. Настроить  его на умиротворяющий лад поможет  колыбельная песенка, задушевный разговор на отвлеченную тему, уверения в  том, что он всеми любим и что  в случае чего родители всегда придут ему на помощь. Поэтому, если ребенка  преследуют ночные кошмары, необходимо обратить внимание на климат в семье, на то, как живется малышу среди  взрослых. Устранение причины внутрисемейного  порядка - сделаете первый шаг в процессе избавления ребенка от кошмаров. Если не акцентировать внимание ребенка  на его страшных сновидениях, успокоить  и отвлечь его, вскоре ночные кошмары  будут сниться ему не так часто, а потом и совсем прекратятся.

Таким образом, страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и  ведущую роль в воспитании играют взрослые.

Существует несколько  причин возникновения страха.

Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила  собака, застрял в лифте). Такие  страхи легче всего поддаются  коррекции.

Самые распространенные – это внушенные страхи. Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком  эмоционально, предупреждают ребенка  об опасности, часто даже не обратив  внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция  на нее взрослого.

Ребенку пока еще  не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция  страха, которая может закрепиться  и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться  на всю жизнь.

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская  фантазия. Ребенок нередко сам  придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись  темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а  из каждого угла на нас набрасывались  чудища. Но каждый ребенок по-разному  реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха может  сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок  чувствует вину за конфликты родителей  или боится оказаться их  причиной.

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения  со сверстниками. Если детский коллектив  не принимает ребенка, его обижают  и малыш не хочет идти в детский  сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может  быть распространение страхов среди  детей. Например, более сильный ребенок  может запугивать малыша разными  историями.

Информация о работе Детские страхи