Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:15, курсовая работа
Цель курсовой работы:
Определить практическую ценность и опыт применения деловых игр в процессе современного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной теме;
2. Рассмотреть функции и формы игровых технологий в образовании ;
3. Проанализировать способы реализации деловой игры в образовательном процессе;
Введение 3
Глава 1. Теоретическая часть 5
История возникновения игр 5
Общая характеристика игр при обучении учащихся 7
Игры как обучающий процесс 11
Ролевые игры: 15
Дидактические Игры 16
Виды дидактических игр 17
Деловые игры 21
Определение «Деловой игры» 22
Деловые игры и стратагемы в тренинге 22
История возникновения деловых игр 23
Цели использования деловых игр: 26
Признаки деловой игры 26
Структура деловой игры 27
Виды деловых игр 30
Определение темы и целей деловых учебных игр 33
Психолого-педагогические принципы конструирования деловой игры. 34
Психолого-педагогические принципы организации деловой игры 35
Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением 36
Специализация игровых технологий в образовании 37
Применение Компьютерной Деловой Игры в учебном процессе 39
Принципы деятельности КДИ 41
Направления обучения с использованием КДИ 42
История возникновения и развития КДИ 42
Краткие выводы по первой главе: 43
Глава 2.Практическая часть 44
Деловые игры в учебном процессе: 44
Деловая игра "Сборка компьютера" 44
Деловая игра «ВЕЛИКИЕ ЭКОНОМИСТЫ» 51
Деловая игра: «Мозговой штурм» 54
Исследования в играх 58
Заключение 66
Приложения 67
ПРОГРАММА «ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ» 82
Библиография 83
Анализ ролевой структуры может проводиться на основании таких вопросов:
1. Просматриваются ли в группе все перечисленные роли?
2. Разделены ли они между разными участниками или на некоторые из них имеется монополия?
3. Какой тип роли проявляется сильнее (слабее) всего?
4. Какие роли являются насажденными?
5. Как нужно изменить ролевую структуру, чтобы группа работала лучше?
Важным аспектом групповой динамики является принятие решения. Ниже приводится перечень основных типов принятия решений в группе:
1. Незаметное решение. Четкой позиции в дискуссии не высказано, решение возникает как бы само по себе, без его полного осознания участниками дискуссии.
2. Авторитетное решение. Четкая позиция авторитетного члена группы оказалась бесспорной, решением группы эта позиция принята единственно верной, хотя в предыдущие шаги дискуссии было высказано не мало других мнений. В этом случае члены группы не воспринимают решение как свое.
З. Решение меньшинства. Активное меньшинство, оказывая поддержку друг другу, проводит свое решение. Все другие члены группы имели собственные представления о решении проблемы, однако единой точки зрения выработать им не удалось.
4. Компромиссное решение. Когда никак не удается в ходе дискуссии выйти на одно решение, нужны взаимные уступки и тогда возможна ситуация, что будет принято то решение, которого никто не предлагал.
5. Решение большинства. Такое решение считается демократичным, и потому – верным, хотя это не всегда так. Кроме того, у оставшегося меньшинства возникает чувство, что они не сумели достаточно четко выразить свою позицию, что практическое воплощение решения покажет его несостоятельность.
6. Решение взаимопонимания. Такое решение возникает в дискуссии, которая продолжается до тех пор, пока каждый из участников не сможет, хотя бы частично, примкнуть к выдвинутому предложению. При этом все ощущают, что они имели возможность оказать влияние на решение, и каждый знает, почему пришли к такому решению.
7. Единогласное решение. Для сложных проблем такой способ решения бывает редким. Полного единогласия достичь невозможно в принципе, хотя бы по причине предварительного разделения функций и присваивания ролей участникам дискуссии. Условием принятия решения такой способ считать нельзя.
Типы принятия решения различаются по степени вовлеченности игроков, степени аналитичности, согласованности и другим параметрам. Необходимо проанализировать, как связано принятие решения с уровнем развития группы, ее структурными характеристиками, особенностями групповой динамики, процессами лидерства, основной направленностью (на задачу или поддержание «психологической группы»). Представляет интерес поиск связи между способами принятия решения и результатами игры. Данные о различных аспектах разворачивания игры, особенно о характере взаимодействия ее участников можно получить на основании самоотчетов. Методика оценки эффективности групповой работы предназначена для оценки характера совместной деятельности в командах.
Методика оценки эффективности групповой работы.
Обстановка в группе была дружеская, доброжелательная. | 1234567 | Обстановка в группе была напряженная, чувствовалось напряженное отношение друг к другу. |
Характер обсуждения проблем в группе был конструктивным, критика была направлена на получение общего результата. | 1234567 | Характер обсуждения проблем в группе был недостаточно конструктивным, критика была направлена друг на друга. |
Предложения принимались в зависимости от их содержания, а не от личности того, кто их вносил | 1234567 | Предложения принимались или отвергались в зависимости от личности того, кто их высказывал. |
Группа работала как единое целое, члены группы взаимно помогали друг другу | 1234567 | Группа разбилась на части, которые фактически противостояли друг другу. |
Решения принимались совместно, после того как все убедились в их правильности | 1234567 | Решения принимались одним – двумя членами группы, а мнение остальных не учитывалось. |
Была полная возможность высказаться для всех членов группы | 1234567 | Многие члены группы не имели возможности высказать свое отношение к обсуждаемой вопросам. |
Конечная цель работы группы ясна и понятна | 1234567 | Непонятно, для чего мы все здесь собрались. |
Наша группа получила хороший результат | 1234567 | Наша группа фактически не получила результата. |
В процессе работы сначала я чувствовал себя неуютно, но затем мое состояние улучшилось. | 1234567 | С начало и до конца чувствовал себя неуютно. |
В группе я чувствовал себя уверенно, был полноправным ее членом. | 1234567 | В группе я чувствовал себя неуверенно, как посторонний. |
Участникам деловой игры можно дать следующую инструкцию:
«Вам предлагается оценить, насколько эффективно действовала в игре ваша команда. Оценка производится по семибалльной шкале. Высказывание, расположенное на бланке слева, соответствует 1 баллу. Противоположное ему высказывание расположено справа и соответствует 7 баллам. Остальные оценки являются промежуточными и отражают степень близости к крайним оценкам. Нейтральная оценка соответствует 4 баллам. Вы должны обвести кружочком цифру, которая является Вашей оценкой по данному параметру. В каждой строке, таким образом, обводится одна цифра. Просим Вас работать внимательно и аккуратно, возможные исправления вносить четко.
Благодарим Вас за помощь в исследовании и надеемся, что проделанная работа позволила Вам глубже осмыслить результаты игры.»
После получения бланков преподаватель рассчитывает средний балл, по всем параметрам. Аналогично заполняется и обрабатывается следующая методика:
Исследование условий общения.
Климат | Холодный, безличностный | 3 2 1 0 1 2 3 | Теплый,личностный |
Атмосфера | Напряжения, угрозы | 3 2 1 0 1 2 3 | Свободы,безопасности |
Контакт | Плохой, большая дистанция | 3 2 1 0 1 2 3 | Близкий контакт, понимание |
Характер | Борьба, игра | 3 2 1 0 1 2 3 | Сотрудничество, помощь |
Взаимовлияние | Отношения доминирования – подчинения, иерархия | 3 2 1 0 1 2 3 | Равность позиций |
Коммуникация | Однонаправленная | 3 2 1 0 1 2 3 | Разнонаправленная |
Контроль | Власть | 3 2 1 0 1 2 3 | Самоконтроль |
Ведущему бывает полезно узнать, какова готовность к игре, какой отклик вызвала его инструкция у участников, выявить игроков, испытывающих тревогу и беспокойство перед началом игры. Для экспресс диагностики эмоциональных состояний можно применить метод эмоционально-цветовой аналогии. Он основан на связи выбора человеком цвета с его эмоциональным состоянием. Суть метода в оценке участниками игры своих состояний при помощи цвета.
Участникам игры можно предложить описать настроение через его соотношение с одним из цветов: красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим, фиолетовым, черным.
Ведущий должен знать, что выбор цвета соответствует:
Красный | Активное, восторженное настроение. |
Оранжевый | Радостное, теплое. |
Желтый | Светлое, приятное. |
Зеленый | Спокойное, ровное. |
Синий | Грустное, печальное. |
Фиолетовый | Тревожное, тоскливое. |
Черный | Состояние крайней неудовлетворенности. |
Можно попросить описать подобным образом и настроение всей группы. В просьбе ведущего не должно быть информации, вызывающей настороженность и тревогу. Проведение такой диагностики должно рассматриваться как часть игры, тем не менее должно быть воспринято достаточно серьезно, чтобы данные не были искажены. Лучше, если участники ответят письменно. Ведущий должен найти возможность сразу же ознакомиться с результатами, чтобы использовать их при управлении игрой (например, при распределении ролей).
Следует оговориться, что нельзя полагаться только на эти данные, они должны быть дополнены результатами наблюдений и, по возможности, данными, полученными при помощи других методик. Наибольшее преимущество метода эмоционально-цветовой аналогии в простоте его применения. Важно, что он является невербальным и позволяет опосредованно описать такую характеристику человека как эмоциональное состояние, о котором он не всегда может и хочет прямо рассказывать посторонним людям. Список методик, используемых для анализа игры, может быть дополнен и расширен за счет других психологических методов. Их набор определяется целями конкретного исследования. Однако все они должны преследовать одну определенную цель – максимизировать эффективность познавательных, образовательных целей деловой игры.
Игра это привычная, интересная и гармоничная форма деятельности человека.
Из курсовой работы становится понятно, что игровая модель описывает работу участников внутри имитационной модели, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.
Поэтому использование игрового подхода в обучении является вполне закономерным. Именно на игровые мотивы во многом опираются методы активного обучения. В данной курсовой работе мне удалось осветить лишь часть интересного и необъятного мира игр, оценить колосальный потенциал игровых технологий и деловых игр в частности. Деловые игры являются разновидностью активных методов обучения (АМО). Теоретические основы и практическое применение метода деловых игр изложили в своих трудах Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн, В.Н. Бурков, Ю.В. Геронимус, С.Р. Гидрович, В.М. Ефимов, Н.Н. Козленко, В.Ф. Комаров, С.Н. Павлов, В.Я. Платов, И.М. Сыроежин, В.Б. Христенко и др.
В.Я. Платов делит виды АМО на анализ конкретных ситуаций и игры :
ролевые
имитационные;
организационно-деятельные;
деловые.
В имитационных играх часто имеется только одна тиражируемая роль, не моделируется деятельность руководства, остается лишь модель среды.
Организационно-деятельные игры (ОДИ) применяют для решения сложных социально-производственных задач, требующих объединения усилий различных специалистов.
В деловых играх (ДИ) сочетаются признаки метода анализа конкретных ситуаций и ролевых игр, т.е. основой ДИ является цельная модель, включающая в себя и объект управления, и управляющую систему. Именно поэтому ДИ являются наиболее эффективной (приближенной к реальным условиям) методикой в решении вопросов и задач в области образования, воспитания и получения профессиональных знаний, умений и навыков.
«НИЛ» - это научно-исследовательская лаборатория.
Участники:
задачедатель - эту роль выполняет учитель;
изобретатели, или исследователи, или решатели - - группа или несколько групп учащихся;
приемная комиссия - эту роль берет на себя учитель предметник, или мастер производственного обучения в ансамбле с 2-3 учениками старших курсов.
Пример №1
Речь задачедателя:
Известно, что вода нужна всем. Только не всегда она свободно вытекает там, где ее удобно добывать, поэтому и возникла такая задача: Найти решение водоснабжения в пустыне Сахара. Для полива сельскохозяйственных растений и получения продуктов высокого качества.