Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:50, дипломная работа
Для решения поставленной цели и сформулированной гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:
Определить специфику активных методов обучения.
Проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения математике в теории и практике школьного образования.
Определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования активных методов обучения.
Опытно-экспериментальным путем апробировать технологию активного обучения математике в школе.
Введение 3
ГЛАВА I. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: СПЕЦИФИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 6
§ 1.1. Специфика активных методов обучения. 6
§ 1.2. Классификация методов активного обучения. 16
§ 1.3. Применение активных методов обучения в преподавании математики 28
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ» 38
§ 2.1. Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы. 38
§ 2.2. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы. 40
§ 2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы. 51
§ 2.4. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 63
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Покажем это. Пусть прямая DF делит крест на две равновеликие части, тогда SDEF = 2,5 кв. ед. Обозначим DC = х, GF = y. Учитывая, что сторона каждого квадрата рана 1, получим:
Или, например, работы Фидия
Великий древнегреческий скульптор Фидий, живший в V в. до н.э., часто использовал «золотое сечение» в своих произведениях. Самыми знаменитыми из них были статуя Зевса Олимпийского, которая считалась одним из чудес света, и Афины Парфенос.
АФИНА
ПАРФЕНОС
Помимо уроков, проведенных по технологии активного обучения, необходимо насыщать традиционные уроки небольшими приемами, почерпнутых в копилке активных методов обучения [15, с. 166-167].
Например, в ходе различных уроков мы использовали следующие активные приемы:
1.Решить анаграммы и исключить лишнее слово:
Мапряя; чул; резоток; рипетрем.
Упражнение состоит из двух частей: 1) решить анаграммы (прямая, луч, отрезок, перпендикуляр) и 2) исключить лишнее слово, т.е. определить логическую закономерность, лежащую в основе подбора этих терминов, и, исходя из нее, исключить логически несовместимое слово.
2. Игра «Устранение пробелов»
Для устранения этих ошибок я практиковал задания на карточках, в которых каждый пример сопровождается тем или иным правилом, сформулированным полностью или с пропусками. Приведу пример:
чтобы сложить две десятичные дроби, надо:
а) уравнять число знаков...в слагаемых
б) Записать слагаемые друг под другом так, чтобы, ...
в) сложить получившиеся числа, как складывают...
г) в полученной сумме поставить запятую под...
3. Великолепная семерка
Между числами нужно поставить знаки действия и скобки так, чтобы в каждой строчке получились верные равенства
7
7 7 7 7 7 7 =1
7 7 7 7 7 7 7 =3 7 7 7 7 7 7 7=4
7 7 7 7 7 7 7 7=5 7 7 7 7 7 7 7=6
7 7 7 7 7 7 7 =7
4. Эстафета
Класс делится на две команды. Первым ученикам вручаются карточки с заданием, а те, решив, передают задним. Побеждает та команда, которая кончит решения быстрее.
Например: Задание для команды на тему: “Упрощение выражений”
5. Лото
Лото используется по различным темам курса. Перед игрой ученики получают по одной большой карточке, разделенной на 15 квадратиков с ответами (числами) и 12 маленьких квадратиков из картона. Учитель предлагает задание (читает, пишет на доске или использует слайды). Выполняя упражнения, ученики закрывают маленькими квадратиками на большой карточке те числа, которые совпадают с ответами решенных примеров. При верных вычислениях после выполнения всех основных упражнений из 15 чисел на карточке будет закрыто 12, по 4 в каждый строке. Учитель просматривает и сразу указывает ошибки, выставляет оценки.
Например:
ЛОТО
5 | 120 | 7 | 300 | 48 |
130 | 22 | 24 | 13 | 6 |
4 | 17 | 15 | 7 | 63 |
2. Применение исследовательских методов.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.
«Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности» [22, с. 12].
В
качестве основного средства организации
исследовательской работы выступает
система исследовательских
«Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание» [22, с. 12]..
Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.
Таким
образом, исследовательский процесс
– это не только логико-мыслительное,
он и чувственно-эмоциональное
В качестве иллюстрации учебного исследования приведем фрагмент урока геометрии по теме «Теорема Пифагора» [ 26, с. 117-118].
Мотивирующей (исходной) задачей может служить следующая задача: «Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?»
Анализируя математическую модель этой практической задачи, учащиеся формулируют проблему - нужно найти гипотенузу прямоугольного треугольника по двум известным катетам. Для решения этой проблемы можно организовать практическую работу исследовательского характера, предложив учащимся задание по рядам: построить прямоугольные треугольники с катетами 12 и 5; 6 и 8; 8 и 15 см и измерить гипотенузу.
Затем
учащимся предлагается выразить формулой
зависимость между длинами
В качестве домашнего задания по этой теме можно предложить исследовательскую работу со следующей мотивирующей задачей:
«Кто же на самом деле открыл теорему Пифагор? Почему она долгое время называлась «теоремой невесты»? Существуют ли другие доказательства теоремы?»
Целью этой исследовательской работы – научить учеников использовать дополнительную литературу, применять Интернет в собственной образовательной деятельности.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента мы применяли модельные методы обучения как на вводных, так и на заключительных уроках по темам. Кроме того, мы использовали уроки – дидактические игры с ярко выраженными межрпредметными связями. Следует отметить, что приемы активных методов обучения использовались нами постоянно в ходе традиционных уроков. Также одно из центральных мест в нашей работе занимала исследовательская деятельность учащихся.
Следует
отметить, что математические эстафеты,
турниры, конкурсы и др. дидактические
игры хорошо уживаются с серьёзным
учением. Включение в урок игр
и игровых моментов помогает мне
делать процесс обучения интересным
и занимательным, создаёт у детей бодрое
рабочее настроение.
Цель контрольного этапа опытно-экспериментальной работы: диагностировать изменения, произошедшие в ходе проведения формирующего эксперимента.
Задачи:
1. Качество знаний.
Несмотря
на то, что качество знаний учащихся
экспериментальной (8 «А» класс) группы
не стало выше качества знаний учеников
контрольной (8 «В» класс) группы, положительная
динамика здесь налицо: в экспериментальной
(8 «А» класс) группе прирост качества знаний
составил 4 %, в контрольной (8 «В» класс)
группе наблюдается отрицательная динамика
– минус 1 %.
2. Мотивация изучения математики школьниками
Мотивация учащихся по видам мотивов
Преобладающие
мотивы |
Распределение ответов | |||
8 «А» класс | 8 «В» класс | |||
число
ответов |
% к итогу | число
ответов |
% к итогу | |
внутренние мотивы | 50 | 63% | 47 | 63% |
внешние положительные мотивы | 22 | 28% | 23 | 30% |
внешние отрицательные мотивы | 7 | 8% | 6 | 11% |
Итого | 79 | 100% | 75 | 100% |
Динамика мотивации учащихся
Преобладающие
мотивы |
Распределение ответов | |||||
8 «А» класс | 8 «В» класс | |||||
До ОЭР | После ОЭР | динамика | До ОЭР | После ОЭР | динамика | |
внутренние мотивы | 44% | 63% | +19% | 64% | 63% | -1% |
внешние положительные мотивы | 33% | 28% | -5% | 25% | 30% | +5% |
внешние отрицательные мотивы | 22% | 8% | -14% | 11% | 11% | 0% |
Информация о работе Активные методы обучения математике в школе