Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:50, дипломная работа
Для решения поставленной цели и сформулированной гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:
Определить специфику активных методов обучения.
Проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения математике в теории и практике школьного образования.
Определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования активных методов обучения.
Опытно-экспериментальным путем апробировать технологию активного обучения математике в школе.
Введение 3
ГЛАВА I. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: СПЕЦИФИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 6
§ 1.1. Специфика активных методов обучения. 6
§ 1.2. Классификация методов активного обучения. 16
§ 1.3. Применение активных методов обучения в преподавании математики 28
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ» 38
§ 2.1. Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы. 38
§ 2.2. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы. 40
§ 2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы. 51
§ 2.4. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 63
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Вот какой пример приводит В.В. Гузеев из книги Т. Варга «Математика 2. Плоскость и пространство. Деревья и графы. Комбинаторика и вероятность: (Математические игры и опыты)»:
Задача. Как ты думаешь, сколько способов сделать такой резиновый треугольничек можно придумать, если учесть все возможные сдвиги и (пер. с. 14-15) повороты? Запиши свое мнение здесь: ___________________ Проверь свое предположение опытным путем, поэкспериментировав... И все, что при этом будет на дощечке возникать, зарисовывай на клетчатой бумаге. Выискивая интересующие нас сейчас треугольники, обязательно имей в виду следующие три обстоятельства:
Все наши треугольники должны быть одинаковой формы.
Каждый новый треугольник должен иметь иное положение, чем все предыдущие.
Не должен быть пропущен ни один из возможных случаев.
Кстати, а треугольник, который мы сейчас рассматриваем, действительно ли он самый маленький из всех возможных? Нет ли еще меньших? _________________________
[8, с. 32-33]
Эта обширная цитата дана для иллюстрации работы учителя. Далее таким же образом курс развертывается до весьма нетривиальных фактов — таких, как формула Пика для площади, и других.
С середины 80-х годов все большую популярность в школах приобретают разнообразные уроки в виде деловых игр: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция и тому подобное. Все деловые игры — это реализация модельного метода обучения. Далее мы приведем несколько вариантов проведения деловых игр в качестве уроков математики.
Урок - математический КВН требует тщательной подготовки.
Первое, что необходимо сделать, это определить лидеров, которые смогут стать капитанами команд. Следует проводить очень тщательную работу по подготовке нескольких учащихся для работы в качестве консультантов во время КВН. Урок начинается моим вступительным словом, ставлю задачу, напоминаю порядок.
Конкурс "Разминка" - это 5 минутная самостоятельная работа на листочках. Выигрывают те команды, которые успели всё правильно решить и вовремя сдать листочки. Очень украшают конкурс песочные часы. Именно они привносят игровой элемент. К тому же всем видно, как "истекает" драгоценное время.
Последующий устный счёт проходит в виде конкурса "Блицтурнир" - с заданиями типа: "Что бы это значило?" и "Найди ошибку". Учащиеся сами находят или составляют задания для соперников под девизом: "Найти ошибку". Следующий конкурс "Домашнее задание". Помощники капитанов проверяют их во время "Разминки" и "Блицтурнира". Если все работы команды выполняли верно, команда получает 5 баллов. За ошибки баллы вычитаются из общего количества.
Пользуются
большим успехом конкурс
В конце урока следует провести конкурс консультантов. Каждый консультант получает карточки с заданием, выполняет его на доске и объясняют его решение учащимся. Задача команды соперников - "завалить" консультанта вопросами, ребята разыгрывают непонимание объяснённой задачи.
Консультант - победитель может принести команде 10 баллов: 5 - за правильность и скорость решения и ещё 5- за отличное объяснение.
Далее происходит подведение итогов, поздравление победителей, утешение проигравших, а также необходимо отметить те задания, которые ребятам удаются, а также те, над которыми надо ещё поработать. [ 47]
Математические бои - очень привлекательная форма решения нестандартных задач. Если на обычном уроке по большей части учащиеся решают для учителя, ради оценки, а на олимпиадах - для себя, то во время матбоя - для победы своей команды. Мини матбой можно провести как урок. Уровень задач подбирается соответственно уровню команд. В подготовке и проведении следует дать полную самостоятельность учащимися, а также обратить внимание учащихся на содержательных моментах, а не на желании победить любой ценой.
Идея матбоя проста. Команды решают одни и те же задачи, потом по очереди рассказывают решения, а соперники их проверяют.
Чтобы определить, в каком порядке команды будут рассказывать решения задач, команды делают "вызовы": одна называет номер задачи, решения которой она желает услышать, а другая сообщает, принят ли вызов.
Если
вызванная команда хочет
Учащиеся обычно сами разрабатывают порядок проведения боя и условия (сколько нужно времени на доклад; сколько раз может один человек выходить к доске, можно ли пользоваться калькулятором, выходить к доске с записанным решением и т.д.).
Команду возглавляет капитан, он отвечает перед командой за организацию решения задач, подготовку докладчиков и оппонентов, тактику ведения боя. В жюри иногда приглашают старшеклассников или же представителей обеих команд. Жюри должно знать решение всех задач. Маленький блиц - турнир проводится для капитанов. Задачи обычно занимательные, игровые.
Например: Известно, что дробь равна целому числу, где разные буквы обозначают цифры, а межу цифрами стоит знак умножения. Чему равна дробь? Или Одна кастрюля вдвое выше другой. Зато вторая вдвое шире первой. В какую из них больше войдет воды? И другие.
В ходе работы жюри ведёт протокол.
Оценка ответов | Отказы | |
"Арго" | ||
"Угол" |
Обычно такие уроки проходят при большой активности и энтузиазме учащихся. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают математическую речь, приобретают навык составления научного доклада, умение выслушать и понять работы другого, задавать чёткие вопросы по существу. У детей просыпается вкус к хорошей работе. [ 37]
Групповые занятия следует применять, в основном, для формирования умений и навыков. Такой урок лучше проводить спаренным. Один раз при прохождении темы. Конструкция урока - деловая игра.
Дети разбиваются в экипажи, в каждом из них назначается командир, штурман и 3 лётчика. Задача должна быть поставлена четко: что должны учащиеся изучить, какие конкретно получить навыки умения. Затем члены экипажа работают в группах, командир выставляет опенки в заранее подготовленные ведомости.
По условию игры дети должны подтвердить полученные оценки. Выкладываются жетоны и предлагается ребятам положиться на случай. Если вытаскивается жетон со словом "все", это означает, что весь экипаж получает новое задание (5 различных карточек, которые решают у доски). Жетон "выбор" означает, что учитель выбирает одного члена экипажа и проверяет его знаки. Если выпадает "делегат", тогда команда делегирует одного члена экипажа для защиты своих оценок. И. конечно, самое желанное для детей - это вытащить жетон "доверие". В этом случае группа освобождается от защиты. Учитель же выставляет оценки из ведомости в журнал. Для того чтобы паузы во время защиты оценок были заполнены, предлагается ребятам математическое лото, всё по этой теме.
Два-три раза в год рекомендуется проводить уроки – консультации, цель которых научить школьников задумываться над проблемой, уяснять, какие возникли затруднения при знакомстве с новой темой, сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить ответ.
Однако
учащиеся часто на представляют себе,
какие вопросы они могут
Что дает урок-консультация? Часто обнаруживается, что не все ключевые задачи разобраны в классе. Учащиеся начинают интересоваться дополнительной литературой. Учитель лучше узнает учащихся, видит динамику их прохождения, вовремя может поддержать тех, кто затрудняется, выявляет наиболее любознательных и пассивных. Учащиеся имеют живой пример поиска решения незнакомой задачи. У школьников формируется привычка задавать вопросы (которая вообще свойственна детям, но, к сожалению, чаще всего уже потеряна). А любой урок от интересных вопросов учащихся только выигрывает как в дидактическом, так и в воспитательном плане. [47]
В последнее время все большее значение приобретают деловые игры, представленные в мультимедийном варианте. Та, В.В. Гузеев отмечает, что «Насыщение образовательных учреждений мощной электронно-вычислительной техникой является средством активизации модельного обучения. Имеется уже немалое количество соответствующих программных средств и создаются новые. Например, в США немногим больше десяти лет назад появился один из первых пакетов подобных программ, который был создан в Институте исследования информации и школы (IRIS) Университета Брауна (Yankelovich N. et ai., 1985): «Введение в проблемы ядерного разоружения», «Сохранение энергии», «География Ближнего Востока и Северной Африки», «Лингвистический подход к чтению». Из образцов совсем недавнего времени с удовольствием упомянем продемонстрированную Ирвином Кауфманом программу «Решения, (пер. с. 16-17) решения...», при работе с которой ученик выступает в роли мэра маленького городка в шахтерском крае и в преддверии выборов должен принимать важные решения из области экономики, экологии, политики, социальных наук; причем на его решения могут влиять советники, руководитель избирательной кампании, профсоюзы и население. Из отечественных разработок назовем программу «Сечения многогранников плоскостью» В. Л. Шамшурина (Московский педагогический университет). Таких программ автору удалось увидеть уже около трех десятков» [19, с. 14-17].
2. Дидактические игры.
В формировании интереса учащихся к изучению математики большое значение имеют дидактические игры. Так как любая игровая деятельность способствует созданию: познавательного мотива, активизирует мысль, повышает работоспособность, воспитывает ответственность за успехи в обучении всей группы и свои лично.
Игра через сказку для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности. При закреплении материала можно взять структуру сказки про Ивана-Царевича и Елену Прекрасную, которую похитил злой Кощей. На выручку царевны отправляются три брата с воинами (т.е. капитан и команда). Препятствиями служат нерешённые уравнения или неупрощённые выражения, задачи и т.д. исходя из темы. Обычно выдвигают столько препятствий, сколько воинов у Ивана-Царевича. Последнее - для капитанов. Ведётся учёт очков, определяем победителя. Ему-то и достаётся Елена Прекрасная.
Продолжением урока служит творческое домашнее задание: сочинить собственные сказки, рассказы, баллады или выполнить любое другое оригинальное задание.
Неизменным успехом пользуется у школьников конкурс "Художников", который проводится при изучении координат плоскости. По заданным координатам ребята выстраивают изображение кораблика, самолёта, зайца, человека и др., что неизменно приводит их в восхищение.
Математические эстафеты, турниры, конкурсы и др. дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок игр и игровых моментов помогает делать процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение. [24, с. 37-39]
3. Поисковая деятельность на уроке, создание проблемной ситуации.
Мотивация
– важнейший компонент
Приведем примеры создания проблемных ситуаций, которые могут быть использованы в качестве части урока:
6-й класс. Тема “Диаграммы”. В диаграммах отражаем работу нашей школы: “Успеваемость. Процесс питания. Количественный состав. Возраст школьников.”
Информация о работе Активные методы обучения математике в школе