Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:50, дипломная работа
Для решения поставленной цели и сформулированной гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:
Определить специфику активных методов обучения.
Проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения математике в теории и практике школьного образования.
Определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования активных методов обучения.
Опытно-экспериментальным путем апробировать технологию активного обучения математике в школе.
Введение 3
ГЛАВА I. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: СПЕЦИФИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 6
§ 1.1. Специфика активных методов обучения. 6
§ 1.2. Классификация методов активного обучения. 16
§ 1.3. Применение активных методов обучения в преподавании математики 28
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ» 38
§ 2.1. Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы. 38
§ 2.2. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы. 40
§ 2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы. 51
§ 2.4. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 63
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Таким
образом, исходя из вышесказанного, отметим,
что уже в начале ХХ века многие
ученые педагоги и психологи видели
необходимость в разработке новых методов
обучения, для активизации учебной деятельности
обучаемых. Данная проблема остается актуальной
и в настоящее время. В реализации целей
проблемного и развивающего обучения
лежат активные методы, которые помогают
вести учащихся к обобщению, развивать
самостоятельность их мысли, учатся выделить
главное в учебном материале, развивают
речь и многое другое. Как показывает практика,
использование активных методов в обучении
является необходимым условием современного
образования и приводит к положительным
результатам: они позволяют формировать
знания, умения и навыки учащихся путем
вовлечения их в активную учебно-познавательную
деятельность, учебная информация переходит
в личностное знание учеников.
Для того чтобы дать более обстоятельное определение понятия «активные методы обучения», а также проанализировать существующие классификации активных методов обучения, необходимо проанализировать такие термины, как метод, обучение, активность.
Н.В. Басова указывает, что существует более 200 определений понятия «метод». [5, с. 57]. Само слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Так, например в философском словаре отмечается: «метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность». [45, с. 278]
М.Н. Скаткин дает следующее определение: «Метод обучения предполагает, прежде всего, цель учителя и его деятельности имеющимися у него средствами. В результате возникает цель ученика и его деятельности имеющимися у него средствами». [23, с.187]
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что метод – это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Таким образом, метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности учащихся.
Обучение – исторически изменяющийся процесс. Оно изменяется в первую очередь в зависимости от уровня производства и производственных отношений, в зависимости от потребностей общества, а также социальных условий, духовного богатства общества, его культурных традиций и уровня образованности.
Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования. Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности [41, с. 176].
Активность обучаемых – это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков [40, с.173-178].
Познавательная активность – это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений. Активность учащихся пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия.
Так,
непосредственное вовлечение учащихся
в активную учебно-познавательную деятельность
в ходе учебного процесса связано
с применением приемов и
А.М. Смолкин дает следующее определение: «Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и учащиеся» [44, с. 30].
Как известно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации обучаемых или характер учебно-познавательной деятельности. Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки:
Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций.
Сегодня существуют различные подходы к классификации активных методов обучения. В качестве отличительных признаков, используются: степень активизации учащихся, характер учебно-познавательной и игровой деятельности, способ организации игрового взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение, тип используемой имитационной модели и многие другие.
По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи; демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие.
По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.
По месту проведения различают: аудиторные и внеаудиторные, выездные, экскурсионные.
По принципу использования вычислительной техники — ручные, (без использования ВТ); компьютерные — игры на ЭВМ; и игры с компьютерным обеспечением.
Н.А. Морева предлагает следующую классификацию активных методов обучения:
дискуссионные методы | игровые методы | сенситивный тренинг |
групповая дискуссия | дидактические, творческие, ролевые, деловые игры | |
разбор казусов из практики | контригра на основе трансактного метода осознания коммуникативного поведения |
Рассмотрим классификацию методов активного обучения, предложенную А.М. Смолкиным. Он различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации деятельности. Все остальные относятся к неимитационным - это все способы активизации познавательной деятельности.
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие [44, с. 30].
Схематично
данную классификацию можно
активные методы обучения | ||
неимитационные | имитационные | |
игровые | неигровые | |
проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; | деловая игра; | коллективная мыслительная деятельность; |
эвристическая беседа; | педагогические ситуации; | ТРИЗ работа; |
поисковая лабораторная работа; | педагогические задачи; | |
учебная дискуссия; | инсценировка различной деятельности | |
самостоятельная работа с литературой; | ||
семинары; | ||
дискуссии |
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2
этап – контроль знаний (закрепление),
могут быть использованы такие
методы как коллективная
3 этап – формирование умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы [4, с. 54].
Применение
тех или иных методов не является
самоцелью. Поэтому для учителя
любая классификация имеет
Но также следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например, разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний; совершенствование уже полученных умений; активизация обмена знаниями и опыта.
Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.
Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение учащимися знаний и формирование умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.
Остановимся на методических основах организации таких активных методов обучения, как упражнения, эвристическая беседа, метод ТРИЗ, метод эвристических вопросов, мозговой штурм.
Упражнение - это многократное выполнение какого-либо действия для приобретения навыков и получения более совершенных умений.
Различают упражнения для отработки практических действий и интеллектуальные упражнения.
Методика проведения упражнения для отработки практических действий строится или на принципе поэтапного формирования действий, базирующемся на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, или используется принцип «проб и ошибок».
При организации упражнений надо соблюдать определенный алгоритм: сообщить тему; теоретически обосновать предлагаемые действия; описать их выполнение с использованием наглядных пособий; показать образец выполнения; предупредить по поводу возможных совершаемых ошибок при выполнении упражнения; проверить понимание учащимися цели задания, методов исполнения, осознание правил безопасности; проверить конечные элементы деятельности.
Информация о работе Активные методы обучения математике в школе