Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:50, дипломная работа
Для решения поставленной цели и сформулированной гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:
Определить специфику активных методов обучения.
Проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения математике в теории и практике школьного образования.
Определить условия повышения эффективности развития школьников посредством использования активных методов обучения.
Опытно-экспериментальным путем апробировать технологию активного обучения математике в школе.
Введение 3
ГЛАВА I. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: СПЕЦИФИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 6
§ 1.1. Специфика активных методов обучения. 6
§ 1.2. Классификация методов активного обучения. 16
§ 1.3. Применение активных методов обучения в преподавании математики 28
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ» 38
§ 2.1. Цель, задачи, организация опытно-экспериментальной работы. 38
§ 2.2. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы. 40
§ 2.3. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы. 51
§ 2.4. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 63
Заключение 69
Список используемой литературы 72
6-й класс. Тема “Координатная плоскость”. Строим рисунки, накопленные из газеты “Математика”, часть придумываем сами.
9-й
класс. Тема “
6-й класс. Практическая работа “Определение высоты дерева” в теме “Пропорция”
8-й класс. Практическая работа “Определение высоты дерева” в теме “Подобие треугольников”. [ 6, с. 45]
Описание различных способов решения задач - важнейшее средство развития творческого мышления у учащихся. Есть замечательные задачи, с помощью которых можно прекрасно продемонстрировать различные математические методы и приёмы. Урок - бенефис одной задачи служит формированию у ребят интереса к процессу решения, а не только к отысканию правильного ответа, развитию математического мышления.
Приведем пример задачи, которая имеет девять решений.
На гипотенузе АВ прямоугольного треугольника ABC. построен квадрат ABDE в той полуплоскости от прямой АВ. которой не принадлежит треугольник ABC. Найти расстояние от вершины С прямого угла до центра квадрата, если катеты ВС и АС имеют соответственно длины а и b. Её можно решить:
Таким
образом, методы активного обучения
обеспечивают направленную активизацию
психических процессов учащихся, т.е. стимулируют
мышление при использовании конкретных
проблемных ситуаций и проведении деловых
игр, облегчают запоминание при выделении
главного на практических занятиях, возбуждают
интерес к математике и вырабатывают потребность
к самостоятельному приобретению знаний.
В
данной опытно-экспериментальной
Данная проблема и определила цель опытно-экспериментальной работы: проанализировать эффективность применения активных методов обучения в преподавании математики в школе.
Поставленная нами цель разрешается через следующие задачи:
С учетом теоретического исследования данной проблемы (см. 1 глава) и поставленных цели и задач была сформулирована следующая гипотеза:
Гипотеза: эффективность обучения математике в школе с использованием активных методов обучения будет выше, если:
Место проведения опытно-экспериментальной работы: МОУ СОШ № 10.
Время проведения: с 7 февраля 2009 года по 23 марта 2009 года.
Экспериментальная группа: 8 «А» класс (26 учащихся).
Контрольная группа: 8 «В» класс (27 учащихся).
Проведенное исследование включало 3 серии эксперимента:
В
опытно-экспериментальной
Цель констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы: выявить уровень развития тех личностных характеристик, интеллектуальных способностей и характеристик мышления учащихся, а также показателей эффективности обучения, на которые нацелены активные методы обучения математике.
В ходе теоретического исследования проблемы применения активных методов обучения математике в школе было установлено, что активные методы обучения способствуют развитию мышления, познавательной активности, познавательной самостоятельности и мотивации учащихся. Данное положение вкупе с целью констатирующего этапа эксперимента позволило сформулировать следующие задачи:
1. Исследование качества знаний (предметы алгебра и геометрия)
Исходя из анализа качества знаний в предыдущем учебном году, можно сделать вывод, что оба класса учатся примерно ровно, хотя 8 «В» класс - контрольная группа – выигрывает немного по показателю «качество знания» по сравнению с экспериментальной группой – 8 «А» классом – в среднем на 6 %.
2. Диагностика мотивации изучения математики учащимися.
Для
диагностики этого параметра
был использован следующий
Вопросы на выявление внутренних мотивов: 3, 4, 8
Вопросы
на выявление внешних
Вопросы
на выявление внешних
Мотивация учащихся по видам мотивов
Преобладающие
мотивы |
Распределение ответов | |||
8 «А» класс | 8 «В» класс | |||
число
ответов |
% к итогу | число
ответов |
% к итогу | |
внутренние мотивы | 32 | 44% | 48 | 64% |
внешние положительные мотивы | 24 | 33% | 19 | 25% |
внешние отрицательные мотивы | 16 | 22% | 8 | 11% |
Итого | 72 | 100% | 75 | 100% |
И у учащихся 8 «А», и у учащихся 8 «В»доминируют внутренние мотивы, однако у учеников 8 «В» внутренние мотивы выше на 20 %. Внешние положительные мотивы преобладают у учащихся 8 «А»: они выше, чем у учащихся другой группы на 7 %. В то же время внешние отрицательные мотивы выше у 8 «А» класса на 11 %, чем у 8 «В». В целом, эти данные вполне совпадают с результатами исследования качества знаний: при достаточно ровной атмосфере учения факторы, обеспечивающие эффективность обучения, в контрольной группе несколько усилены по сравнению с экспериментальной.
3. Диагностика продуктивности мышления.
Остановимся теперь на характеристике тех показателей, по которым мы судили при анализе собранного экспериментального материала о продуктивности мышления школьников.
Самостоятельность определяется по тому, справится ли школьник с решением проблемы или ему потребуется дополнительная помощь.
Глубина ума, отражающая степень существенности абстрагируемых признаков и степени их обобщенности, определяется на основе анализа суждений учащихся при их попытках сформулировать искомую закономерность.
Об осознанности мыслительной деятельности и характере ее реализации можно судить по соотношению хода практического решения задач с высказываниями учащихся о тех признаках, по которым, по их мнению, они определяют наличие или отсутствие равновесия.
Гибкость ума проявляется в возможности формулировки двух вариантов искомой закономерности, в совершенствовании раз сформулированного суждения, в переходе к суждениям более высокой степени обобщенности, введении в них новых научных терминов вместо житейских, в легкости отказа от ошибочности суждений и т.д.
Устойчивость ума находит свое выражение в воспроизведении и целесообразной ориентации на найденный в процессе анализа значимый признак.
С целью изучения индивидуальных особенностей уровней развития мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщение была проведена методика 1.
Методика 1. Поиск закономерностей числовых рядов [ 1, с. 91-92].
Ход выполнения задания.
Учащимся предъявляется таблица, на которой напечатаны 10 рядов чисел. Рассматривая в отдельности каждый из данных 10 рядов, ученик должен найти правило, по которому подобранны числа, и написать справа от ряда еще 2 числа, которые продолжили бы этот ряд.
Необходимый материал: таблица с рядами чисел, секундомер.
Таблица с числами | Ответы | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 | |
1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | |
4 | 5 | 8 | 9 | 12 | 13 | 16 | 17 | |
19 | 16 | 14 | 11 | 9 | 6 | 4 | 1 | |
29 | 28 | 26 | 23 | 19 | 14 | 8 | 1 | |
16 | 8 | 4 | 2 | 1 | 1/2 | 1/4 | 1/8 | |
1 | 4 | 9 | 16 | 25 | 36 | 49 | 64 | |
21 | 18 | 16 | 15 | 12 | 10 | 9 | 6 | |
3 | 6 | 8 | 16 | 18 | 36 | 38 | 76 |
Информация о работе Активные методы обучения математике в школе