Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 10:33, курсовая работа
Целью моей работы является изучение составляющих внутренней среды организации и практического значения.
Задачами данной курсовой работы являются
Изучить теоретические аспекты понятия внутренняя среда организации. Выделить и проанализировать её основные составляющие.
Провести анализ внутренней среды ЗАО фирмы «Система». Проследить тенденции внутренней среды в данной компании.
Разработать систему мероприятий, по совершенствованию отдельных составляющих внутренней среды фирмы, с расчетом их эффективности.
- перспектива приобрести новые знания и навыки;
- обогащение
содержания труда (
Морально-психологические
- создание
условий, способствующих
- присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;
- признание
- высокие
цели, воодушевляющие людей на
эффективный труд (любое задание
должно содержать в себе
- атмосфера взаимного уважения, доверия.
Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
С точки зрения технологии организация — это место, где производится определенного вида работа, где энергия участников направлена на трансформацию материалов или информации.
Понятию “технология” приписывают обычно три значения.
Применение
технологий в организации во многом
связано с социальными и
Классификация технологии по Дж. Вудвард.
Данная предложена английским социологом Дж.Вудвард и коллективом ее сотрудников на основе исследования 100 промышленных предприятий в Южном Эссексе (Англия). Эти предприятия существенно различались по размеру, областям деятельности, управленческим структурам, по объему управления. Вудвард применяла методы интервьюирования, наблюдения и анализа операций. При этом фиксировались: назначение предприятия, цели и значительные события в его истории; используемые технологические процессы и методы производства; результаты деятельности предприятия, включая изменения в доле рынка, рост в области ее специализации и колебания в стоимости акций. На основании полученных данных была построена технологическая шкала (приложение 3). В ходе исследований Вудвард выделила три основных типа технологий производства в порядке возрастания сложности: штучное производство; массовое; перерабатывающее.
Организационно наиболее
Классификация технологий Дж. Томпсона.
Американский исследователь Дж.Томпсон предложил классифицировать организационные технологии по степени снижения неопределенности в деятельности исполнителей, имея в виду следующее: технологии, построенные по принципу постоянных технологических цепочек (последовательности операций), могут полностью исключить технологическую неопределенность, но это сопровождается максимальным разделением труда и соответственно отчуждением работников, а технологии, основанные на коротких и изменяемых технологических цепочках, характеризуются максимальной технологической неопределенностью, но предполагают большую свободу и творчество для членов организации.
Всего, по мнению Томпсона, существуют три основных вида технологий9: [107. С. 296].
Это предполагает наличие жестко формализованной структуры с высокой степенью управленческого контроля. Такие технологии достаточно уязвимы.
Классификация технологий Ч. Перроу.
Американский ученый Ч. Перроу предложил классификацию технологий, основанную на соединении методов изготовления продукта, принятия решений и учете влияния социальной структуры. Под технологией в данном случае понимаются «действия, которые осуществляет индивид над объектом при помощи или без помощи орудий и других приспособлений с целью изменить данный объект»12 [34. С. 94]. Перроу выявил два параметра, характеризующих все существующие технологии по их содержанию: количество исключений - изменчивость задания13 [107. С. 295]; степень аналитичности задания, т.е. возможность анализа задания исполнителями с целью разработки алгоритма — строгой последовательности выполнения операций, учитывающей вероятность исключений. Перроу выделяет следующие виды технологий.
1. Ремесленные технологии.
2.
Рутинные технологии
3. Инженерные технологии - характеризуются высокой степенью расчета всех исключений из правил, составлением сложных алгоритмов действий в измененных ситуациях, составлением рабочих программ, усложненных технологических цепочек, предусматривающих возможности изменения рабочих мест и содержания операций. Этот подход считается наиболее прогрессивным в современных условиях, и его использование особенно перспективно в информационных технологиях, характеризующихся большим количеством нестандартных случаев, которые необходимо предвидеть и включить как часть в технологический процесс.
4. Нерутинные технологии. Эти технологии требуют от исполнителей нестандартных решений, постоянного поиска нового. Развивающаяся организация, использующая последние достижения современной науки; проникающая в малоисследованные области деятельности, связанная с быстро изменяющимся рынком, применяют нерутинные технологии. Данные технологии относятся к разряду рискованных, их стараются использовать только в периоды формирования организации и ее адаптации к внешней среде или в тех случаях, когда само производство продукта связано с постоянным поиском новых технологических цепочек, новых организационных форм, новых норм взаимодействия между членами организации и т.д.
Надо
заметить, что рациональное использование
и сочетание различных
Нельзя недооценивать роль внутренней среды, так как именно она и является основой существования любой организации.
Глубокий
и тщательный анализ
Экономическая информация – это конкретное выражение происходящих внутри фирмы процессов. Без такой информации и ее анализа невозможно эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности фирмы.
Анализ сильных и слабых сторон фирмы.
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, как: сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Дж. Пирсом и Р. Робинсоном14 (Pearce and Robinson, р. 187) был выделен набор ключевых внутренних факторов, которые могут быть источником как силы, так и слабости организации. Анализ этих факторов позволяет составить комплексное представление о внутренней среде организации и о ее слабых и сильных сторонах. (приложение 4)
Совершенно очевидно, что внутренняя среда организации представляет собой стратегический ресурс ее развития. Как и любая система, организация допускает описание ее содержания с помощью различных языков (экономического, технического, управленческого, социологического, экологического и т.д.) и представление ее с помощью различных подсистем. Вследствие этого анализ внутренней среды организации всегда индивидуален, неповторим. Но общим для всех организаций является многофакторность. Иногда анализ проводят по функциональному принципу, когда объектом анализа выступают функциональные подразделения организации, но такой подход может не обеспечить требуемые полноту и целостность результата.
ТРиМ анализ - анализ трансформации Ресурсов и Менеджмента.
Анализ
внутренней среды организации
В качестве ресурсов целесообразно рассматривать время, энергию, финансы, материалы, информацию и людские ресурсы. Анализ характеристик менеджмента в организации состоит из анализа уровня стратегии, качества торговой марки, организационной структуры, имиджа, структуры затрат и инновационности организации.
Также существуют такие методы анализа как STEP анализ, SMART анализ и SMART анализ целей, но эти методы рассматривают организацию с внешней среды, и оценивают факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации.
Важным
показателем уровня организации является
организационная культура. Её анализ –
это отражение внутреннего социального
состояния фирмы и места, которое компания
занимает в совокупности конкурентных
ей компаний. Анализ организационной культуры
будет произведён в следующий главе, на
примере ЗАО фирмы «Система»