Внутренняя среда организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является изучение составляющих внутренней среды организации и практического значения.
Задачами данной курсовой работы являются
Изучить теоретические аспекты понятия внутренняя среда организации. Выделить и проанализировать её основные составляющие.
Провести анализ внутренней среды ЗАО фирмы «Система». Проследить тенденции внутренней среды в данной компании.
Разработать систему мероприятий, по совершенствованию отдельных составляющих внутренней среды фирмы, с расчетом их эффективности.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.docx

— 83.51 Кб (Скачать)

     Введение

     Для организации, функционирующей в  постоянно меняющемся мире, вопрос о содержании и изучении внутренней среды становится всё более актуальным. В условиях постоянной конкурентной борьбы, новых технологий,  и разнообразия видов деятельности необходимо рассматривать  организацию с точки зрения системного подхода, согласно которому решение организации в любой ситуации определяется внешними и внутренними факторами и обстоятельствами.

     Любая организация в процессе своей  жизнедеятельности взаимодействует  со многими другими организациями, осуществляет информационный обмен, находится  во взаимодействии и под контролем  государственных органов, законов  государства  и так же имеет  свою внутреннюю жизнь и  свои интересы. С точки зрения системного подхода, организация как открытая система - это механизм преобразования входной  информации или ресурсов в конечную продукцию в соответствии со своими целями. В этом выражается актуальность изучения данной темы: адекватная реакция на условия и изменения внешней среды, при разумном  управлении внутренней средой будут способствовать сохранению устойчивости и росту организации, как полноценно функционирующего организма.

     Внутренняя среда организации является значимым показателем уровня  организации и обуславливает её положение рынке, а такие её составляющие как персонал, технологии являются её потенциалом, эффективное управление которым и является способом достижения организационных целей.

     Теоретическое значение данной работы состоит в  том, что изучение внутренней среды  необходимо в первую очередь, для  того чтобы определить внутренние возможности  организации, уяснить задачи и цели, построить грамотную систему управления технологическими и социальными процессами в организации.

     В практическом плане, данная работа даёт возможность убедиться в том, насколько гибкая внутренняя среда  может влиять как на успех самой  организации, влиять на её положение, на конкурентном рынке, так и воздействовать, менять внешнюю среду, например, выпуская новые виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Целью моей работы является изучение составляющих внутренней среды организации и практического значения.

     Задачами  данной курсовой работы являются

  1. Изучить теоретические аспекты понятия внутренняя среда организации. Выделить и  проанализировать её основные составляющие.
  2. Провести анализ внутренней среды ЗАО фирмы «Система». Проследить тенденции внутренней среды в данной компании.
  3. Разработать систему мероприятий, по совершенствованию отдельных составляющих внутренней среды фирмы, с расчетом их эффективности.

     Объектом  исследования ЗАО фирма «Система», предметом исследования – внутренняя среда фирмы.

     Для курсовой работы была использована информация из базовой учебной литературы, ресурсов интернета, периодических научных изданий, научных интернет - журналов.

     При написании курсового проекта  были использованы общенаучные и  частнонаучные методы исследования. 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  аспекты внутренней среды организации. Анализ её составляющих.

    1. Понятие внутренняя среда и её роль в функционировании организации.

     Предметом науки и практики управления являются организации, как обособившиеся в результате общественного разделения труда хозяйственные звенья, способные удовлетворять потребности потенциальных потребителей и достигать свои цели с помощью производимых ими товаров и услуг. 
Каждая организация имеет как внутреннюю, так и внешнюю среду. Внутренняя среда организации объединяет все функциональные элементы внутри системы, взаимосвязанные между собой, для достижения общей цели. При всем многообразии типов организаций у них существуют общие, универсальные элементы (внутренние переменные).

     Наиболее  четко позволяет представить  внутреннюю структуру организации  системный подход. Как любая сложная  система, организация обладает входом и выходом посредством которых осуществляется обмен с внешней средой.

    На вход организации поступают необходимые для ее деятельности ресурсы, к которым следует отнести материальные, финансовые, информационные, людские ресурсы. В ходе переработки и использования этих ресурсов реализуются основные цели организации, или ее предназначение. В данном случае организация выступает как процессор, где к ресурсам прикладывается человеческий труд в соответствии с определенными технологиями, активно используются внутренние коммуникации.

     Для поддержания организационной системы  в рабочем состоянии необходимо взаимодействие ряда внутренних компонентов  организации, или ее структурных  составляющих.

     Организация представляет собой сознательно  координируемое  социальное образование  с определёнными границами, имеющее  определённый набор взаимосвязанных целей1. ( стр. 76 Акимова. Стр. 65 Мильнер).

     Следовательно, системное взаимодействие внутри организации следует рассматривать как взаимозависимость четырех внутренних подсистем (компонентов): целей организации, структуры управления, технологий и персонала организации2. (фролов СС) . [5.,102 стр.]

     Кроме этого к внутренней среде можно  отнести:

  • производство;
  • маркетинг и материально-техническое снабжение
  • научно исследовательские и опытно-конструкторские разработки;
  • финансовое управление, бухучет и отчетность.

         Основные компоненты организации могут эффективно взаимодействовать только в рамках определенных культурных норм и ориентироваться на определенную систему ценностей. Другими словами, субкультура организации, или организационная культура, оказывает существенное влияние на ее деятельность.

       Следует также отметить, что основные  компоненты организации невозможно  рассматривать изолированно, без  учета контекста внешнего окружения.  Современные исследователи в  области социологии организаций  полагают, что организацию (выделенную  как единое целое и обладающую  четкими границами) следует представлять  только в виде открытой системы.  Это означает, что в организации  нужно применять определенные  виды стратегии относительно  различных составляющих внешней  среды.

Таким образом, основные взаимосвязанные  компоненты организации  не определяют базовые направления и особенности деятельности организации, но и эффективность её взаимодействия с внешней средой.

    1. Анализ основных составляющих внутренней среды организации.

     Информация  о внутренней среде организации  необходима, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые  организация может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше  уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация  обеспечивает возможность существования  своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности. Также анализ основный составляющих внутренней среды организации необходим для того, чтобы понять основные особенности функционирования организации, определить степень взаимодействия между ними.

      1. Дифференциация целей организации.

Создание  любой организации обусловлено  определенной целью. Цель - конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Основной целью работы коммерческих  организаций является получение прибыли3 (Гражданский кодекс РФ (ст. 50 ч. I)

     Цели  организации разнообразны по виду и  содержанию. Например, цели у рядовых  исполнителей, руководителей высшего  уровня и у руководителя финансового  характеризуются существенными  различиями в видении будущих  результатов их деятельности. А.И. Пригожий, который считает, что совместная деятельность членов организации предполагает наличие по крайней мере трех видов взаимосвязанных организационных целей4 [74. С. 46].

     1. Цели-задания - программы общих  действий поручения, которые задаются  организацией более высокого  уровня или диктуются рынком. Эти задания определяют целевое существование организаций и  цели являются приоритетными, определяющими смысл существования организации.

     2. Цели-ориентации – совокупность целей участников, реализуемых через организацию. К ним относятся обобщенные цели коллектива, включая и личные цели каждого члена организации. Если цели-задания и цели-ориентации расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной.

     3. Цели системы обусловлены стремлением  сохранить организацию как самостоятельное  целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность. Цели системы выражают стремление организации к выживанию в условиях существующего внешнего окружения, к ее интеграции в ряду других.

     В первую очередь, необходимо заметить, что организации разного типа имеют разные цели. Цель коммерческих организации – получение прибыли, некоммерческие организации - могут создаваться с целью удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан. Классификацию целей следует считать важной научно-практической задачей, способствующей пониманию возможностей их практического использования при проектировании организации или в процессе ее функционирования.

     Классификация по направленности. В данном случае цели подразделяются по характеру тех  действий, которые намерены предпринимать  для их достижения.

     1. Цели функционирования - направлены на поддержание рабочего состояния организации. Целевые программы по обеспечению функционирования содержат задачи по созданию постоянного притока ресурсов, техническому обслуживанию, постоянному контролю за деятельностью членов организации. Такие цели требуют постоянного напряжения сил.

     2. Цели усовершенствования – связаны  с активным действием. В случае недостижимости целей возможны негативные последствия, в частности, в потере авторитета руководителей, снижением мотивации членов организации и т.д.

     3. Цели развития аналогичны целям  усовершенствования, но относятся  к своеобразным формам роста,  расширения, обучения и прогресса. 

     Классификация целей по их направленности является основной для стратегического управления. При этом цели объединяются в комплексы  на основе принципа достижения системой определенного состояния:  фактического, наличного и потенциального уровней. Руководство организации может выбирать различные целевые комплексы в зависимости от возможностей и потребностей организации.

     Классификация по критериям предусматривает разделение целей по их отношению к основным показателям успешной деятельности организации. Чем выше запросы организации  относительно показателей своей  деятельности, чем шире области ее деятельности, тем более разнообразно разделение целей по критериям. Основные критерии: продуктивность, рыночные критерии, ресурсы, прибыльность, обновление, социальная ответственность.

     Классификация во временной области.

     Деятельность  по управлению в организации должна быть четко ориентирована во времени, т.е. необходимо выделить первоочередные цели, постоянно отслеживать, как  реализуются среднесрочные и  долгосрочные цели.

     1. Текущие цели обычно относятся  к тем задачам, которые следует  решить в течение одного года.

     2. Среднесрочные цели охватывают  период протяженностью от одного до трех лет. Цели требуют проведения тщательного анализа условий деятельности (в первую очередь рыночной среды), существующих ресурсов организации и возможностей их привлечения.

     3. Долгосрочные цели обычно относятся  к периоду планирования деятельности  организации свыше трех лет. 

Информация о работе Внутренняя среда организации