Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:39, курсовая работа
Цель работы - изучение управления как науки и искусства для дальнейшего применения на практике в различных отраслях и сферах деятельности.
Задачи работы:
- теоретическое исследование понятия управления, изучение этапов зарождения управления как науки;
- изучение психологических аспектов искусства управления, искусства управления личностью и коллективом;
- анализ сисиемы управления персоналом торгового предприятия ООО «ИНК systems».
Введение 3
1. Управление как наука и искусство 5
1.1. Зарождение управления как науки 8
1.2. Теоретические основы: искусство управления, принципы управления 11
1.3. Психологические аспекты искусства управления. Искусство управления личностью и коллективом 15
1.4. Методы искусства управления 20
2. Искусство управления на ЗАО НТФ «Кузбассмедтехника» 27
2.1. История создания и основные виды деятельности ЗАО НТФ «Кузбассмедтехника» 27
2.2. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия 31
3. Проблемы в области управления персоналом и контрольной деятельности. Мероприятия по совершенствованию деятельности 34
3.1. Основные недостатки и проблемы процесса управления в ЗАО НТФ "Кузбассмедтехника" 34
3.2. Пути совершенствования контрольной деятельности 38
Заключение 43
Список литературы 45
В
Древней Греции и Древнем Риме
управление экономикой становится предметом
обстоятельных исследований, научного
анализа. Выдающиеся греческие философы
Ксенофонт, Платон, Аристотель, будучи
первыми учеными-экономистами, оставили
свой след и в зарождении науки
об управлении хозяйством, работниками,
трудовым процессом. В трудах этих ученых
высказаны мысли о
Права
и отношения, связанные с управлением
собственностью, регламентированы также
в "Законах Ману", господствовавших
в Индии в VI веке до новой эры.
В более поздних
Древнекитайский
философ Конфуций, живший в 55,1—479 годах
до новой эры, изложил взгляды
на умственный и физический труд, отношения
между рабовладельцами и
Определенный отпечаток на управление экономикой наложило и военное искусство, опыт организации боевых действий, управления войсками.
Становление феодально-крепостнического, а затем и капиталистического строя также было связано с трансформацией форм и методов управления экономикой в целом и экономическими объектами разной природы. Но в этот довольно продолжительный период истории теория управления экономикой, наука управления практически не существовали, во всяком случае, не оформились в целостную систему взглядов, единую научную концепцию. Да и сама экономическая наука находилась не в лучшем состоянии, ведь она зародилась по сути в XVII—XVIII веках. Так что экономическая практика, опыт управления объектами экономической природы, искусный человеческий ум находили, отвергали, изменяли и улучшали формы и методы управления и на макроэкономическом и на микроэкономическом уровнях. Справедливости ради отметим, что и в наше время управление экономикой опирается не только и не столько на науку, сколько на опыт, практику, искусство способных руководителей. Но основы теории управления как науки существуют уже более ста лет в виде самостоятельной отрасли знаний, опирающейся на определенные принципы, концепции, научные школы.
К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала идей научной организации труда. Под менеджментом понимались самые неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.
К «школе научного менеджмента» относят таких классиков управления как Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и Генри Форд1. Без их вклада было бы невозможным возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления. В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления. В их работах была проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности.
Разрабатывая
основы науки, в 14 общих принципах
управления А. Файоля мы можем видеть
инициативу: «Инициативой мы называем
возможность создания и осуществления
плана. Свобода предложения и
осуществления точно также
Первым элементом управления у него является предвидение. «Управлять – это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего».
Также
Файоль пишет об искусстве управлять
людьми: «В крупном предприятии
Управление как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении» – способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти препятствия3.
Также
он указывает, что «Менеджмент –
это искусство знать точно, что
предстоит сделать и как
Наука
и искусство менеджмента тесно
связаны между собой. Менеджер должен
учитывать некоторую
Другой особенностью вывода о двойственной природе менеджмента является его некая логическая однобокость. Если гениальный менеджер принял верное решение, основанное на интуиции, которая, как правило, базируется на опыте, то разве корректно утверждать, что это решение в принципе не может быть научно обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу.
Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах, в какой обстановке применить конкретные научные знания.
Следует отметить, что это могут быть как врождённые, так и приобретённые качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность, интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового.
Искусство
менеджмента заключается в
Наука управления имеет
в своей основе систему базовых
положений, принципов, которые присущи
только ей, и при этом опирается
на законы, изучаемые другими науками,
связанными с управлением. Очевидно,
что прежде чем приступить к изучению
социально-психологических
Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управления - человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали. Принципы управления объективны, то есть не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через сложнейшую систему субъектно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления социумом и отдельной личностью. Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотя бы немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему, и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие. Даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от неразумной, эмоциональной реакции на ситуацию. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Время меняет и язык науки, терминологию, и неудивительно, если какой-либо принцип управления при неизменности его сути называется в разных странах, в различных национальных школах менеджмента по-своему.
Принципы управления
Принцип управления правила,
1. Определение целей и задач управления;
2. Разработка конкретных мероприятий по их достижению;
3. Разделение задач на отдельные виды работ;
4. Координации
взаимодействий различных
5. Формирование иерархической структуры;
6. Оптимизация принятия решений;
7. Мотивация,
стимулирование эффектной
Психология
управления как наука продуцирует
психологические знания, применяемые
при решении проблемы управления
деятельностью трудового
Личность
работника изучается рядом
Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.
В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, то есть социальной группы, вне которой его поведение может быть не понятым.
Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива — всё это и многое другое составляют актуальность работы менеджера.
Объект изучения психологии
Обобщая все сказанное, можно
сделать вывод, что среди
1) повышение
профессиональной
2) повышение
эффективности методов
3) поиск
и активизация человеческих
4) оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации;
5) оценка
и улучшение социально-
Как известно, управление как
искусство - осуществляется через
взаимодействие людей, поэтому
руководителю в своей
Закон неопределенности отклика. Другая его формулировка — закон зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различия их психологических структур. Дело в том, что разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. Это может приводить и нередко приводит к непониманию потребностей субъектов управленческих отношений, их ожиданий, особенностей восприятия той или иной конкретной деловой ситуации и как результат — к использованию моделей взаимодействия, неадекватных ни особенностям психологических структур вообще, ни психическому состоянию каждого из партнеров в конкретный момент в частности.
Закон неадекватности отображения человека человеком. Суть его состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека.