Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа
Термин "управленческая культура" имеет множество толкований, есть несколько определений этого понятия. Культура управления - обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Культура управления включает: совокупность знаний, их структуру и глубину; морально-этические нормы работы; отношение к труду; навыки в организации работы и выполнении отдельных элементов; умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей. Управление - как наука -система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
Однако директивный стиль управления и контроля, голый "культ эффективности", отношение к работнику как "экономической" единице ("человек
экономический"), механический взгляд на его место в производстве, сдерживали дальнейший рост его эффективности. "Великая депрессия", которую пережили США в 1929-1933 годах, высветила пороки эпохи "научного менеджмента" и стимулировала потребность перехода к новой системе в организации и управлении производством с учетом "человеческого фактора" и производственной, экономической демократии.
В 30-50-е годы происходит новый поворот в развитии управленческой культуры под влиянием идей Э. Мэйо, Д. Морено, Д. Макгрегора, К. Леви, Ф. Ротлисбергера, М. Фоллет и др., получивших название "школы человеческих отношений". В ее рамках начиная с 40-х годов с позиций науки о человеческом поведении (потребности, нужды и т.п.), развивается новая отрасль управленческой науки, изучающая проблематику трудовой мотивации - В. Врум, А. Маслоу, д. Макклеланд, О. Херцбергер и др. В целом для этой школы характерен поворот к работнику как "социальному человеку". Жизнь его, наряду с экономическими, определяется также социальными интересами: свобода выбора, чувство ответственности, стремление к самовыражению и т.п. Производственная организация дополняется теперь личностным (субъективным) аспектом -работником, чутко реагирующим на комплекс социально-психологических факторов. К ним относятся удовлетворенность характером и условиями труда, стилем административного руководства; внимание к запросам работников, снижение отчужденности от результатов труда; взаимоотношения (в том числе и неформальные), групповой дух в производственных структурах и др. Наряду с формальной организацией учитывается и неформальное человеческое содержание. При этом считается, что пренебрежение подобного рода факторами в производственном процессе чревато опасностью экономического краха и социального взрыва.
Данный "социологизирующий" подход направлен на замену старых приемов физической интенсификации труда новыми, направленными на раскрепощение и поддержку работника, играющего главную роль в повышении эффективности производительной деятельности и качества продукции. Он находит выражение в
развитии (расширении) линейно-функциональной управленческой структуры системы управления. В ней внимание акцентируется на управляющих среднего звена. Это свидетельствует о появлении определенной децентрализации в управленческой структуре управления, при расширении делегирования функций управления, "вниз".
В последующем концепция "человеческих отношений" в содержательном плане была усилена теориями "управления через соучастие", "группового решения", "просвещения служащих", "социального партнерства" и др., ориентированными на достижение заинтересованности работников в успешной деятельности производственных организаций. С их помощью реализовывались новые стремления менеджмента увязать индустриальную организацию производства с человеческими ресурсами. Данный поворот американского и западноевропейского менеджмента открыл простор и новые возможности процессу самоорганизации рынка и развитию управленческой культуры в направлении ускоряющегося динамизма общечеловеческого прогресса.
На высшей фазе индустриально-промышленного развития в 50-70-е годы происходит новый поворот в становлении управленческой культуры на основе интеграции достижений НТР (кибернетика, автоматизация, ЭВМ и др.) с человеческими ресурсами, школ "научного менеджмента" и "человеческих отношений" на базе общей теории систем. Системный подход к функционированию экономической организации и структурам управления формируется под влиянием идей П. Блау, Ф. Котлера, Р. Лайкерта, Д. Макгрегора, Д. Макфарланда, Т. Парсонса, Г. Саймона, Ф. Селзника и др. В его рамках организация рассматривается как открытая система, состоящая из совокупности производственных элементов (подсистем), взаимодействие которых определяет жизнеспособность системы. В производственной организации статус работников и их групп, отношения с начальством, разнообразные неформальные связи и отношения играют не меньшую роль в изменении эффективности труда, чем физические факторы и физиологические его условия. Возвращение "субъективности" работнику гуманизирует ("очеловечивает") все управленческие отношения и придает им социальную окраску.
На рубеже 70-80-х годов XX века происходит парадигмальный поворот к постиндустриальному обществу, постэкономической организации и гибким системам управления, обусловившим появление соответствующей им управленческой культуры. При этом управленческая культура выступила отправной точкой последующих трансформаций культурного пространства цивилизации нового качества. Данный поворот от стереотипов индустриального общества к проблематике постиндустриального происходит под влиянием идей КБолдуинга, Д.Белла, ДжХэлбрайта, П.Друкер, И.Масуда, А.Тоффлера, М.Хаммера и др. Под их влиянием формируется оптимистический прогноз на новом этапе НТР и реиндустриализации по пути высокого массового потребления, наилучшим образом отвечающего основным человеческим потребностям.
Однако
современные научные
Управленческая культура личности.
Не секрет, что многие трудности, возникающие на пути общественного развития, почти всецело зависят от решения проблем, связанных с управлением общества, которые, в свою очередь, сосредотачиваются вокруг вопросов совершенствования личности. Эти проблемы можно успешно решать, — и это становится все более очевидным, - идя путем культуры, традиционным и наиболее приемлемым для российского общества.
Культура представляет собой исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый как инструмент беспрерывных преобразований, как человека, так и окружающей среды, обеспечивает человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях. Культура отражает состояние, внутреннее и внешнее, но в первую очередь воспроизводит сущностные характеристики какого-либо явления, той или иной личности. Рассматриваемая с этих позиций, культура управления, или управленческая культура, ядром которой является культура личности руководителя, представляет собой совокупность этических, эстетических, профессиональных, психологических, организационных и других показателей личности, аспектов деятельности людей, работающих в сфере управления. Таким образом, управленческая культура руководителя не ограничивается лишь его профессиональными качествами как специалиста
данной отрасли, в которой он трудится. Она включает в себя спектр самых разнообразных характеристик, отражающих как широкие знания, их структуру и глубину, передовое научное мировоззрение, так и культуру поведения, основывающуюся на морально-этических качествах личности, а также знания в области психологии личности, социальной психологии и умение применять их в жизни. Естественно, что наличие этих качеств требует большого предварительного труда в области самосовершенствования, работы над собой, основанной на постоянной устремленности личности, направленной к созидательной творческой деятельности.
Сегодня, в век информатизации, современная жизнь соткана из решения
организационных и управленческих задач. Человек исчерпал себя в качестве производителя физической энергии, однако значимость его в качестве разумного управителя зримо возрастает. «Высокая культура управления», давно известная Западу, ценится как важнейшая составляющая успешного экономического развития, достойной и благополучной жизни.
В России же, как сам реальный уровень управленческой культуры, так и степень философского осознания ее ценности значительно отстают. Возрастание роли культурного фактора в управлении является важнейшим требованием современности. Социально-философский анализ управленческой культуры в современных условиях динамизма и нестабильности - одна из главных задач науки. Вместе с тем, для достижения успехов в управленческой деятельности недостаточно изучения только экономических или же социально-политических аспектов. Важным фактором успеха является совершенствование управленческой культуры и в ее антропологическом измерении. Актуальность социально-философского анализа сущности, содержания, приоритетов развития управленческой культуры руководителя современной России более конкретно определяется следующими обстоятельствами: во-первых, в настоящее время социальные проблемы развития российского общества и его граждан определяются в числе приоритетных. За решением любой задачи стоят профессионально подготовленные кадры. Сегодня востребованы специалисты в области социального управления, не только способные вскрыть острые противоречия, но и профессионально, заинтересовано, результативно их разрешать. В этой связи управленческая культура личности руководителя как его интегративное качество выступает реальным фактором оптимизации и дальнейшего развития общественных отношений, обеспечивая поступательное прогрессивное развитие России, реализацию жизненно важных задач; во-вторых, на сегодняшний день сложившаяся система подготовки специалистов-руководителей не обеспечивает должного уровня формирования их управленческой культуры, а российские условия хозяйствования не способствуют созданию необходимых предпосылок к ее развитию. Вместе с тем, игнорирование потенциала управленческой культуры в решении профессиональных задач значительно снижает эффективность деятельности, приводит к утрате преемственности в сфере социального управления, процессе воспроизводства человеческой культуры в целом; в-третьих, недостаточной степенью разработанности проблем управленческой культуры в социально-философском аспекте, что затрудняет осмысление сущности данного феномена, обусловливает сложности выявления противоречий и определения тенденции функционирования, поисках оптимальных моделей формирования и развития в современных условиях.
Кроме того, слабо разработан механизм стимулирования профессионального роста руководителя современной России в плане духовного развития, совершенствования его общей и профессиональной культуры. Специфика управленческой культуры современного руководителя проявляется, прежде всего, в том, что она, формируясь под влиянием общественных механизмов, выступает движущей силой общественного развития. Поэтому, одним из наиболее важных сегодня выступает вопрос, связанный с формированием высококвалифицированного аппарата управляющих, подготовкой образованных, воспитанных, владеющих современными технологиями, преданных своему государству и обществу управленцев. Общие требования, нормы и принципы общественной и индивидуальной культуры своеобразно преломляются через те особенности, которые определяют характер деятельности современного руководителя: ее особую социальную значимость, повышенную нравственно-правовую императивность, жесткую регламентацию жизнедеятельности, особенные условия и способы выполнения профессиональных обязанностей.
Оценивая
общее состояние
1.3 Инструментарий формирования и изучения управленческой культуры.
Изучение управленческой литературы позволило
сделать вывод о том ,что в современном
менеджменте имеет место широкий круг
разнообразных инструментов как соответствующих
способов, методов и средств воздействия
на объект управления, а также как способов,
методов и средств, направленных наулучшение
исполнения управленческих функций. Такие
инструменты
используются менеджерами в разной мере
и по различным причинам и поводам.
Однако,как
показал библиографический анализ, на
сегодняшний день в литературе практически
полностью отсутствуют необходимые методические
рекомендации по эффективному применению
известных в менеджменте инструментов,
а также по формированию и развитию соответствующих
навыков их использования. В результате
большое количество существующих инструментов
делает затруднительным их выбор, приводит
к ошибкам при их неверном выборе и использовании,
требует дополнительных затрат сил и времени
менеджеров.