Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа
Термин "управленческая культура" имеет множество толкований, есть несколько определений этого понятия. Культура управления - обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Культура управления включает: совокупность знаний, их структуру и глубину; морально-этические нормы работы; отношение к труду; навыки в организации работы и выполнении отдельных элементов; умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей. Управление - как наука -система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.
1. Теоретические основы управленческой культуры.
1.1 Определение управленческой культуры.
Термин "управленческая культура" имеет множество толкований, есть несколько определений этого понятия. Культура управления - обобщающая характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Культура управления включает: совокупность знаний, их структуру и глубину; морально-этические нормы работы; отношение к труду; навыки в организации работы и выполнении отдельных элементов; умение владеть собой и понимать особенности работающих рядом людей. Управление - как наука -система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Управление - как искусство - способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Управление - как функция - целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. Управление - как процесс - совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе". Управление - как аппарат - совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.
В отечественной науке культура (от лат.culture- возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в широком смысле включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусств, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей)... Такое определение
приводится в энциклопедическом словаре и принято в социологии.
Управленческая культура - это сложное явление, не всегда лежащее на поверхности, ее трудно "пощупать". Если можно говорить о том, что организация имеет душу, то этой душой является управленческая культура.
К. Шольтс отмечал, что управленческая культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и в свою очередь само формируется под воздействием их поведения.
Э. Шейн считал, что формы управленческой культуры отвечают на два основных вызова, с которыми сталкивается организация: агрессивность внешней среды и внутренняя дезинтеграция. Соответственно, чтобы организация функционировала как единое целое, ей необходимо выполнять две основные функции - адаптация и выживание в среде и внутренняя интеграция. Интеграция рассматривается как создание эффективных деловых отношений среди подразделений, групп и сотрудников организации, как увеличение меры участия всех сотрудников в решении проблем организации и поиске эффективных способов ее работы. По мнению Э. Шейна, управленческая культура - это комплекс базовых предположений, изобретенный, обнаруженный или разработанный группой для того, чтобы научиться справляться с проблемами внешней адаптации и внутренней интеграции. Необходимо, чтобы этот комплекс функционировал достаточно долго, подтвердил свою состоятельность, и потому он должен передаваться новым членам организации как "правильный" образ мышления и чувств в отношении упомянутых проблем.
Таким образом, управленческая культура - это совокупность ценностей, убеждений, отношений, общих для всех сотрудников данной организации, предопределяющих нормы их поведения. Они могут не быть четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действия и взаимодействия людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы и на характер жизнедеятельности организации.
Управленческая культура - это основной компонент в достижении
управленческих целей, повышении эффективности организации и управлении инновациями. Главная цель управленческой культуры -обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции организации за счет совершенствования управления персоналом.
Управленческая культура может, как помогать организации, создавая обстановку, способствующую повышению производительности и внедрению новых знаний и технологий, так и работать против организации, создавая барьеры, препятствующие выработке и реализации управленческой стратегии. Эти барьеры включают сопротивление любым изменениям и неэффективные коммуникации.
Слово "культура" (от лат. culture) буквально означает воспитание, образование, развитие. В широком смысле термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.
Осмысливая изложенное, управленческую культуру можно представить как совокупность типических для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.
Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.
Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важные из них;
1) юридические нормы управленческого
труда, которые отражены в государственно-правовых
нормативных актах. Культура менеджера
в этом смысле состоит в знании и выполнении
юридических норм;
2) моральные
нормы - регулируют поведение руководителя
в области
нравственности и морали;
3) организационные
нормы -устанавливают структуру организации,
состав и
порядок деятельности функциональных
подразделений и их руководителей;
правила внутреннего распорядка и
другие нормы организационного
плана,
принятые в организации;
4) экономические
нормы - регулируют
экономическую деятельность
организации
Управленческая культура - не только явление сознания, но и нормативное установление и практическая деятельность.
Составные управленческой культуры: управленческие знания, понимание, умение; практическое управленческое поведение, отношение к управленческим институтам.
Структура:
1. Управленческая
компетентность - синтез
познаний (теоретической
подготовки) и практического
опыта в области
управления вообще
и
государственного управления в особенности.
2. Информированность
о всех проблемах,
явлениях, процессах,
преобразованиях, происходящих в сфере
управления, особенно государственного.
Управленческая культура, т.е., уровень компетентности и информированности, предполагает также развитие заинтересованности граждан участии в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления или в непосредственном ведении управленческих дел.
Общество не может освоить открывающиеся в связи с экономическими и политическими преобразованиями возможности, если оно не будет вовлекать в
управленческие процессы как можно больше людей и не заинтересует их в активном приложении своих управленческих знаний, дарований и устремлений.
Управленческая культура граждан как комплексное явление формируется и реализуется также комплексно. Его формирование - процесс воспитательный,
образовательный, идеологический и информационный, связанный с сознанием.
Два взаимосвязанных проявления управленческой культуры граждан: активное и пассивное. Активное проявление выражается в непосредственном,
постоянном и заинтересованном участии в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Пассивное проявление - характеризует
отношение гражданина к требованиям, нормам, заданиям, поручениям, исходящим от субъектов управления, т.е. в позитивном восприятии управляющих воздействий.
Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру.
Личная культура. Включает в себя уровень квалификации; этическое воспитание; личную гигиену и внешний вид; форму обращения к подчиненным и т.п.
Культура содержания рабочего места. Отдельные руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось-под рукой", и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Это неправильно. При таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются
санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент
документы и т.п.
Культура проведения массовых мероприятий. Речь идет прежде всего о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед.
Культура приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приеме работников, как по личным, так и по служебным вопросам.
Культура
речи. Около 80 % рабочего времени руководителя
связано с контактами с людьми. Поэтому
умение говорить (общаться) является важной
составной частью культуры труда руководителя
1.2
Историческое развитие
управленческой культуры.
В начале XX века управленческая культура формируется на основе перехода индустриального общества в менеджеральную эпоху под лозунгом: "Вся власть специалистам". Данный процесс осуществляется под влиянием идей Г.Тауна ("менеджмент - профессиональная специализация"), Ф.Тэйлора ("организация производства", "цеховое управление"), А.Файоля ("организация-машина", "высшее администрирование"), Г.Форда ("террор машины"), Г.Эмерсона ("производительность"). В этих идеях менеджмент выводится в самостоятельную сферу научного знания и профессиональной специализации, по своей значимости, не уступающей инженерному труду. Производственная организация предстает как обособленная самостоятельная хозяйственная единица и рассматривается как инструментальная организация ("организация-машина") для выполнения функций по отношению к своим работникам и внешней среде. При этом все функции жестко фиксированы и регламентированы соответствующими инструкциями, все вместе - целями, определяемыми вне организации. Их нарушение рассматривается как дисфункция. Работник в такой организации предстает как элемент ("винтик") предприятия-машины: механизированный (конвейерный) труд, где выполняются частичные, однообразные функции, оставляет невостребованными творческие способности. Ответственность перед внешней средой сведена к минимуму по отношению к собственному интересу.
Научная
организация труда была подкреплена
веберовской (М.Вебер) моделью рациональной
организации управления и осуществления
власти над людьми: строгая дисциплина,
точность, ответственность, стабильность
и т.п. В результате работник низводился
до уровня автоматического исполнителя
трудовых приемов, строго предписанных
инструкцией. Тем самым он лишался возможности
участвовать в решении производственных
проблем. Все решения по вопросам жизни
предприятия принимаются в управленческом
центре и доводятся до рабочих мест по
скалярной цепи распоряжений.