Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:56, курсовая работа
Коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу чужими руками.
Введение 4
Глава 1.Сущность организации: 6
1.1.Место и роль организации в системе научных знаний 6
1.2.Организация как социальная система 10
1.3.Формирование вертикальных и горизонтальных связей организации 18
Глава 2.Коммуникации и межгрупповое поведение в организации: 23
2.1.Организационная среда и коммуникации 23
2.2.Формальная и неформальная структура и влияние на коммуникационный процесс 28 2.3.Системное представление коммуникаций 30
2.4.Межгрупповое поведение 40
Глава 3.Анализ коммуникаций в ООО «Жувен» 44
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Схема горизонтального разделения труда представлена на рис. 1.5.(Приложение 5) [ п.н.10-62с ] , где отражены подходы к охвату контролем и функционализации.
Охват контролем - это число подчиненных, которые отчитываются перед одним руководителем.
Функционализация — это разнообразие заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достичь целей организации.
Руководитель высшего уровня имеет прямой контроль над тремя руководителями среднего уровня - по производству, бухгалтерскому учету и маркетингу. В свою очередь, руководители среднего уровня имеют прямой контроль над соответствующими руководителями низшего уровня , а те - непосредственно над определенным числом исполнителей. Это можно рассматривать как функционализацию, в результате которой образуются те или иные специализированные подразделения. Наряду с этим существует географическое (территориальное) разделение труда, связанное со степенью распределения физических активов организации по различным регионам. В данной структуре коммуникации, координация и контроль усложняются.
Необходимо различать масштаб и глубину работ. Масштаб работ - это количество выполняемых работ, их объем. Понятие глубины работ относится к объему контроля, который осуществляет работник в ходе работы. Глубина работ носит личностный характер, у разных работников на одном организационном уровне она может быть различной. Решая конкретные проблемы разделения труда в структуре управления, необходимо тщательно учитывать не только функциональную направленность и масштабы выполняемых работ, но и их глубину.
Важнейшей тенденцией развития организаций является уменьшение числа решений, принимаемых в высшем звене, повышение способности организации обрабатывать обширную информацию и оперативно реагировать на складывающиеся ситуации. Это достигается путем предоставления больших полномочий низшим уровням, перенесения центров принятия управленческих решений туда, где возникает проблема и откуда поступает информация.
Наделение полномочиями низших уровней в ряде случаев возможно и при вертикальных связях, поскольку ресурсы закреплены в отдельности за каждым производственным подразделением, которое нередко при решении проблем не нуждается в информации о других подразделениях. Однако если передача полномочий низшим уровням осуществляется без закрепления соответствующих ресурсов, то требуется развитие горизонтальных связей. Это необходимо для получения всей информации, относящейся к общим ресурсам и возможностям их использования. В ряде случаев для налаживания горизонтальных связей используются так называемые неформальные процессы, улучшающие деятельность формально спроектированной структуры. Эти процессы необходимы и неизбежны. Вот почему организации должны быть спроектированы таким образом, чтобы не препятствовать самопроизвольному возникновению этих процессов, а в ряде случаев и способствовать их развитию.
Существует несколько форм горизонтальных связей. Одни — простые, ясные и недорогие, другие — более сложные, дорогостоящие и требующие больших усилий для формирования.
Основные формы связей по горизонтали.
Среди распространенных форм горизонтальных связей можно назвать следующие:
-использование прямых контактов между руководителями, взаимодействующими по поводу решения общей проблемы;
-установление взаимосвязи между двумя подразделениями, имеющими прочные контакты по основным вопросам их деятельности;
-создание временных целевых групп для решения проблем, затрагивающих несколько подразделений;
-создание постоянно действующей группы для решения периодически возникающих межфункциональных проблем;
-создание новых «интегрирующих» органов в управлении горизонтальными процессами;
-переход от интеграционной к связующей роли руководителя, если имеется существенная дифференциация функций и видов деятельности;
-установление двойной ответственности в критических точках решения проблем при матричных структурах управления. Рассмотрим основные из названных форм.
Прямой контакт.
Наиболее простой и менее дорогостоящей формой горизонтальных связей является прямой контакт между руководителями, занимающимися решением общей проблемы.
Во многих организациях практикуются горизонтальные переходы работников из одного подразделения в другое. Такая практика обычно является частью программы по повышению квалификации кадров. Подобные переходы позволяют работникам накапливать опыт работы в разных отделах, налаживать и коммуникативные связи с коллегами из других подразделений. Это способствует оперативному использованию неформальных средств коммуникаций - телефонных разговоров, личных контактов и встреч. Работники, не имеющие такого опыта, часто используют письменные документы. Переход сотрудников по горизонтали улучшает связи и способствует налаживанию более эффективных контактов, придавая им менее формальный характер. Следует, однако, учитывать, что переводы сотрудников во взаимозависимые подразделения должны осуществляться часто и регулярно с тем, чтобы получаемая в результате этих контактов информация не устаревала. Если растет число контактов между двумя подразделениями, то может оказаться целесообразным выделение специальных работников для налаживания коммуникаций между подразделениями.
Целевые группы.
Прямые контакты, как и механизм интеграции, не всегда применимы. Они используются в случаях, когда в общую работу вовлечены два подразделения или две функции. Когда решение проблемы требует вовлечения большего числа подразделений, прямые контакты не дают возможности для принятия совместного решения. Эти проблемы обычно решаются на более высоком уровне иерархии управления. Как известно, такие ситуации возникают достаточно часто.
Целевые группы — это форма горизонтального контакта для решения общих проблем подразделений разного профиля. Целевая группа набирается из специалистов всех подразделений, принимающих участие в данной работе. Одни заняты в целевой группе полное время, другие — часть рабочего времени. Целевая группа носит временный характер, она существует до тех пор, пока не решена проблема. С ее решением все участники группы возвращаются к своим прежним должностным обязанностям. В зависимости от успешности выполнения программ в целевых группах решение проблем переходит от высших к низшим звеньям управления. При таком групповом подходе каждое подразделение, участвующее в решении проблемы, обеспечивает целевую группу необходимой информацией. Участники целевой группы также могут оценивать воздействие решения на свое подразделение.
Команды.
Гораздо
больше проблем возникает во время
выполнения специальных заданий. Использование
прямых контактов и целевых групп может
оказаться недостаточным для обеспечения
интеграции. Если задержки в решениях
становятся длительными и линии коммуникаций
расширяются, высшие руководители вынуждены
тратить больше времени на ежедневные
текущие операции. В данном случае необходимо
создать на постоянной основе группу (команду)
по решению наиболее часто возникающих
проблем. Такие команды могут встречаться
ежедневно или еженедельно для обсуждения
вопросов. Команды могут быть сформированы
на различных уровнях. В целом иерархия
команд может быть спроектирована. Проект
структуры команды отражает характер
проблем подразделений, определенных
функциональных областей деятельности,
процессов, продукции или конкретных проектов.
Чем больше задач, требующих всестороннего
рассмотрения, тем большее количество
уровней, на которых должны функционировать
команды, а в ряде случаев тем шире должен
быть круг их полномочий.
Глава
2.Коммуникации и межгрупповое
поведение в организации
2.1.Организационная
среда и коммуникации
Согласно проведенным исследованиям, руководитель от 50 до 90 % своего времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации, контроля и корректирования. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, коммуникации являются связующим процессом. Эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. И, конечно, руководитель должен осознавать, что неэффективные коммуникации - одна из главных сфер возникновения проблем. Так что же такое коммуникации и как стать эффективно работающим руководителем?
Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации.
Коммуникация выполняет жизнеобеспечивающую роль не только для каждого отдельного человека, но и в организации. Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказаться ошибочными, люди могут неверно понимать чего же хочет от них руководство, а также от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.
«Коммуникация» и «Информация» хотя и различные, но взаимосвязанные понятия. Коммуникация включает и то, что передается, и то, как передается. Для того, чтобы акт коммуникации состоялся, необходимо как минимум наличие двух людей. Коммуникация предъявляет требования к каждому из участников этого акта. Так, каждый из участников должен обладать способностью видеть, слышать, ощущать и т.д. Эффективная коммуникации требует от каждой из сторон определенных навыков и умений, а также определенной степени взаимного понимания.
Существует достаточно много видов коммуникаций:
1)
Коммуникации между
На
деятельность любой организации
оказывают влияние факторы
2) Коммуникации между уровнями и подразделениями.
Межуровневые коммуникации в организациях. Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т. п.
Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, также выполняют функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел или предупреждения возникающих проблем. Последняя из управленческих инноваций в коммуникациях по восходящей - создание групп из рабочих, которые регулярно, обычно на один час в неделю, собираются для обсуждения и решения проблем в производстве или обсуждении потребителей и их потребностей. Эти группы получили название кружков качества. Обмен информацией обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.
3) Коммуникации между различными отделами (подразделениями).
В дополнение к обмену информацией по нисходящей или восходящей, организации нуждаются в горизонтальных коммуникациях. Организация состоит из множества подразделений, поэтому обмен информацией между ними нужен для координации задач и действий. Поскольку организация - это система взаимосвязанных элементов, руководство должно добиваться, чтобы специализированные элементы работали совместно, продвигая организацию в нужном направлении. В обмене информацией по горизонтали часто участвуют комитеты или специальные группы. Дополнительные выгоды от коммуникаций по горизонтали заключаются в формировании равноправных отношений. Доказано, что такие отношения являются важной составляющей удовлетворенности работников организации.
4) Коммуникации руководитель – подчиненный.
Наиболее
очевидным компонентом