Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 01:35, курсовая работа
Целью данной работы является изучение развития персонала в организациях.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы развития персонала в организации.
2) Ознакомится с отечественным и зарубежным опытом развития персонала в организации.
Введение
1. Теоретические основы развития персонала в организации
1.1 Понятие персонала, его роль в деятельности организации. Классификация персонала
1.2 Сущность, необходимость, задачи и средства развития персонала в организации
1.3 Методика оценки развития персонала в организации
2. Отечественный и зарубежный опыт развития персонала в организации
2.1 Отечественный опыт
2.2 Зарубежный опыт
Заключение
Библиографический список
Профессиональное
развитие оказывает положительное
влияние и на самих сотрудников.
Повышая квалификацию и приобретая
новые навыки и знания, они становятся
более конкурентоспособными на рынке
труда и получают дополнительные
возможности для
Ключевым моментом
в управлении профессиональным развитием
является определение потребностей
организации в этой области. По существу
речь идет о выявлении несоответствия
между профессиональными
Для адекватного
определения потребностей профессионального
развития каждая из участвующих в
этом процессе сторон должна понимать,
под воздействием каких факторов
складываются потребности организации
в развитии своего персонала. Этими
факторами являются:
· динамика внешней
среды (потребители, конкуренты, поставщики,
государство);
· развитие техники
и технологии, влекущее за собой
появление новой продукции, услуг
и методов производства;
· изменение стратегии
развития организации;
· создание новой
организационной структуры;
* освоение новых
видов деятельности [ 7, С. 34-37 ].
Традиционными методами
определения и регистрации
В последние годы
все более популярными
Важнейшим средством
профессионального развития персонала
является профессиональное обучение --
процесс непосредственной передачи
новых профессиональных навыков
или знаний сотрудникам организации.
Примером профессионального обучения
могут служить курсы по изучению
новой компьютерной программы для
секретарей-референтов, программа по
обучению агентов по продажам, финансовый
курс для высшего управленческого
аппарата компании.
Формально профессиональное
развитие шире, чем профессиональное
обучение, и часто включает в себя
последнее, однако в реальной жизни
различие между ними может быть чисто
условным и не столь важным, поскольку
и профессиональное обучение, и развитие
служат одной цели - подготовке персонала
организации к успешному
В современных организациях
профессиональное обучение представляет
собой комплексный непрерывный
процесс, включающий в себя несколько
этапов. Управление процессом профессионального
обучения начинается с определения
потребностей, которые формируются
на основе потребностей развития персонала
организации, а также необходимости
выполнения сотрудниками организации
своих текущих производственных
обязанностей.
1.3 Методика оценки
развития персонала в
В настоящее время
уже ни у кого не вызывает сомнений
необходимость оценки персонала
в системе контроля любой - как
государственной, так и коммерческой
- компании. Оценка персонала осуществляется
для определения соответствия работника
вакантному или занимаемому рабочему
месту и выполнятся тремя способами:
1) оценка потенциала
работника, то есть
2) Оценка индивидуального
вклада. Позволяет установить качество,
сложность и результативность
труда конкретного сотрудника, и
его соответствие занимаемому
месту с помощью специальных
методик.
3) Аттестация кадров.
Она является своеобразной
Исходными данными
для оценки персонала являются:
* модели рабочих
мест персонала;
* положение об
аттестации кадров;
* методика рейтинговой
оценки кадров;
* философия организации;
* правила внутреннего
трудового распорядка;
* штатное расписание;
* личные дела сотрудников;
* приказы по кадрам;
* социологические
анкеты;
* психологические
тесты.
В результате оценки
персонала формируются
* результаты тестирования
(экзаменов) профессиональных
* социально психологический
портрет личности;
* медицинское заключение
о работоспособности;
* оценка деловых
и моральных качеств;
* анализ вредных
привычек и увлечений;
* оценка уровня
производственной квалификации;
* заключение аттестационной
комиссии [9, С. 60-63].
Однако среди большого
разнообразия методов оценки сложно
выбрать те, которые действительно
достоверно оценили бы и нового и
нового сотрудника, и результаты труда
уже работающего персонала [ Приложение
1].
Более подробно рассмотрим
методику выбора стратегии развития
способностей персонала [ 11,С. 48-49 ].
Способности персонала
- залог успеха реализации любой
стратегии. При формировании стратегии
важно знать, какими способностями
обладает персонал организации, чтобы
реализовать принятую стратегию, и
возможно ли развить ценные редкие
способности персонала.
Под способностью персонала
принято понимать знания и умения
персонала выполнять функции
и получать результаты выполнения функций,
соединяя ресурсы всех видов, в том
числе компетенции. Те способности,
которые являются ключевыми для
реализации стратегических целей, составляют
стратегический потенциал организации.
Стратегии развития
способностей персонала предлагается
формировать на основе анализа сопоставления
двух факторов: стратегического отклика
способности и внутреннего
Стратегический отклик
способности - это важность способности
сотрудника с точки зрения её необходимости
для решения задач, связанных
с влиянием внешней среды. Вывод
о стратегическом отклике можно
получить из SWOT-анализа организации
по следующей формуле:
(1) где Псо - показатель
стратегического отклика;
Pi - средняя оценка
влияния факторов
Фij - значение целевой
функции для каждой пары сила/слабость
- возможность/угроза (Pi,Zi). В общем
случае эти значения могут быть как
положительными, так и отрицательными,
то есть количественно оцененный
эффект от взаимовлияния способностей
и факторов макроокружения; n - количество
оцениваемых пар [ 11, С.48-49 ].
Показатель стратегического
отклика показывает способность
персонала отражать влияние макроокружения.
Изменение показателя в определённых
пределах означает наличие (отсутствие)
у предприятия способностей генерировать
возможности и противостоять
негативам во внешней среде. Данная
способность является незаменимой
в условиях рынка, ведь «ваша упущенная
возможность сегодня становится
преимуществом вашего конкурента завтра».
Внутренний потенциал
способности - это важность способности
с точки зрения её ценности, редкости
и невозможности
Барни предлагает следующую
схему анализа ресурсов и способностей
компании по 4 критериям, которая получила
название VRIO-анализа (Value, Rareness, Instability,
Organization). Применение данной методики оправдано
и в отношении способностей персонала.
Value - ценность: позволяют
ли фирме способности
Rareness - редкость: сколько
конкурентов обладают
Instability - воспроизводимость:
насколько кому-либо, не обладающего
аналогичными способностями,
Organization - организованность:
в полной ли мере фирма
Таблица 2 - Матрица VRIO-анализа
компетенции и способностей
1)V
R
I
O
Результат использования ресурса, компетенции или способности
VRIO - показатель
Экономический результат
2) Нет
-
-
Нет
Конкурентная слабость
-1
Ниже среднего
3)Да
Нет
-
Конкурентный паритет
0
Средний
4)Да
Да
Нет
Временное конкурентное преимущество
+0,5
Выше среднего
5)Да
Да
Да
Да
Устойчивое конкурентное преимущества
+1
Выше среднего
Если конкурентам
несложно воспроизвести ресурсы
и способности фирмы, то обычно через
некоторое время конкурентное преимущество
переходит в конкурентный паритет.
Расчёт показателя
внутреннего потенциала конкретной
способности предлагается производить
по следующей формуле:
П внутр.= (2)
где П внутр.
- внутренний потенциал
VRIOi - значение способности
с точки зрения ценности, редкости,
воспроизводимости и вклада в
конкурентоспособность
Предлагаемый показатель
Пвнутр. предполагает определение
Предлагается матричная
модель выбора стратегии развития способностей
персонала в зависимости от её
стратегической важности и внутренней
ценности
Рисунок 1 - Матрица
выбора стратегии развития способностей
персонала
Стратегический отклик способности
высокий
Активное обучение
Копирование и покупка технологий