Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:56, курсовая работа
Цель курсовой работы — разработка рекомендаций по обоснованию содержания и организации разработки оперативного плана работы с персоналом.
Выполнение курсовой работы предполагает решение следующих задач:
-определение целей и содержания оперативного планирования работы с персоналом;
-обоснование целей организации и приоритетных направлений работы с персоналом в конкретной организации в период, охватываемый оперативным планированием;
Введение 3
1. Теоретические аспекты работы с персоналом предприятия 5
1.1.Сущность, цели и задачи кадрового планирования 5
1.2.Структура и цели оперативного плана работы с персоналом 7
1.3.Содержание оперативного плана работы с персоналом 11
2. Исследование системы работы с персоналом на предприятии 20
2.1 Общая характеристика администрации Муромского района Владимирской области 20
2.2. Анализ состава и структуры персонала администрации Муромского района Владимирской области 30
2.3.Анализ оперативного плана работы с персоналом в администрации Муромского района Владимирской области 32
3. Разработка рекомендаций по составлению оперативного плана работы с персоналом в администрации Муромского района Владимирской области 39
3.1.Разработка оперативного плана работы с персоналом………............. 39
3.2.Система внедрения………………………………………………………. 46
3.3.Эфективность предполагаемых решений……………………………….47
Заключение 49
Список использованной литературы 50
и представить в виде схемы, изображенной на рис. 2.[3]
Рис. 2. Информация о персонале
Информация о персонале представляет собой совокупность всех оперативных сведений, а также процессов их обработки для кадрового планирования. Она должна отвечать следующим требованиям:
• простоты — информация должна содержать столько данных (и только в том объеме), сколько необходимо в данном случае;
• наглядности — сведения должны быть представлены таким образом, чтобы можно было быстро определить главное, избежать многословия. Для этого нужно использовать таблицы, графики, цветное оформление материала;
• однозначности — сведения не должны быть неясными, в их толковании следует следить за семантической, синтаксической и логической однозначностью материала;
• сопоставимости — сведения должны приводиться в сопоставимых единицах и относиться к поддающимся сравнению объектам как внутри организации, так и вне ее;
• преемственности — сведения о кадрах, подаваемые за разные временные периоды, должны иметь одну методику подсчетов и одинаковые формы предоставления;
• актуальности — сведения должны быть свежими, оперативными и своевременными, т. е. представляться без опозданий.[6]
Планирование
потребности в
персонале является начальной ступенью
процесса кадрового планирования и базируется
на данных об имеющихся и запланированных
рабочих местах, плане проведения организационно-технических
мероприятий, штатном расписании и плане
замещения вакантных должностей. При определении
потребности в персонале в каждом конкретном
случае рекомендуется участие руководителей
соответствующих подразделений. Схема
планирования потребности в персонале
приводится на рис.1.[2]
Планы организации:
план
материально-технического снабжения; финансовый план; инвестиционный план; организационный план; план сбыта и др. |
Информация
о персонале
организации | ||
Предварительный количественный и качественный расчет будущей потребности в персонале | Прогнозирование
количественного и | ||
Определение потребности
в персонале путем
сравнения между будущей потребностью в персонале и его наличием прогнозу | |||
Планирование мероприятий по достижению или поддержанию количественного и качественного соответствия между будущей потребностью в персонале и его наличием по прогнозу | |||
Организационно- |
Мероприятия по покрытию потребности в персонале (привлечение, перераспределение, высвобождение, развитие персонала) | Прочие мероприятия (углубление специализации производства и управления, улучшение социального обслуживания) |
Рис. 1. Схема планирования потребности в персонале
Планирование
привлечения и
адаптации персонала
— планирование мероприятий по найму
и приему персонала с целью удовлетворения
в перспективе потребности организации
в кадрах за счет внутренних и внешних
источников. Внутренние
источники привлечения
персонала позволяют лучше использовать
уже имеющийся в организации персонал
в результате появления дополнительной
работы, перераспределения заданий или
перемещения, продвижения по службе работников.
Внешние источники привлечения
персонала — это наем новых работников[17]
Таблица 1.
Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала
Преимущества привлечения | Недостатки привлечения |
Внутренние
источники привлечения |
Проявление шансов для Низкие затраты на привлечение кадров Претендентов на должность хорошо знают в организации Претендент на должность знает данную организацию Сохранение уровня оплаты труда, сложившегося в данной организации (претендент со стороны может предъявлять более высокие требования к оплате труда, существующие на рынке труда в данный момент) Быстрое заполнение освободившейся штатной должности, без длительной адаптации Освобождение занимаемой должности для роста молодых кадров организации "Прозрачность" кадровой политики Высокая
степень управляемости Рост производительности труда (если переход на новую должность совпадает с желанием претендентов) |
Ограничение
возможности для выбора кадров
Возникновение напряженности или соперничества в коллективе в случае появления нескольких претендентов на должность руководителя Появление панибратства при решении деловых вопросов, так как еще вчера претендент на должность руководителя был наравне с коллегами Нежелание оказать сотруднику, имеющему большой стаж работы в данной организации Снижение активности рядовых работников, претендующих на должность руководителя, по причине того, что автоматически преемником становится заместитель руководителя Количественно перевод на новую должность не удовлетворяет потребность в кадрах Удовлетворяется потребность только качественная, но через переподготовку или повышение квалификации, что связано с дополнительными затратами |
Преимущества привлечения | Недостатки привлечения |
Внешние источники привлечения кадров |
Более
широкие возможности выбора
Появление новых импульсов для развития организации Новый человек, как правило, легко добивается признания в коллективе Прием на работу покрывает абсолютную потребность в кадрах |
Более
высокие затраты на привлечение
кадров
Высокий удельный вес работников, применяемых со стороны, способствует росту текучести кадров Ухудшается
социально-психологический Высокая степень риска при прохождении испытательного срока Плохое знание организации Длительный период адаптации Блокирование возможностей служебного роста для работников |
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является планирование трудовой адаптации. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.[1]
Выделяют два вида адаптации:
• первичная, т.е. приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений);
• вторичная, т.е. приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например при переходе в ранг руководителя).[17]
В условиях функционирования рынка труда возрастает роль
вторичной адаптации. При этом необходимо уделять повышенное внимание первичной адаптации молодых работников, которые в рыночных условиях нуждаются в особой заботе со стороны администрации организаций.[9]
Планирование высвобождения или сокращения персонала имеет существенное значение в процессе кадрового планирования. Вследствие рационализации производства или управления образуется избыток рабочей силы. Планирование высвобождения персонала позволяет избежать передачи на внешний рынок труда квалифицированных кадров и создания для этого персонала социальных трудностей. Данное направление деятельности по управлению персоналом до последнего времени практически не получило развития в отечественных организациях. Планирование работы с увольняющимися сотрудниками основывается на увольнении работника из организации: по собственному желанию; по инициативе работодателя или администрации; в связи с выходом на пенсию. Задачей служб управления персоналом при работе-с увольняющимися работниками является всевозможное смягчение перемены сотрудником рода деятельности. В особенности это относится к последним двум видам увольнений. Отношение организаций к пожилым сотрудникам (равно как и соответствующая государственная политика) является мерилом уровня культуры управления и цивилизованности экономической системы.
Планирование использования персонала осуществляется с помощью разработки плана замещения штатных должностей. Наряду с учетом квалификационных признаков при определении места работы необходимо учитывать психические и физические нагрузки на человека и возможности претендента в этой области. При планировании использования персонала следует предъявлять к нему такие требования, которые позволят избежать в дальнейшем профессиональных заболеваний, наступления ранней инвалидности, производственного травматизма. Необходимо обеспечить условия труда, которые являются достойными человека. Особое внимание при планировании использования кадров следует уделять вопросам занятости молодежи, женщин, пожилых работников, лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями. Эти категории работников особенно важно использовать в соответствии с их квалификацией и возможностями. С этой целью необходимо резервировать в организации соответствующие рабочие места.[7]
В организациях существует потребность в обучении, включающем переподготовку и повышение квалификации работников. Планирование обучения персонала охватывает мероприятия по обучению внутри и вне организаций и самоподготовке. Планирование обучения персонала позволяет использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме того, такое планирование создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции работника. Оно ускоряет процесс адаптации работника к изменяющимся условиям производства на том же самом рабочем месте.
В практике сложились две формы обучения персонала организации: на рабочем месте и вне его. Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются: метод усложняющихся заданий, смена рабочего места (ротация), направленное приобретение опыта, производственный инструктаж, использование работников в качестве ассистентов, метод
делегирования
(передачи) части функции и
Планирование деловой карьеры, служебно- профессионального
продвижения состоит в том, что, начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы, необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный периоды, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.[13]
Планирование безопасности персонала и заботы о нем осуществляется с целью сохранения хорошего психофизического состояния, а также профессиональных качеств персонала организации. Для этого необходимы соответствующие усилия организации в области планирования. Имидж организации и микроклимат в коллективе во многом зависят от успеха этой сферы кадрового планирования. Кроме того, к этому комплексу проблем и задач относятся все мероприятия в области социальной инфраструктуры, необходимые для длительного обеспечения использования кадров в достойных человека условиях. Создание и расширение гуманных условий для производства и труда требует, к примеру, соответствующей подготовки работника к выполнению производственного задания, обустройства рабочего места, техники безопасности, производственной медицины, соблюдения требований физиологии и психологии труда, диетологии, услуг социально-гигиенических учреждений, учебных заведений