Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 08:12, курсовая работа
Сегодня в обществе активно обсуждается будущее пенсионной системы России. Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 7
1.1. Характеристика пенсионной системы РФ 7
1.2. Правовые основы пенсионной системы РФ 18
1.3. Модели пенсионной системы РФ 26
2. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОВЕДЕННЫХ В РАМКАХ РЕФОРМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РФ……………………..38
2.1. Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы 38
2.2. Анализ основных мероприятий в рамках пенсионной реформы РФ 48
2.3. Недостатки пенсионной реформы 56
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
3-дополнительное пенсионное страхование (обеспечение) - этот уровень
предусмотрен сверх
Предложенная в Программе модель формирования государственного пенсионного обеспечения с поэтапным введением в нее накопительных элементов, по замыслу авторов, способна обеспечить сбалансированность доходов и обязательств Пенсионного фонда в течение переходного периода (до 2020 г.) без увеличения базовой ставки страховых взносов в этот фонд.
Чтобы обеспечить стабилизацию
финансового положения
1-досрочный выход на
пенсию заменить
2-размер пенсионных выплат поставить в зависимость от величины поступлений в ПФ;
3-стимулировать более поздний выход на пенсию, используя условно-накопительные и именные накопительные пенсионные счета;
4-четко разграничить
5-законодательно закрепить перечень нестраховых периодов, включаемых в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, и определить принципы и размеры финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет федерального бюджета;
6-повысить собираемость страховых взносов благодаря условно-накопительным и именным накопительным пенсионным счетам;
7-с 2005 г. начать частично
финансировать вновь
Предполагается, что в долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсионному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в равной пропорции, а тарифная политика станет ориентироваться на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, которые трудятся в нормальных технологических и природно-климатических условиях.
Для лиц, выходящих на пенсию по старости до 2005 г., доля тарифа для зачисления на именной накопительный счет (даже если они будут продолжать трудиться) станет направляться исключительно в ПФ, поскольку их пенсии будут финансироваться целиком за счет текущих поступлений в этот фонд без использования именных накопительных счетов.
Для сокращения скрытого субсидирования через пенсионную систему отраслей с повышенным удельным весом рабочих мест с вредными условиями труда, а также регионов с особыми природно-климатическими условиями признано целесообразным ввести для них дополнительный тариф страховых пенсионных взносов.
В Программе предлагается с 2000 г. установить, во-первых, суммарный тариф отчислений страховых взносов в ПФ, взимаемый с работодателя и работника, в размере 27%, из которых на именной пенсионный счет должен идти 1% зарплаты (дохода) работника; во-вторых, предельную величину годового дохода работника, на которую начисляются страховые взносы; в-третьих, дополнительный тариф страховых взносов в профессиональные пенсионные системы, начисляемых на фонд оплаты труда работников, имеющих право досрочного выхода на пенсию.
В Программе планируется накопительный элемент тарифа по государственному пенсионному страхованию повышать постепенно (при соответствующем сокращении распределительного элемента). В 2000 г. ставка взноса в накопительной системе (на именные пенсионные счета) составит 1%, в 2003 г. - 3, в 2006 г. - 5, в 2009 г. - 7, в 2010 г. - 8%. В долгосрочной перспективе предстоит довести соотношение между распределительной и накопительной частями трудовых пенсий до 50:50 при условии увеличения зарплаты в соответствии с повышением ставки взносов, уплачиваемых работником. Условно можно выделить несколько этапов пенсионной реформы РФ. В рамках первого этапа, стартовавшего в 1992 году можно обозначить внедрение негосударственных пенсионных фондов. В этом году вышел указ президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах», который заложил основы системы, построенной на накопительных принципах. В рамках данного этапа, создавать негосударственные пенсионные фонды получили возможность коллективы, организации и предприятия, для того, чтобы формировать дополнительную пенсию участникам фондов. За пенсионным фондом РФ осталась закреплена распределительная пенсионная система. Негосударственные пенсионные фонды теперь могли аккумулировать пенсионные взносы организаций и граждан, инвестировать эти средства, и вести учет обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий.
Следующий этап
начался в 2002 году, где осуществился
переход к формированию пенсий накопительным
принципом. С 1 января 2002 г. в России
начало действовать новое
Первые
пять законов устанавливают нормы
обязательного пенсионного
Согласно
действующему законодательству, трудовая
пенсия делится на базовую, страховую
и накопительную. В соответствии
с проводимой реформой каждый работающий
гражданин получил право
В 2005 году
на ПФР возложены функции по начислению
и выплате ежемесячных денежных
выплат и реализации прав граждан
на получение государственной
С 1 октября 2008 года запущена программа по государственному софинансированию накопительной части трудовой пенсии. Участнику программы, осуществивший взнос на свой пенсионный счет в размере не менее 2 тыс. руб., государство стало за счет Фонда национального благосостояния перечислять на этот же счет такую же сумму, но не больше 12 тыс. руб. Для лиц пенсионного возраста, не заявивших о получении пенсии размер софинансирования со стороны государства составляет 4-кратный размер, но не более 48 тыс. руб.
Первого октября 2008 г. на заседании Правительства РФ было принято решение провести в 2010–2011 гг. масштабную реформу единого социального налога (ЕСН). В 2009 г. основные решения по пенсионной реформе получили свое законодательное оформление в виде следующих нормативно- правовых актов:
Основные положения пенсионной реформы состоят в следующем.
1. Источником
финансирования страховой и
2. Несмотря
на рост налоговой нагрузки, тарифа
на обязательное пенсионное
3. Отдельно необходимо отметить программу валоризации прав старших поколений. Денежная оценка прав по состоянию на 1 января 2002 г. увеличивается на 10% + 1% за каждый полный год общего трудового стажа до 1 января 1991 г. Данное мероприятие предполагается реализовать за счет средств федерального бюджета (в 2010 г. – 502 млрд руб.)37.
Таким образом, объективные причины вызвали необходимость пенсионной реформы, которая осуществлялась в несколько этапов и основным итогом которой явилось следующее: были заложены основы социально-страховых механизмов развития пенсионной системы, включая усиление дифференциации размера трудовой пенсии в прямой зависимости от страховых взносов и усиление участия застрахованного лица в формировании своих пенсионных прав через накопительную часть в пенсии. В тоже время были существенно сокращены отчисления на пенсионное обеспечение.
В целом мероприятия, проводимые в рамках основных этапов пенсионной реформы оцениваются неоднозначно, а в некоторых случаях даже весьма провальное.
2.3. Недостатки пенсионной реформы
За годы правления Путина и Медведева пенсионная реформа полностью провалилась. На днях премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на заседании правительства, фактически признал провал пенсионной реформы и недееспособность нынешней пенсионной системы, при которой страховые взносы, которые платят работодатели за своих работников, делятся на распределительную и страховую части. Предполагалось, что к 2023 году пенсионеры смогут получать накопительную пенсию, которая будет больше, чем распределительная. Медведев заявил, что эти расчеты не оправдались. При нынешней пенсионной системе работодатель платит страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 22% от зарплаты работника. Из них 16% - это распределительная часть пенсии. Из нее платятся пенсии нынешним пенсионерам. Сейчас этих денег на выплаты пенсий не хватает, дефицит составляет около триллиона рублей, правительство восполняет его из "нефтяной кубышки" - Стабилизационного фонда. Оставшиеся 6% - накопительная часть пенсии. Предполагалось, что они будут накапливаться в течение жизни работника в пенсионных фондах, государственных или частных, и от их размера будет зависеть пенсия - но только для тех, кто выйдет на пенсию после 2023 года. Кто больше зарабатывал, у того и пенсия будет больше.
В 2010 году
дефицит Пенсионного фонда
Финансирование дефицита Пенсионного фонда сегодня — одна из крупнейших статей федерального бюджета.
Ради преодоления дефицита Пенсионного фонда весной 2010 года высшие российские чиновники открыто заговорили о перспективе повышения в России пенсионного возраста.
При этом об адекватном повышении продолжительности жизни они предпочитают не говорить. Дело не только в дефиците средств в Пенсионном фонде на выплату пенсий. При действующей сегодня в России распределительной пенсионной системе (когда работающие люди за счет отчислений в Пенсионный фонд содержат пенсионеров) в принципе невозможно обеспечить достойный уровень пенсий.
Информация о работе Пути и методы реформирования пенсионной системы в РФ