Пути и методы реформирования пенсионной системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в обществе активно обсуждается будущее пенсионной системы России. Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 7
1.1. Характеристика пенсионной системы РФ 7
1.2. Правовые основы пенсионной системы РФ 18
1.3. Модели пенсионной системы РФ 26
2. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОВЕДЕННЫХ В РАМКАХ РЕФОРМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РФ……………………..38
2.1. Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы 38
2.2. Анализ основных мероприятий в рамках пенсионной реформы РФ 48
2.3. Недостатки пенсионной реформы 56
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 112.21 Кб (Скачать)

Взносы в накопительную систему  стали поступать с 01.01.2001 года от 4,4 млн. будущих пенсионеров. Взносы собираются централизованно, налоговыми органами, и общие активы распределяются между частными фондами с разными  инвестиционными политиками (опыт первых лет реформы показал, что 65% граждан  предпочитает активную форму выбора). Выплаты из накопительной системы начнут производиться в 2003 году, когда выйдет на пенсию поколение вкладчиков 1938 года рождения. Финансирование их пенсии будет обеспечено на 20% из новой системы и на 80% из старой. Это соотношение изменяется ежегодно с шагом в 5% [27]24.

Накопительная система не имеет  никаких дополнительных гарантий (таких, например, как уровень доходности). Управление системой осуществляется по принципу "клиринговой палаты", что позволяет минимизировать административные издержки. Участники могут инвестировать  средства практически во все фонды, действующие на рынке, но на свою ответственность.

При операциях с накопительной  системой используются активы специализированного  резервного фонда, который распределяет активы между пятью фондами, объемом  примерно 15 млрд.долл. каждый. Четыре фонда  управляют активами стандартным  образом на основе одних и тех  же взвешенных правил, но как конкурирующие  структуры. Пятый фонд, который намного  меньше, инвестирует главным образом  в рисковый (венчурный) капитал. Инвестиционные правила фондов достаточно свободные, но в рамках вложений на рынке капиталов (исключаются вложения в недвижимость, товарные активы или прямые займы). Максимум 5% активов могут быть размещены  в не котирующихся на бирже акциях, только косвенно через венчурные  компании или паевые фонды. Для ограничения  рисков минимум 30% активов должно быть вложено в ценные бумаги с низким уровнем кредитного риска и риска  низкой ликвидности. До 40% активов может  быть вложено в валюту. Существует также ограничение на вложение не более 10% средств в одного эмитента (30% для венчурной компании)[28]25.

В пенсионной системе Швеции активно  используются информационные технологии, а именно сеть Интернет для отслеживания стоимости активов по счетам. Существует дифференцированный информационный подход и к обучению инвесторов.

Венгрия, Польша, Латвия пошли путем создания многоуровневой системы пенсионного  обеспечения. Согласно этой схеме источники  пенсионных выплат должны быть вовлечены  в систему пенсионного обеспечения  соответственно через распределительную  и накопительную ее части. Имеющиеся  различия  в концепциях пенсионных реформ между странами обусловлены  разной ролью и скоростью введения элементов накопительной системы. Суть более конкретных мер сводится к следующему. Во-первых, во всех  странах устанавливается более  высокий возрастной порог выхода на пенсию с тенденцией к выравниванию его для женщин и мужчин. Соответственно меняется подход к учету трудового  стажа. Во- вторых, принципиальные изменения  происходят в правилах начисления пенсии. Формирование ее будет происходить  на обязательной и дополнительной основах. При этом размер пенсии будет зависеть не только от трудового, но и от страхового стажа, т.е. от того. В течение какого времени будущий пенсионер платил страховые пенсионные взносы[28]26.

К январю 2004 г. восемь стран реформировали  свои пенсионные системы, включив в  них частные пенсионные фонды. Первыми, в 1997 г., к приватизации пенсионных систем приступили в Венгрии и Казахстане. Новый режим обязательного пенсионного  обеспечения базируется на индивидуальных сбережениях и накопительных  принципах.

Среди причин, приведших к преобразованию пенсионных систем, выделяются следующие:

  • демографические причины;
  • трудовые причины;
  • характеристики сложившихся пенсионных систем;
  • рост скрытого пенсионного долга.

Наиболее  эффективной в сложившихся условиях, является многоуровневая пенсионная система.

Пенсионная  реформа Венгрии, одна из самых радикальных, предусматривала модернизацию существующей распределительной пенсионной системы  и создание новой, параллельно действующей  многоуровневой схемы. Первый уровень  новой системы- модернизированная  распределительная система с  сохранением государственных гарантий. Однако размер пенсий уменьшается пропорционально  намеченному сокращению ставок отчислений, так что работник со средней заработной платой и полным трудовым стажем может  рассчитывать на коэффициент замещения, равный 40 % средней заработной платы.

Второй  уровень- обязательный накопительный. При введение в действие новой  системы работники уплачивали страховые  взносы в размере до 8 %.

Определенно постепенное повышение пенсионного  возраста до 62 лет как для мужчин, так и для женщин с той разницей, что для мужчин новая возрастная граница вступила в силу в 2001 году, а для женщин вступила в силу в 2009 году, при этом минимальный трудовой стаж, необходимый для получения  пенсии увеличился с 15 до 20 лет, а для  досрочного выхода на пенсию- до 10 лет.

Страховые взносы во второй уровень поступают  в НПФ, создаваемые как самостоятельные  финансовые структуры работодателями или их отраслевыми компаниями, отраслевыми  палатами, национальной администрацией пенсионного страхования, а также  центральными и областными органами самоуправления. В соответствии с  новым законом 75 % пенсионных отчислений работающие граждане должны направлять в Центральный пенсионный фонд, а 25 %- в обязательные и добровольные накопительные пенсионные фонды.

Аналогична, но менее радикальна пенсионная реформа  в Чешской Республике, где основное внимание уделено вопросам модернизации действующей распределительной системы и регулированию деятельности добровольных негосударственных пенсионных систем, отменены все льготы, а также минимальные и максимальные пенсии. В течении десяти лет с 2005 г. гражданам предоставлялся право выбора старых или новых правил начисления пенсий. При этом для  лиц, имевших заработную плату ниже среднего, уровень пенсии не будет ниже, чем до принятия закона, а для лиц, имеющих 40- летний трудовой стаж, размер пенсий будет больше по сравнению с прежним. Участие в добровольном пенсионном страховании дает возможность снижать необходимый стаж обязательного страхования с 25 до 15 лет при наличии 10-летнего стажа добровольного страхования.

Так же предусматривалось  повышение пенсионного возраста для мужчин до 62 лет при наличии 25-летнего трудового стажа. При  стаже в 15 лет право на частичную  пенсию мужчины получают по достижении ими 67 лет. Для бездетных женщин возрастная граница поднимается до 61 года вместо 57 лет. Женщины, имеющие детей, право  выхода на пенсию получают в возрасте 57-60 лет. Ряд стран Центральной  и Восточной Европы при построении новой пенсионной системы используют шведскую  модель реформирования, т.е.  частичный переход к накопительной  системе. В этом отношении примером могут служить Польша и Литва.

После долгих дискуссий в Польше было решено внедрить новую пенсионную систему, основанную на диверсификации рисков в рамках многоуровневой системы пенсионного  страхования. Она включала государственный  условно- накопительный уровень, негосударственный  накопительный и добровольный накопительный  уровни. Новая система охватывала только пенсии по старости, остальные  выплаты по-прежнему производились  из системы перераспределения текущих  поступлений. Около 2/3 пенсии обеспечивала солидарная система, остальное- накопительная. Полностью введение новой пенсионной системы в Польше рассчитано на длительный срок- 15-20 лет.

Новая многоуровневая система включает первый уровень- выплаты  из текущих поступлений, второй уровень  с обязательными установленными взносами, находящийся в частном  управлении, и третий уровень, представленный добровольными пенсионными планами  работников.

В рамках первого распределительного уровня предполагается переход к системе  условно- накопительных счетов. 12,22 % валовой заработной платы работника, отчисляемые в равных долях как  работодателем, так и работником. В последствии эти взносы индексируются  на уровне 75 % от ежеквартального роста  фонда оплаты труда. Система при  этом остается распорядительной, так  как реального накопления взносов  на счетах, их инвестирования не происходит, они сразу же используются на выплату  текущих пенсий. Эта схема призвана удовлетворить потребности всех граждан и носит характер обязательного  страхования. В рамках первого уровня остаются и пенсии по  инвалидности и потере кормильца[29]27.

Пенсии, выплачиваемые на первом уровне, индексируются  на основе минимальных потребительских  цен, значение которых увеличивается  на 20 % от темпов роста реальной заработной платы.

В отношении  пенсионных фондов действует гарантия доходности, основанная на средней  доходности всех пенсионных фондов. В  конце каждого квартала орган  надзора рассчитывает средневзвешенную по размеру фонда доходность, полученную за прошедшие три месяца всеми  пенсионными фондами, действующими в тот период. Компания, управляющая  пенсионным фондом, у которого доходность в указанный период  окажется ниже средневзвешенной более чем  на 50 %, обязана внести соответствующие  суммы на покрытие убытков пенсионного  фонда.

Эта дополнительная плата будет осуществляться сначала  из специально создаваемого резерва. Если средств из этого резерва окажется недостаточно, управляющая фондом компания обязана осуществить доплату  из собственных активов. Если же и  этого будет недостаточно, компания объявляется банкротом, а дефицит покрывается за счет специального гарантийного фонда. Активы переходят в другую управляющую компанию, и участники могут выбрать другой фонд.

Важный  элемент новой системы пенсионного  обеспечения – минимальная пенсия, составляющая 26-28 % текущей средней  заработной платы. Кроме того существует нулевой уровень пенсионной системы, гарантирующий пенсионеру минимальный  доход.

Добровольный  третий уровень- дополнение к всеобщей обязательной части системы пенсионного  обеспечения. Он включает в себя ряд  долгосрочных сберегательных планов и  профессиональных систем.

В Латвии также действует трехуровневая  пенсионная система, которая обеспечивает возможность формирования пенсионных накоплений как из взносов социального  налога, так и из дополнительных добровольных взносов в НПФ.

Первый  уровень пенсионной системы- это  государственная обязательная условно- накопительная пенсионная схема, которая  предусматривает принцип солидарности поколений.

Второй  уровень пенсионной системы- это  государственная накопительная  пенсионная схема, которая предоставляет  возможность создать дополнительные накопления к гарантированной государством пенсии первого уровня.

Третий  уровень пенсионной системы- это  частная добровольная пенсионная схема[30]28.

Таким образом, мы рассмотрели зарубежный опыт реформирования пенсионных систем. В ходе исследования, была выявлена общая тенденция перехода к трехуровневой модели пенсионной системы, куда входит накопительная  схема, добровольные отчисления граждан  и обязательная часть, предусмотренная  государством. Кроме того, общим  является и то, что в рамках реформ наблюдается тенденция к увеличению пенсионного возраста, как для мужчин, так и для женщин.

 

 

2.2. Анализ основных мероприятий в рамках пенсионной реформы РФ

Можно выделить несколько основных причин критической ситуации, возникшей  в сфере пенсионного обеспечения  в нашей стране, заставивших говорить о необходимости реформ:

  • интенсивное старение российского населения;
  • демографический кризис[31]29;
  • тенденция сокращения численности занятого населения[32]30, и как следствие, сокращение платежей в Пенсионный фонд;
  • относительно низкий, по сравнению с западными странами, возраст выхода на пенсию и широкое распространение системы долгосрочного выхода на пенсию;
  • неэффективное управление активами пенсионного фонда;
  • практически полное отсутствие страхового характера в пенсионной системе[33]31.
  • увеличение разрыва между уровнями минимальной пенсии и ПМ пенсионера;
  • несоответствие размера пенсии трудовому вкладу и выравнивание размеров пенсии вследствие сужения дифференциации[34]32.

В августе 1995 г. Правительством была одобрена Концепция реформы пенсионного  обеспечения в России с идеей  формирования 3- уровневой пенсионной схемы:

  • Государственная базовая пенсия;
  • Трудовая (страховая) пенсия;
  •   Негосударственная пенсия.

Из намеченных в концепции  мер практическое воплощение в то время получила лишь одна- система  индивидуального учета пенсионных взносов с принципиально новой  системой определения размера трудовой пенсии. Данная Концепция предусматривала, что люди, которые не смогут обеспечить себе пенсию второго уровня, должны получать минимальную гарантированную государственную пенсию первого уровня (социальную), которая позволит удовлетворять лишь минимальные жизненные потребности. Для тех же, кто претендует на получение социальной пенсии, имея накопления на индивидуальных счетах, был бы установлен специальный режим закрытия пенсионных счетов. Достаточность накоплений на именных счетах в рамках второго уровня системы определялась бы как возможность приобрести за счет личных пенсионных накоплений аннуитет (пожизненную пенсию) в размере не ниже установленной законом минимальной трудовой пенсии.

Наряду с обязательным накопительным уровнем практиковались бы индивидуальные пенсионные схемы, реализуемые через негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, финансируемые за счет средств  самих застрахованных либо совместно работодателями и наемными работниками в рамках коллективных договоров и индивидуальных контрактов. Однако, чтобы третий уровень пенсий стал реальностью, потребовалось бы предоставить налоговые льготы и преференции участникам добровольных пенсионных планов. Долгие дебаты и согласования на правительственном уровне вылились в появление еще одной модификации двух изложенных Концепций, менее радикальной, с более осторожным и длительным внедрением накопительного пенсионного страхования, - "Программы пенсионной реформы в Российской Федерации", которую правительство одобрило 20 мая 1998 г. В ней приведена своя градация уровней смешанной системы, которая, возможно, станет реальностью в нашей стране в долгосрочной перспективе:

1-государственное пенсионное  обеспечение для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию. Оно должно финансироваться из федерального бюджета;

2-государственное пенсионное  страхование (ведущий элемент  системы), в рамках которого пенсии будут выплачиваться всем (за исключением категорий, попавших в первый уровень) в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и величины дохода, полученного от инвестирования части обязательных страховых взносов, направленных на накопление. Финансироваться этот уровень должен за счет, во-первых, текущих поступлений в ПФ, во-вторых, средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, в-третьих, инвестиционного дохода от размещения накапливаемых средств;

Информация о работе Пути и методы реформирования пенсионной системы в РФ