Пути и методы реформирования пенсионной системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в обществе активно обсуждается будущее пенсионной системы России. Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 7
1.1. Характеристика пенсионной системы РФ 7
1.2. Правовые основы пенсионной системы РФ 18
1.3. Модели пенсионной системы РФ 26
2. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОВЕДЕННЫХ В РАМКАХ РЕФОРМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РФ……………………..38
2.1. Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы 38
2.2. Анализ основных мероприятий в рамках пенсионной реформы РФ 48
2.3. Недостатки пенсионной реформы 56
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 112.21 Кб (Скачать)

Однако  не исключено, что это не просто “дополнение” и в ходе длительной реформы будет  реализовываться постепенный переход  от преобладающей страховой солидарной системы к преимущественно накопительной  через частные пенсионные фонды. При этом государство намерено стимулировать  частные накопления путем налоговых  льгот и трансфертов в частные  фонды. Но, чтобы не допустить бедности в старости, могут быть введены  базисные (минимальные) пенсии, финансируемые  из налоговых поступлений. Кроме  того, индексация пенсий не будет производиться  в зависимости от динамики заработной платы (хотя, возможно, сохранится индексация по инфляции).

Пенсионный  возраст был поднят до 65 лет соответствующими законодательными актами еще в 1996-97 годах. Несмотря на явную непопулярность этой меры, она встретила понимание  у населения, тем более что  политики всерьез обсуждали вопрос о выплате пенсий по возрасту только с 67 и даже с 70 лет. В последнем  проекте реформы предусмотрен более  жесткий контроль за досрочным выходом  на пенсию. Дело в том, что в последние  десять лет происходило “размывание” пенсионного возраста. В результате того, что многие выходили на пенсию досрочно, пользуясь разного рода “дырами” в законодательстве, средний  возраст выхода на пенсию оказался фактически даже несколько ниже 60 лет. Теперь, при сохранении прежних льготных правил выхода на пенсию, досрочное оформление нетрудоспособности сопровождается урезанием размера ежемесячных выплат. Тем самым помимо ужесточения контроля введен экономический стимул, делающий досрочное прекращение трудовой жизни менее выгодным. Тем, для кого работа в прежнем объеме кажется достаточно тяжелой, предоставляется возможность частичной занятости с оформлением неполной пенсии.

Увеличение  численности плательщиков позволило  снизить размер страхового взноса с 20,3% в 1998-м до 19,1% в 2001 г. и заложить основу для дальнейшего поддержания  этого уровня в рамках, обозначенных в правительственной программе.

В Японии последняя пенсионная реформа была проведена в 1985 году. Она коснулась  только лиц, родившихся после 2 апреля 1926 года. Ее главным итогом стало  введение базовых пенсий. Сейчас пенсионная система Японии имеет два основных уровня. Первый уровень составляют базовые пенсии, второй образуют государственные  и профессиональные.

Применяется механизм гибкого пенсионного возраста, в соответствии с которым граждане 60-64 лет при уходе на пенсию получают ее в сокращенном размере. При  продолжении работы после достижения 65 лет размер пенсии увеличивается  ежегодно. Минимальная продолжительность  страхового стажа, дающего право  на базовую пенсию по старости, равна 25 годам, а максимальная - 40.

Размер  базовой пенсии по старости устанавливается  ежегодно в твердой сумме, достаточной  для удовлетворения основных жизненных  потребностей. Увеличение ее производится ежегодно с 1 апреля в соответствии с индексом роста потребительских  цен за прошедший год.

Источником  финансирования базовых пенсий являются пенсионные взносы застрахованных граждан, работодателей и дотации государства. Государство покрывает около  трети затрат на базовые пенсии.

Все наемные  работники подлежат обязательному  пенсионному страхованию для  приобретения права на государственную  дополнительную пенсию. Размеры взносов  и пенсий исчисляются пропорционально  среднемесячному заработку, ограниченному  определенным максимумом. При определении  его размера во внимание принимаются  заработная плата, жалованье, пособия  в денежной или натуральной форме  и другие виды вознаграждения за труд, за исключением единовременных премий, имеющих характер поощрения.

Право на дополнительную пенсию по старости имеют  мужчины, достигшие 65 лет, при наличии  страхового стажа такой же продолжительности, как и для базовой пенсии по старости.

Источником  финансирования дополнительных пенсий служат взносы работодателей и лиц, подлежащих обязательному пенсионному  страхованию. Ставка взноса делится  в равных долях между работодателем  и застрахованным. Для моряков, шахтеров и представителей некоторых других отраслей устанавливаются специальные  ставки пенсионных взносов [22].19

Швеция  начала пенсионную реформу в 1995 году. Согласно концепции, источники пенсионных выплат должны быть диверсифицированы. Как сами граждане, так и рынки  капиталов должны быть вовлечены  в систему пенсионного обеспечения  через распределительную и накопительную  ее части. Исходя из этого, новая система  является многоуровневой:

  • обязательная распределительная система, основанная на принципе установленного взноса;
  • обязательная накопительная система;
  • дополнительные профессиональные и индивидуальные пенсионные сбережения.

Переход к новой системе осуществляется поэтапно. Лица с 1938 по 1953 год рождения участвуют и в старой и в  новой системе, причем с увеличением доли новой. Возрастные группы 1954 года рождения участвуют только в новой системе.

Реформа предполагает гарантированный минимум  пенсии за счет общих налоговых поступлений  в зависимости от другого пенсионного  дохода. Взносы, на финансирование пенсии, связанной с размером заработка, платятся как работодателями, так и работниками. 16% направляются в распределительную систему (таблица 3). Взносы фиксируются на условных пенсионных счетах и индексируются в соответствии со средним ростом заработной платы. Пенсии начисляются по актуарной формуле без учета различий в уровне смертности среди мужчин и женщин. Пенсионный возраст для мужчин и для женщин равен 65 годам, хотя некоторые могут получать накопительную часть пенсии с 61 года.

Накопительная система начала работать в 1999 г., первые взносы по новым правилам были сделаны 1 января 2001 г. Ставка взноса в накопительную  систему установлена на уровне 2.5%. взносы собираются централизовано. Налоговыми органами, и направляются в правительственное  управление. Общие активы накопительной  системы распределяются между несколькими  фондами с разным инвестиционными  политиками. Каждый участник системы  может помещать свой взнос в различные  фонды, их число не ограничивается.

Таблица 3. Ставки взносов для пенсионных сбережений в Швеции, установленные с 1999 года

Совокупная ставка взноса

18.5%

в распределительную систему

16.0%

в накопительную систему

2.5%


 

 

Переход на новую систему осуществляется постепенно. Полностью под ее действие попадают работники 1954 г. рождения и  моложе. Те, кто родились в 1938 г. будут  получать 20% пенсии из новой системы  и 80% - из старой. Пропорция изменяется ежегодно с шагом 5%.

Шведская  система не имеет никаких дополнительных гарантий в отношении доходности инвестиций. Нет и каких-либо особых форм регулирования, кроме тех, которые  уже существуют на финансовом рынке. Такой подход обусловлен целью предоставить участникам большой выбор фондов. Те же, кто хочет гарантировать  свои доходы, например, инвестируя в  индексный фонд, могут выбрать  соответствующий их взглядам фонд или  группу индексных фондов.

Поскольку система второго уровня является обязательной, то возникает вопрос, как поступать со взносами тех  лиц, которые не хотят выбирать конкретный фонд. Для этой группы был организован  отдельный фонд со смешанным портфелем  облигаций и акций как национальных, так и зарубежных компаний[23].20

В декабре 2001 г. произведены первые выплаты  из новой накопительной системы. К сожалению, это весьма незначительные суммы порядка 350 шведских крон на пенсионера (35 долларов США). Основная причина этого  – неблагоприятное развитие ситуации на мировых биржах. Исходя из этого, специалисты делают вывод, что новая  накопительная система была «запущена» в достаточно неудобное с точки  зрения развития экономики время.

Из всех пенсионных фондов наиболее удачными были так называемые «российские  фонды», в частности HQ. SE Rysslandsfond, накопления в котором возросли по стоимости  на 25%, что не удалось никому. По мнению руководства фонда: «Российский  рынок идет вверх благодаря улучшению  экономической ситуации в стране. Рост в этом году составит порядка 6%, и это единственная страна, из которой  поступают хорошие новости. Как  следствие этого – повышение  курса акций»[24].21

Руководитель  Европейского Центрального банка В. Дюйсенберг отметил, что «Швеция  находится впереди ряда стран  со своей новой государственной  пенсионной системой, однако на этом фоне должно быть расширено пространство для частных решений по пенсии, которые должны привести к увеличению накоплений. Это должно происходить в более высоком темпе на фоне стареющего населения в Европе»[25].22 По этому же пути пошли и многие страны Восточной Европы.

И, наконец, нельзя обойти вниманием чилийскую  систему пенсионного страхования, которая послужила примером для  многих развивающихся государств. Новшества, введенные в пенсионную систему  в 1980 г., составили в совокупности одну из самых радикальных реформ в социальной сфере. По сути, это  была полная замена старой системы  перераспределения новой, основанной на накопительных принципах. Новая  схема, основанная на капитализации  личных взносов, позволяла застрахованным выбирать между Компанией управления пенсионными фондами (КУПФ) и той  модель пенсионного обеспечения, которая  предоставляла наиболее высокие  пенсии при наименьших затратах и  при более качественном обслуживании.

По прошествии времени можно подвести определенные итоги ее функционирования. Размеры  пенсий, которые получают застрахованные в новой системе, как правило, больше, чем в старой. Говоря о  макроэкономическом аспекте, нельзя не заметить очевидный рост рынка капитала, и, как следствие этого, появление  значительных свободных средств  для новых капиталовложений. Возникновение  в экономике новых долгосрочных инвесторов открыло для предприятий  новые источники финансирования инвестиционных программ, в большинстве  случаев на более выгодных (в смысле сроков и процентов) условиях по сравнению  с услугами прочих финансовых учреждений. Таким образом, не вызывает сомнения, что пенсионная реформа имела  положительное влияние на объем  инвестиций в стране и, следовательно, на развитие экономики.

Многие  другие страны, от Мексики до Казахстана, представили обязательные программы  пенсионного страхования, основанного  на накопительных принципах, как  это впервые было сделано в  Чили в 1981 г. Бедные страны заинтересованы в развитии внутренних источников долгосрочных сбережений, а не в том, чтобы подвергать себя превратностям капитала или неустойчивым потокам международных инвестиций. Если такие улучшения рынка капитала ускорят экономический рост, то пенсии станут более доступны.

На основе проведенного анализа можно сделать  вывод, что в мире существуют три  модели реформирования пенсионных систем с использованием базовых институтов:

- системы,  где реформы идут по пути  совершенствования характера распределения  в рамках систем обязательного  пенсионного страхования, а накопительная  составляющая носит дополнительный  и добровольный характер;

- смешанные  системы, совмещающие преимущества  принципа перераспределения с  преимуществами схемы обязательных  долгосрочных накопительных счетов (Швеция и страны Восточной  Европы);

- система  претерпевшие радикальную реформу,  где накопительные принципы финансирования  пенсий полностью сменяют распределительные,  и применяющаяся в основном  в латиноамериканских странах,  и, в первую очередь в Чили.

Таким образом, можно сделать вывод, что пенсионные системы постоянно развиваются  адекватно политическим и социально-экономическим  условиям страны. И поэтому в нашей  стране было необходимо выстроить новую  модель отношений субъектов пенсионной системы, основанную как на перераспределении  доходов для предотвращения нищеты среди престарелых, так и на механизмах и технологиях реального страхования, что позволит повысить уровень пенсионного  обеспечения граждан, а также  финансовую устойчивость пенсионной системы.

 

 

2. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОВЕДЕННЫХ  В РАМКАХ РЕФОРМЫ ПЕНСИОННОЙ  СИСТЕМЫ В РФ

2.1.  Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы

С переходом к новым формам хозяйствования в середине 1990-х гг. большинство  стран Европы приступило к реформированию пенсионных систем. Общее направление  этих преобразований- совершенствование  сложившейся распределительной  пенсионной системы и постепенное  внедрение накопительных элементов. На путь реформирования пенсионной системы  Швеция вступила в 1995 году. Новая система, как и в Великобритании и США  отличается многоуровневым построением. Она включает в себя обязательную распределительную систему, основанную на принципе установленного взноса, обязательную накопительную систему, а так  же систему, основанную на добровольных профессиональных и индивидуальных пенсионных сбережениях. Суммарная  ставка пенсионных отчислений - 18,5%, из них 16% - в обязательную распределительную  систему, а 2,5% - в обязательную накопительную  систему[26] 23.

Взносы в распределительную  систему делаются как работодателями, так и работниками и фиксируются  на условных пенсионных счетах, где  индексируются в соответствии с  ростом средней заработной платы. Пенсии начисляются по актуарной формуле  без учета различий в уровне смертности мужчин и женщин. Достижение пенсионного  возраста тоже не подлежит разделению по половому признаку и составляет 65 лет. Существует возможность получения  частичной пенсии с 60 лет. В реформированной  системе участвуют все работники, начиная с 1938 года рождения.

Информация о работе Пути и методы реформирования пенсионной системы в РФ