Пути и методы реформирования пенсионной системы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в обществе активно обсуждается будущее пенсионной системы России. Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ 7
1.1. Характеристика пенсионной системы РФ 7
1.2. Правовые основы пенсионной системы РФ 18
1.3. Модели пенсионной системы РФ 26
2. АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОВЕДЕННЫХ В РАМКАХ РЕФОРМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РФ……………………..38
2.1. Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы 38
2.2. Анализ основных мероприятий в рамках пенсионной реформы РФ 48
2.3. Недостатки пенсионной реформы 56
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 112.21 Кб (Скачать)

К основным задачам долгосрочной бюджетной  политики, которая уже начала реализовываться  с 2010 г., отнесено формирование налогового механизма, обеспечивающего выплату пенсий, завершение формирования надежной и сбалансированной Пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения. Наряду с системой обязательных платежей в новой Пенсионной системе возрастающую роль государство отводит добровольному пенсионному страхованию, в т.ч. за счет использования механизмов государственного стимулирования.

Повышение пенсий в рамках новой  Пенсионной системы, как заявил президент, приведет к увеличению финансовой нагрузки на бизнес. При этом особое внимание государство уделяет мерам в отношении субъектов малого предпринимательства, а также сельскохозяйственных производителей, в частности, устанавливает для них пониженные ставки страховых взносов на переходный период до 2019 г. При всем при этом, лица, занятые в этих секторах экономики, не будут сталкиваться со снижением уровня пенсионного обеспечения.

Акты органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления об установлении соответствующих пенсий и доплат к ним за счет средств собственных бюджетов.

Например, доплата к пенсии государственных  служащих Санкт-Петербурга предусмотрена  Законом Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 г. № 399-39 «О государственной гражданской  службе Санкт-Петербурга» [17]. Значительная поддержка пенсионеров - москвичей предусмотрена законодательством г. Москвы.

Таким образом, мы видим, что законодательство в рамках пенсионной системы и  пенсионной реформы весьма обширно  и охватывает все категории граждан, стараясь решить все возникающие  вопросы.

 

 

1.3. Модели пенсионных систем, их  классификация.

В начале 90-х годов под эгидой Всемирного банка было предпринято первое глобальное комплексное исследование проблем  старения населения и пенсионного  обеспечения. В итоговом докладе  «Предупреждение кризиса старения населения: политика защиты престарелых  и содействия экономическому росту» (1994 г.)[18]15 содержится оценка функционирующих в мире пенсионных схем и перспектив их развития с точки зрения определенной системы критериев.

На сегодняшний  день существует три базовых института  пенсионного обеспечения, сочетание  которых позволяет получить различные  комбинации моделей пенсионных систем:

1. Социальная  помощь. В развитых государствах  она играет роль механизма  борьбы с бедностью.

2. Обязательное  пенсионное страхование всех  лиц наемного труда и большинства  самозанятого населения. Цель  – страхование с помощью коллективных (массовых) форм страхования рисков  жизненного уровня, достигнутого  в трудоспособном периоде жизни.

3. Личное  добровольное страхование пенсии, с помощью накопления достаточных  финансовых средств для пожизненной  ренты. В некоторых странах  оно играет роль основного  механизма самозащиты работников  и мелких предпринимателей в  период прекращения ими трудовой  деятельности.

Сочетание данных институтов предполагает разделение двух основных функций государственной  пенсионной системы: перераспределения  доходов и сбережения средств  на выплату пенсий.

Гарантированная государством программа, обеспечивающая всем пенсионерам базовую пенсию, независимо от вклада каждого конкретного  человека в эту систему, является первой опорой этой системы. Фактически это государственная программа  перераспределения, имеющая целью  сократить масштабы бедности среди пожилого населения. Источником финансирования этой программы являются налоги, и виды этих налогов зависят от условий каждой конкретной страны.

Второй  составляющей являются сбережения на выплату пенсий. Обязательное страхование  предполагает уплату экономически активной частью населения обязательных страховых  взносов. Начисление страховых взносов  обычно производится на все виды выплат начисленных работнику. Работающий получает возможность и даже принуждается к тому, чтобы делать сбережения, чтобы у него к моменту его  выхода на пенсию оказалась отложенной определенная сумма денег. Эти вынужденные  сбережения часто объясняются тем, что у многих работающих не получается отложить достаточное количество средств  на свое пенсионное обеспечение. Данные взносы направляются исключительно  на формирование и выплату пенсии.

Государство как бы поручает делать эти сбережения, осуществляет некоторый регулирующий надзор и в некоторых случаях  дает гарантии, но сами денежные средства оказываются в системе, управление которой находится в частных  руках.

Третья  часть является просто расширением  или в некоторых случаях заменой  второй, так как она подталкивает работающих делать, добровольные сбережения, откладывая себе на пенсию. Хотя эти  сбережения и не являются обязательными, государство должно предусмотреть  соответствующие стимулы. Размер отчисления средств является гораздо более  мягким, и нет необходимости в  каких-либо гарантиях со стороны  государства.

По мнению специалистов, использование всех трех составляющих в рамках единой системы  пенсионного обеспечения позволяет  наиболее надежно страховать от различных  рисков, в том числе от правительственных  или рыночных кризисов. Таким образом, одним из путей предотвращения углубления кризиса пенсионной системы и  создания предпосылок для экономического роста является поэтапный переход  к смешанной пенсионной системе.

Современный мировой опыт свидетельствует о  том, что за рубежом успешно функционируют  различные модели пенсионных систем. Пенсионные системы большинства  стран включают в себя различные  институты социальной защиты. Между  собой эти системы различаются  тем, какой из этих институтов доминирует [19].16

Как отмечалось выше, в США функционируют как  государственные, так и частные  пенсионные системы. Основу составляет Общая федеральная программа (ОФП), которая является распределительной. Если главная государственная пенсионная программа носит распределительный  характер и выполняет, прежде всего, социальную функцию, то практически  все остальные пенсионные системы, существующие в США, напротив, построены  по накопительному принципу. Они выполняют  не только социальную, но и инвестиционную роль. Более того, именно накопления в пенсионных фондах, созданных в  рамках накопительной системы, служат одним из главных источников инвестиций в американскую экономику.

Пенсионные  системы штатов и местных органов  власти охватывают примерно три четверти из 16,5 млн. занятых в этом секторе  экономики, включая учителей, полицейских, пожарных, работников местного здравоохранения, социального обеспечения и прочих. Накопления в соответствующих пенсионных фондах возросли со 197 млрд. долл. в 1980 г. до 1735 млрд. долл. в 1996 г. Свыше 5 млн. человек  получают пенсионные выплаты из этих фондов. К середине 90-х годов частными корпоративными и индивидуальными  пенсионными программами было охвачено свыше 41% рабочей силы страны. С 1980 по 1993 г. объем выплат по ОФП увеличился со 117 до 302 млрд. долл., или в 2,6 раза, в то время как объем выплат в рамках частных пенсионных программ возрос с 35 до 156 млрд. долл., или в 4,5 раза. Таким образом, все большее  число американцев обеспечивает себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную[20].17

Последняя пенсионная реформа в Великобритании была проведена в 1995 году. Было введено  комплексное пенсионное законодательство, регулирующее выплаты при раннем уходе на пенсию, перевод средств  пенсионных накоплений, раскрытие информации, заключение контрактов и стандарты  финансирования. Структура пенсионного  обеспечения Великобритании включает в себя три уровня:

Государственный пенсионный возраст в настоящее  время составляет 65 лет для мужчин и 60 для женщин, но к 6 апреля 2020 г. пенсионный возраст для всех будет составлять 65 лет.

  • первый уровень — государственная пенсия по старости (Basic State Pension).
  • второй уровень — государственная пенсия за выслугу лет State Earnings Related Pension Scheme (SERPS).
  • третий уровень — негосударственная пожизненная пенсия (Occupation Pension Scheme).

Уплата  взносов в систему Национального  страхования в полном объеме дает право работникам на «дополнительную» государственную пенсию из SERPS. Пенсия за выслугу лет предоставляется  наемным работникам и зависит  от стажа и размера заработной платы. Декларируемая цель программы SERPS — увеличение средней пенсии до 20% от уровня средней заработной платы. В данной системе участвуют  приблизительно 8 млн. человек. Эта пенсия накапливается в зависимости  от разности между максимальной и  минимальной зарплатой, по ставке, зависящей  от достижения общеустановленного пенсионного  возраста. Индексация «дополнительной» государственной пенсии, также производится в соответствии с индексом роста  потребительских цен.

Договоры  с SERPS подразумевают создание как  корпоративных, так и индивидуальных пенсионных планов. В этом случае взносы работника или работодателя в  систему Национального страхования  либо уменьшаются, либо перераспределяются. Применяются пенсионные схемы как  с установленными взносами, так и  с установленными выплатами. 

 

Таблица 2. Ставки страховых взносов для финансирования индивидуальной накопительной пенсии в Великобритании

Возраст застрахованных лиц (лет)

% от пенсионных выплат

35 и менее

17,5

36-45

20

46-50

25

51-55

30

56-60

35

61 и более

40


 

 

Особенностью  негосударственного пенсионного обеспечения  в Великобритании является стимулирование государством работодателей, при создании корпоративных пенсионных схем путем  предоставления налоговых льгот. Негосударственные  пенсии позволяют работнику получать в старости до 70% от своей последней  заработной платы. Работник, получающий такую пенсию, теряет право на государственную  пенсию второго уровня. Корпоративные  пенсионные планы довольно развиты  в Великобритании, и в настоящее  время охватывают около половины работающих. Общий объем взносов  составляет около 10 млрд. фунтов стерлингов в год. Право на дополнительную пенсию по старости общие для мужчин и  женщин (обычно 60-65 лет). Также Правительством поощряется обеспечение пенсий средствами индивидуальных пенсионных планов, как  альтернативных корпоративным (таблица 2).

Освобождение  от уплаты налогов в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, включая  и получаемый инвестиционный доход, было осуществлено в 1989 г. Негосударственная пенсия облагается налогом как обычный доход, за исключением суммы единовременной выплаты, которая может составлять 1,5 последней зарплаты[21].18

Пенсионная  реформа в Германии, проводимая в  настоящее время правительством Шрёдера, в значительной степени  сохраняет пока перераспределительную  систему. Однако для поддержания  ее работоспособности был изменен  ряд принципов, чтобы вместо (или  помимо) государственного попечения  и пенсионного обеспечения по возрасту в рамках предприятия формировалась  система собственной заботы людей  о своей будущей старости.

Данная  реформа будет носить продолжительный  характер и, по расчетам, продлится  до 2030 г. Установлен максимальный размер страхового взноса: до 2020 г. он не должен превысить 20% брутто-зарплаты, до 2030 – 22% (до 2003 г. предполагалось его предварительное  снижение до 17,2%, причем уменьшение поступлений  должно быть компенсировано доходами от “экологического налога”). Чтобы  не допустить превышения этого максимума, размер пенсии будет сокращен в среднем  с 70% до 67% от уровня заработной платы  в стране (первоначально планировалось, как и в законе 1997 г., снижение до 64%).

По мысли  Ристера и других разработчиков  нового закона, снижение размера пенсии должно компенсироваться самими трудящимися  путем частного страхования. Можно  сказать, что перераспределительный  принцип тем самым дополняется  накопительной компонентой. В соответствии с Законом о государственной  поддержке частного пенсионного  страхования - Аltersvermogensgеsetz действует  программа государственной поддержки  частных пенсионных договоров объёмом 20,8 миллиарда DM, рассчитанная на 21 миллион  трудящихся (на индивидуальных предпринимателей и государственных служащих новый  Закон не распространяется), подлежащих обязательному государственному пенсионному  страхованию. В новом Законе предусмотрены два вида государственной поддержки: система прямых доплат к частным договорам пенсионного обеспечения – Zulagen и списание с облагаемого подоходным налогом заработка в рамках особых расходов – Sonderausgabenabzug определённых сумм, потраченных работником на создание пенсионного частного капитала. Какая из систем государственного поощрения или обе системы в комплексе могут быть применены к конкретному работнику, решит местный Finanzamt, исходя из принципа финансовой выгоды для работника при сдаче им ежегодной декларации о доходах. Таким образом, предполагается затормозить резкое снижение пенсий и одновременно восполнить процент снижения государственных пенсий за счёт частных накоплений.

Информация о работе Пути и методы реформирования пенсионной системы в РФ