Принципы и функции управления производством

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:12, реферат

Описание работы

Общие принципы управления в живой природе, обществе, технике изучаются кибернетикой. Система знаний об управлении производством формируется на базе различных наук. В политической экономии, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением на производстве. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определенные функции управления: планирование, вопросы учета и принятие решений, обработку информации и т. д.,

Работа содержит 1 файл

Экзамен по ТОРГу.docx

— 376.21 Кб (Скачать)
  • Во-первых, технология часто представляется как система физических объектов, составляющих организацию (станки, материалы, множительные средства, передающая и принимающая аппаратура и т. д.).
  • Во-вторых, технология понимается в узком, "механическом" смысле. Автомобиль и радиоприемник различаются при этом только тем, что к ним по-разному приложена человеческая энергия - для их изготовления совершаются разные действия. В таком понимании технология - это физические объекты, соединенные с человеческой активностью.
  • В-третьих, термин "технология" используется для обозначения совокупности знаний людей о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организации.

Организация не может заниматься любым видом  деятельности без знания того, как  использовать средства, преобразовывать  их и реализовывать. Технология в  таком понимании (называется ноу-хау) - это систематизированное знание полезных и наиболее рациональных практических действий.  
5. Внешнее окружение. Каждая организация существует в специальном физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и сосуществовать с ним. Нет организаций самодостаточных, закрытых. Все они, чтобы существовать, функционировать, достигать целей, должны иметь многочисленные связи с окружающим миром. Если рассматривать современную организацию, то сразу же бросаются в глаза ее связи и взаимозависимости с вышестоящими организациями, поставщиками, правоохранительными, политическими и многими другими организациями и институтами, существующими в данном конкретном обществе. Так, очень немногие организации принимают на себя полную ответственность за социализацию и обучение своих членов. Чаще всего культурные образцы, профессии и материальное обеспечение поступают из внешних систем. Каждая организация имеет искусственную, созданную людьми природу. Кроме того, она всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможным эффективно контролировать и координировать действия членов организации на неформальном уровне или уровне самоуправления. Каждая более или менее развитая организация должна иметь в своей структуре специальный орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организации целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением. Управление - это функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Например, отдел в государственном учреждении имеет нормы и правила, по которым регулируется рабочее время сотрудников, количество и качество их работы, отношения с другими отделами и т. п. Руководство отделом, выполняя функцию управления, контролирует соблюдение этих норм и правил, применяя методы вознаграждения или наказания. Впервые характеристики управления организации были определены Г. Файолем, одним из основателей научной теории управления. По его мнению, наиболее общими характеристиками являются: планирование общего направления действия и предвидение; организовывание человеческих и материальных ресурсов; выдача распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме; координация различных действий для достижения общих целей и контролирование поведения членов организации в соответствии с существующими правилами и нормами. Очевидно, что определяя характеристики процесса управления, Г. Файоль рассматривал организацию того времени - начала XX в. Современные организации обладают значительно более сложной структурой, сверхсложной технологией, более квалифицированной рабочей силой; кроме того, организации чаще всего действуют в сложной структуре современного рынка. В связи с этим управление в настоящее время сродни искусству, игре, высокой науке и функции руководителей лишь очень приближенно напоминают схему Г. Файоля. Одна из современных систем управленческих функций может быть представлена следующим образом:

  • 1. деятельность как руководителя и лидера организационного объединения, интеграции членов организации;
  • 2. взаимодействие - формирование и поддержание контактов;
  • 3. восприятие, фильтрование и распространение информации;
  • 4. распределение ресурсов;
  • 5. предупреждение нарушений и управление текучестью кадров рабочих;
  • 6. ведение переговоров;
  • 7. проведение инноваций;
  • 8. планирование;
  • 9. контроль и направление действий подчиненных.

Очевидно, что это далеко не полный перечень возможных действий специалиста  по управлению. Опыт показывает, что  ему приходится заниматься рекламой, "выбиванием" дополнительных средств  и многими другими видами деятельности. Ясно, что настоящий управленец должен быть высокопрофессиональным работником, в организации, то есть, кто занимается выполнением функций управления, входят в особую группу, называемую бюрократической организацией.  
6. Под организацией понимается объединение людей, которое создается ради выполнения определенной цели, с присущей ей социальной структурой, иерархией позиций, нормативной регуляцией поведения, строгим разделением функциональных обязанностей (специализацией), системой управления и координации деятельности, каналами коммуникации и, наконец, собственной системой социального контроля. Главная отличительная черта любой организации заключается в том, что она есть рационально скоординированная и упорядоченная деятельность множества подготовленных специалистов, что позволяет эффективно решать стоящие перед ней задачи. Современную организацию называют формальной потому, что она строится на основе формализации и рациональной координации существующих в ней отношений между людьми с присущей им специализацией деятельности, субординацией, четкими должностными обязанностями. Координация усилий множества специалистов в рамках одной крупной организации позволяет решать громадные по своей сложности технические задачи (например, строительство космической техники и запуск космических кораблей), осуществлять управление сложными общественными процессами, как это делают органы государственного управления, совершать грандиозные научные открытия крупными научно-исследовательскими институтами и т. д. Как уже отмечалось ранее, организация является объектом изучения многих дисциплин, каждая из которых в качестве аспекта изучения выбирает тот или иной аспект ее деятельности. Психологи, например, изучают мотивации работников организации и психологические аспекты принятия групповых решений, кибернетики - информационные каналы и потоки информации, теория управления (менеджмент) - способы эффективно-управленческой деятельности. При социологическом подходе принципиально важно раскрыть взаимосвязи, взаимоотношения организации с обществом в целом. Поэтому организация рассматривается как подсистема макросоциальной системы, решающая специфический круг задач, соответствующих потребностям общества в целом. Скажем, промышленное предприятие занимается выпуском необходимой для общества промышленной продукции и товаров, учебные заведения осуществляют процесс социализации молодежи и подготовки ее к трудовой деятельности, торговые фирмы ведают доставкой и продажей товаров и т. д. Выполняемые организацией функции предполагают обязательную их взаимосвязь с другими организациями посредством обмена товарами, услугами и другими результатами своей деятельности. Поэтому природа и другие функции любой организации могут быть правильно поняты на основе анализа ее связей с обществом в целом и с другими организациями, с которыми обычно заключается договор, принимая на себя определенную ответственность за выпуск продукции и ее своевременную доставку. Под продукцией, или шире говоря, результатами деятельности организации следует понимать отнюдь не обязательно промышленные товары, но и научную информацию, систему знаний, подготовку специалистов, принятие ответственных решений в органах государственного управления, на основе которых строится деятельность других управленческих учреждений. Стало быть, каждая организация десятками и сотнями нитей связана с другими организациями, и специально создаваемые крупные организации (промышленные объединения, сети академических научных институтов, министерства и др.) как раз и призваны координировать и эффективно управлять этой сложной системой взаимосвязей. Одна из первых попыток создания теории организации и ее эффективного управления принадлежит американскому инженеру и исследователю Ф. Тейлору. Занимаясь преимущественно изучением организации труда на промышленных предприятиях, Ф. Тейлор стремился разработать эффективную систему стандартизованных приемов труда рабочего, которая привела его к идее создания поточных линий и конвейеров. Главную роль в организации он отводил администрации и управленческому персоналу, основной функцией которых являлось планирование процесса производства и осуществление тотального контроля над всеми звеньями организации производства. Рядовому работнику, в сущности, отводилась роль винтика в рационально программируемой системе производства. В то же время, в ходе проводимых социальных исследований, Ф. Тейлор обнаружил важную роль "человеческого фактора", то есть личности самого работника, и предлагал материально поощрять наиболее инициативных и трудолюбивых работников. Модель "организации-машины" была разработана французским инженером и исследователем А. Файолем. Она сыграла значительную роль в развитии современной социологии организаций и теории менеджмента. В этой концепции организация рассматривается как безличный механизм, в которой преобладают формально-рациональные отношения между работниками и иерархическая система управления. При этом задача администрации заключается в том, чтобы осуществлять контроль, координацию и планирование работы различных звеньев организации. Ответственность за исполнение порученных функций распределялась в соответствии с важностью различных звеньев и этажей в многоуровневой административной пирамиде. А. Файоль считал, что эффективность работы организации целиком определяется единством командования и четким разделением труда. Таким образом, организация понимается как безликий механизм, инструмент для решения общественно-значимых проблем, а человек - формальный исполнитель, элементарная клеточка в общей системе управления. Среди собственно социологических концепций организации заслуживает упоминания так называемая "интеракционистическая модель" (Ч. Барнард, Ф. Селзник, Г. Саймен и др.), согласно которой социальное взаимодействие и коммуникация рассматриваются в качестве фундаментального процесса любой формальной организации. Положительной стороной этой модели явилось то, что ее представители считали невозможным строго рациональное и формальное построение организации, поскольку в ней работают живые человеческие личности со своими интересами, потребностями, ценностями, которые не могут не влиять на выполняемые ими функции. Следует учитывать тот факт, что каждый работник является личностью, а не просто носителем той или иной роли. Общий вывод, сделанный представителями этой концепции - необходимо признать ограниченность рациональной модели организации и невозможность полной формализации поведения в ней людей. Социальное взаимодействие, происходящее в рамках организации, является составной частью общего процесса социального взаимодействия в обществе в целом и потому нельзя изолировать члена организации от общества, необходимо видеть в нем человеческую личность со своими интересами и потребностями. Структура организации. Типы организации Организация, рассматриваемая в качестве подсистемы общества, характеризуется присущей ей системой ценностей, определяющей содержание ее деятельности, механизмы внутренней интеграции, Взаимоотношения с другими организациями в обществе в целом. Главная черта ценностной системы организации - это обязательная ее легетимизация, то есть признание обществом правомерности целей ее деятельности, их значимости и полезности для общества (не будем забывать о том, что в любом обществе существует немалое число различного рода преступных организаций, чья деятельность осуждается обществом). И второй существенный момент - признание организацией "приоритета этой цели над другими возможными интересами и ценностными ориентациями его членов". Так, например, система ценностей деловой фирмы может быть рассмотрена как разновидность "экономической рациональности", лежащей в основе рыночной экономики и потому цели ее деятельности совпадают с ценностным стандартами общества и признаются им в качестве законных и правомерных. Конкретные цели деятельности фирмы реализуются в производстве какого-либо товара, нужного для общества, хотя на первый взгляд может казаться, что главное в деятельности фирмы - получение дохода, тогда как последняя служит лишь символом ее производственных успехов. С социологической точки зрения социальная структура формальной организации, подобно любой другой социальной структуре, определяется ее ценностно-нормативными стандартами, регулирующими размещение и взаимосвязь социальных позиций (должностей) с присущими им ролевыми предписаниями. Характерной особенностью социальной структуры организации является обязательная иерархическая упорядоченность социальных позиций, позволяющая координировать социальные позиции различных уровней с присущим им кругом прав и обязанностей. На базе этой иерархии возникает своеобразная лестница должностных зависимостей, предполагающая обязательную подчиненность низших звеньев персонала высшим. Кроме того, социальные позиции и роли, из которых складывается социальная структура организации, отличается весьма строгой и однозначной нормативной регуляцией, предписывающей каждому члену организации строго очерченный круг должностных обязанностей и соответствующий уровень ответственности. Обязательным условием институционализации, то есть упрочения и стабилизации социальной структуры, является формирование системы социального контроля, состоящего из совокупности различных санкций, предусматривающих наказание за неточное, небрежное и неправильное выполнение должностных обязанностей членом организации (начиная от устного взыскания, выговора и вплоть до увольнения с работы). Позитивные санкции направлены на то, чтобы поощрять и стимулировать правильное и инициативное выполнение должностных обязанностей и ролевых предписаний. известно, что многие эффективно функционирующие организации как в нашей стране, так и за рубежом, не ограничиваются материальным поощрением работников, но и создают особые благоприятные условия трудовой деятельности, включая и заботу о здоровье человека, его психологическом благополучии и т. п. Первым условием успешного функционирования организации является возможность служебной карьеры для ее членов, так называемая "вертикальная мобильность" или успешное продвижение по иерархической лестнице служебных должностей. Ориентация на "достигаемый статус", характерная для современного индустриального общества, в значительной мере реализуется именно в рамках различных, особенно крупных организаций. С отмеченной выше особенностью функционирования социальной структуры организации тесно связана другая ее характерная черта, тоже присущая крупным формальным организациям - это постоянное обучение и повышение квалификации, которое, во-первых, дает возможность персоналу постоянно обновлять свои знания и профессиональные навыки в соответствии с меняющимися условиями производства, конкуренцией, необходимостью совершенствования деятельности организации. Во-вторых, повышение квалификации выступает непременным условием служебной карьеры, или просто "соответствия должности". Другим важным условием эффективного функционирования формальной организации является налаженная система коммуникаций, то есть взаимосвязь потоков информации, циркулируемой между различными звеньями и этажами организации. Коммуникация (в широком смысле слова она включает и обмен продуктами деятельности, как это, имеет место на заводских конвейерах) необходима для принятия управленческих решений и рациональной координации деятельности людей. Кроме того, взаимный обмен информацией между различными отделами, звеньями формальной организации является важнейшим условием, средством делового общения и социального взаимодействия членов организации. В сложных организациях обмен информацией осуществляется по особым каналам и специализированным сетям. В настоящее время эту функцию в значительной мере берут на себя новейшие информационно-кибернетические устройства и обслуживающие их специалисты. Помимо того, в такого рода организациях часто используется специфический язык описания и анализа объектов, с которыми имеет дело данная организация. Поэтому любой новый член данной организации должен усвоить принятый в организации язык делового общения и специальный технический язык, служащий средством общения между членами организации и функционирования информации, заключающей в себе результаты деятельности формальной организации. В социологической литературе существует довольно много подходов к построению типологии формальных организаций. Проблема заключается в том, чтобы выбрать правильный критерий для классификации различных организаций. В качестве такового обычно принимают роль и место организаций в системе общественных отношений, выполняемые ими цели и задачи. В самом общем виде можно выделить два класса организаций - административные и общественные. Первым присущ внутренний административный порядок, тогда как вторые создаются ради удовлетворения политических, социальных, культурных, творческих и иных интересов участников. Ко второму типу относятся различные политические партии и добровольные общественные организации, творческие союзы, различного рода ассоциации, ставящие перед собой общегуманистические, общечеловеческие задачи (организации по борьбе со СПИДом, алкоголизмом, за охрану окружающей Среды и т. п.). Однако организации первого типа ввиду их особой значимости для общества, а также их несомненного соответствия модели формально-рациональной организации можно подразделить на ряд отдельных типов, каждый из которых решает свой специфический круг задач: промышленно-хозяйственные организации, административно-управленческие организации, научные и исследовательские учреждения, Учреждения культуры и досугового обслуживания населения (кино, театры, филармонии и др.). После открытия Э. Мэйо роли неформальных групп в производственных отношениях, явившихся важным этапом развития индустриальной социологии, одной из главных задач последней явились поиски путей оптимального сочетания двух указанных групп с целью повышения эффективности производства. В США и ряде других капиталистических стран концепция Э. Мэйо послужила одним из краеугольных камней знаменитой доктрины "человеческих отношений на производстве", в соответствии с которой предприниматели стремились учитывать роль человеческого фактора на производстве, поддерживать и даже стимулировать межличностные отношения в трудовых коллективах, и также специально налаживать "Человеческие отношения" между администрацией и работниками организации. В тесной связи с вопросом о роли человеческого фактора в деятельности формальной организации, функциями последней в общественной жизни, встает проблема бюрократии. Социологическая концепция бюрократии впервые была сформулирована М. Вебером, который видел в ней управленческую (политическую) организацию,, функционирующую в рамках легального господства, присущего современному капиталистическому обществу, в котором преобладает рациональный тип поведения и деятельности. В сфере экономики "рациональный дух" капитализма проявляется в существовании рыночной системы экономики, а в области политической надстройки ей соответствует легальная власть, базирующаяся на универсальном праве и законодательстве, построенная на рациональных принципах управления, организация, названная М. Вебером "бюрократией". Во многих своих аспектах нарисованная им картина бюрократической организации совпадает со структурой формальной организации, о которой речь шла выше. Бюрократия понималась М. Вебером в качестве идеального типа, то есть идеализированной теоретической модели, используемой для анализа и сравнения реальных социально-исторических явлений. Согласно М. Веберу, бюрократия характеризуется следующими чертами:

  • 1. В ней существует строгое разделение труда, причем каждую функцию должен выполнять компетентный и знающий специалист. Последние принимаются на работу согласно найму или по контракту и получают за свой труд заработную плату в виде жалованья.
  • 2. Здесь царит строгая иерархия власти, наподобие пирамиды. Руководитель каждого звена имеет четко определенный объем властных полномочий. Представители низшего звена обязана подчиняться руководителям более высокого уровня.
  • 3. Все решения и действия должностных лиц базируются на строго определяемых правилах и должностных инструкциях. Эти правила поведения единообразны и универсальны, то есть каждый член бюрократической организации в своих действиях руководствуется только ими.
  • 4. Все работники такого рода формальной организации обязаны обеспечивать безличностный подход к решению управленческих задач, то есть быть максимально объективными, не допускать каких-либо субъективных пристрастий или моральных оценок ко всем делам, документам, личностям клиентов, с которыми имеет дело данная организация.
  • 5. Формирование персонала бюрократической организации также основывается на рациональных критериях. Служебная карьера чиновника зависит, прежде всего, от его деловых, профессиональных качеств, уровня профессиональной подготовки.
  • 6.Веберовская концепция бюрократии как управленческой организации легально-рационального типа противопоставлялась им двум другим типам господства - традиционному и харизматическому, имеющим совершенно иные принципы организации власти.

Немецкий  социолог особенно подчеркивал объективность  и беспристрастность работы бюрократической  организации, ее рациональный характер. Деятельность бюрократической организации являлась для него образцом идеально функционирующей административной машины, ибо "идеальный администратор трудится без гнева и пристрастия", не позволяя личным мотивам или темпераменту влиять на исполнение властных полномочий; его деятельность свободна от произвола непредсказуемости, ибо он действует невзирая на лица", следуя рациональным правилам, строго формально. Веберовская концепция бюрократии, по мнению западных ученых, явилась, в сущности, первой социологической концепцией организации, многие десятилетия служившей отправной точкой для осуществления социологического анализа организации. Какой бы значительной не представлялась роль неформальных малых групп в управленческих организациях, тем не менее, сама ее природа как рационального механизма с присущей ему иерархии власти и деперсонализацией отношений приводит к искажению, дисфункциям в деятельности бюрократических организаций. Как подчеркивает известный американский социолог Р. К. Мертон, дисфункциональные, то есть негативные по отношению к обществу в целом последствия деятельности бюрократической организации заключается в следующем. Во-первых, узкая специализация внутри бюрократической организации может тормозить процесс их прогрессивных изменений, отчего может страдать и общество в целом. Во-вторых, бюрократический стиль мышления, порожденный рутинизацией и формализацией, формирует особый тип личности, консервативной по складу ума и психологии. В-третьих, реальное выполнение задач и целей, признаваемых обществом в качестве позитивных ценностей, может подменяться внутренне организационными целями безупречного формального стиля исполнения должностных инструкций, а служебная карьера для членов бюрократической организации выдвигается на первое место. В-четвертых, как результат, идеология и интересы бюрократии становятся выше интересов тех людей, которых они призваны обслуживать. "Священные интересы" бюрократии становятся выше общественных интересов и бюрократия превращается в тормоз общественного развития.

28. Законы организации

Рубрика: Организация и ее формы   Метки: закон, организация, работник, устойчивость 
   

Жизнь организации подчиняется определенным законам, главным из которых принято  считать закон синергии. Он гласит, что потенциал и возможности  организации, как единого целого, превышают сумму потенциала и  возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением. Таким образом, существует реальный выигрыш от объединения, который  перекрывает потери, связанные с  ограничением самостоятельности.

Второй  закон организации — закон  дополнения внутриорга-низационных  процессов и функций противоположно направленными. Например, разделение дополняется объединением, специализация — универсализацией, дифференциация — интеграцией, и наоборот. Это позволяет одновременно использовать выгоды тех и других процессов, а следовательно существенно увеличить общий организационный потенциал.

Третий  закон организации требует сохранения пропорциональности между ней и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются без дела и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выпол 
нить даже текущую работу. Понятно, что в том и другом случае возникают экономические потери, которые при разумном подходе к делу можно избежать.

Четвертый закон организации получил название закона композиции. Его суть состоит  в том, что функционирование всех без исключения организационных  элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями.

Пятый закон организации — закон  самосохранения. Он предполагает, что  любая организация, равно как  и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий. К ним можно отнести недопущение серьезных потрясений, которые могут привести к потере устойчивости, например конфликтов, перестроек, изменения границ, рангов ключевых фигур и т.п. ; экономию и рациональное использование ресурсов; расширение сферы деятельности.

Таким образом, самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противоположных  организационных начал: стабильности и развития. В организациях естественным или искусственным образом исключенных из конкурентной среды, например в монополиях, стабильное начало обычно берет верх, что приводит в конечном итоге к их застою и бюрократизации.

Шестой  закон организации — закон  информированности. Он утверждает, что  в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.

Седьмой закон организации — закон  необходимого разнообразия. Последнее  обеспечивает устойчивость и гибкость организации, возможность адекватно  отвечать на любые внутренние и внешние  возмущения и в нужный момент соответственно противодействовать им.

Наконец, восьмой закон организации —  закон онтогенеза. В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания. Понятно, что задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.

В соответствии с перечисленными законами живут все виды организаций, к  знакомству с которыми мы сейчас и  переходим.

Закон синергии: любая сложная динамическая система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности; стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффектов. 
Для любой системы (технической, биологической или социальной) существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше. 
Но важны не только и не столько сочетания потенциалов, но их согласованное поведение и взаимоподдерживающие связи. 
Даже при четком разделении труда и хорошей специализации часто бывает так, что какую-то часть индивидуального задания одного специалиста, может более профессионально выполнить другой специалист. Согласованный обмен такими частями общей работы может устранить взаимное "наползание" потенциалов, дать положительную синергию и повысить суммарную эффективность. Поэтому повышение общего потенциала организации эквивалентно приобретению нового ресурса, а понижение общего потенциала - эквивалентно фактической потере организацией части прежнего ресурса. 
Таким образом, эффект синергии - это не только благоприятное сочетание ресурсов, но и согласованное поведение, связи, отношения, - одним словом, весь набор параметров, характеризующих сложную развивающуюся систему. 
В природе каждый живой организм в ходе своей жизнедеятельности отрицательно влияет на окружающую его среду. Растения обедняют почву, высасывая из нее влагу и питательные вещества, и оставляют после себя засохшие стебли и листья. Животные поедают растения и других. Представьте, что было бы на Земле за миллионы лет, если бы не было никаких "уборщиков". На самом деле, в природе практически нет никакого мусора. Различные организмы образуют сложные кооперативные сети питания и переработки различных органических отходов в земле, воде и воздухе, совместно создавая и регулируя благоприятный состав окружающей среды. Для этого и нужно биологическое многообразие. Разнообразие различных отраслевых производств на единой компактной территории позволяет использовать закон синергии, когда отходы одного производства могут служить сырьем для другого, увеличивая замкнутость материальных циклов в промышленных узлах. Закон синергии имеет большое значение для оптимизации системы организации. Он является основополагающим законом теории и практики организации. Ведь именно благодаря ориентации на его реализацию организация наряду с предметами и средствами труда и самим трудом становится высокоэффективным фактором производства. Его основополагающая роль определяется также и тем, что действие других законов организации, в конечном счете, направлено на достижение более высокого результата синергетического эффекта. 
Реализация синергетического закона 
Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов и так соединить их между собой, используя прогрессивные формы организации, чтобы ресурсы оптимально взаимодействовали бы между собой, создавая эффект положительной синергии.  
Синергетический эффект может быть получен за счёт: 
• Организующей роли менеджера (план-задание, режим работы, норма и нормативы, стимулы, контроль и т.п.); 
• Организации труда; 
• Организации производства; 
• Коллективного принятия решений; 
• Организация оперативного производственного планирования и управления и др. 
Знание закона синергии может активизировать деятельность руководителя по поиску наилучшего набора ресурсов. Закон синергии действует независимо от воли и сознания руководителя, однако результаты действия закона зависят от состояния трёх сред: руководителя, подчинённых и внешней среды по отношению к закону синергии. Каждое состояние характеризуется двумя значениями: знает закон или не знает закон. 
* Первый вариант. Руководитель и подчинённые не знают о законе синергии. Характер стихийного действия закона. Персонал компании будет действовать на уровне здравого смысла, исходя из имеющихся средств. Руководители компании будут основное внимание обращать на личные и профессиональные качества вновь принимаемых специалистов, технические характеристики оборудования. Однако даже очень хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в микроклимат коллектива, и его отдача будет меньше возможной; приобретённое первоклассное оборудование в ряду уже имеющегося морально устаревшего оборудования или при отсутствии требуемой подготовки персонала также не даст должной отдачи. Таким образом, потенциал многих приобретённых и имеющихся ресурсов может в сумме дать меньший, чем возможно результат. 
* Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчинённые нет. Характер действия закона. Руководитель будет стараться достичь гармонии в использовании всех ресурсов компании, в том числе приобретать и правильно расставлять технологическое оборудование и персонал, вводить прогрессивную систему стимулирования и профессионального обучения. Подчинённые могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и начнут явно или скрыто сопротивляться, что может принести вред компании. 
* Третий вариант. Руководитель и подчинённые знают о законе синергии. Характер действия закона. Руководитель в своих решениях может опираться на понимание со стороны подчинённых. Работники, знающие данный закон, с пониманием будут относиться к действиям руководителя по гармонизации деятельности и использования ресурсов. Кроме того, подчинённые будут сами проявлять инициативу в рамках порученных заданий и общей цели компании. Совместная позитивная работа руководителей и подчинённых всегда приводит к положительным результатам: благоприятный климат, творческий стиль работы, прибыль.

Информация о работе Принципы и функции управления производством