Принципы и функции управления производством

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:12, реферат

Описание работы

Общие принципы управления в живой природе, обществе, технике изучаются кибернетикой. Система знаний об управлении производством формируется на базе различных наук. В политической экономии, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением на производстве. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определенные функции управления: планирование, вопросы учета и принятие решений, обработку информации и т. д.,

Работа содержит 1 файл

Экзамен по ТОРГу.docx

— 376.21 Кб (Скачать)

Компоненты  системы тесно связаны со способом ее выделения. Если мы проводим границу, то предполагаем, что социальная реальность, находящаяся за этой границей и не вошедшая в эту систему, будет  являться ее внешней средой (окружением).

Вполне  понятно, что построенная модель системы, во-первых, выделяет не все  возможные, а лишь необходимые нам  связи; во-вторых, абстракция всегда беднее реальности и, втретьих, наша подразумеваемая  граница на самом деле «прозрачна», а окружение системы находится  с ее подсистемам в различного рода связях. В этом окружении могут оказаться и общности, и группы, и индивиды, и социальные институты, которые будут связаны с системой и ее компонентами различными типами связей, как непосредственных, так и опосредованных. Отсюда следует, что все находящееся за пределами очерченной нами системы прямо или косвенно влияет на то, что делает сама система.

Типы  социальных взаимодействий между подсистемами

Упорядоченность социальных систем представляется в  понятиях «социальная структура», «социальная  организация», «социальное поведение». Связи элементов (подсистем) могут  разделяться на иерархические, функциональные, межфункциональные, которые в целом  можно определить как ролевые, так  как в социальных системах речь идет о людях.

Однако  существует и специфика структур системы и соответственно связей. Иерархические связи описываются  тогда, когда анализируются подсистемы различных уровней. Например, директор – начальник цеха – мастер. В  управлении такого типа связи называются еще линейными. Функциональные связи  представляют собой взаимодействие подсистем, выполняющих одни и те же функции на разных уровнях системы. Например, воспитательные функции могут  выполнять семья, школа, общественные организации. При этом семья как  первичная группа социализации будет  находиться на более низком уровне системы воспитания, чем школа. Межфункциональные  связи существуют между подсистемами одного и того же уровня. Если речь идет о системе общностей, то такого рода связи могут быть между национальными  и территориальными общностями.

Характер  связей в подсистеме определяется также  целями исследования и спецификой системы, которую ученый изучает. Особое значение уделяется ролевой структуре  системы – обобщенному социальному  показателю, в котором могут быть представлены и функциональные, и  иерархические структуры. Выполняя в системах определенные роли, индивиды занимают соответствующие этим ролям  социальные позиции (статусы). При этом нормативные формы поведения  могут быть различными в зависимости  от характера связей внутри системы  и между системой и средой.

В соответствии со структурой связей система  может анализироваться с разных точек зрения. При функциональном подходе речь идет об изучении упорядоченных  форм социальной деятельности, обеспечивающих функционирование и развитие системы  как целостности. При этом единицами  анализа могут выступать характер разделения труда, сферы общества (экономическая, политическая и т. д.). социальные институты. При организационном подходе речь идет об изучении системы связей, образующих различные типы социальных групп, характерных для социальной структуры. При этом единицами анализа выступают коллективы, организации и их структурные элементы. Для ценностно-ориентациониого подхода характерно изучение определенных ориентации на типы социального действия, нормы поведения, ценности. При этом единицами анализа являются элементы социального действия (цели, средства, мотивы, нормы и т.

Указанные подходы могут выступать как  дополнения друг к другу и как  основные направления анализа. А  каждый из типов анализа имеет  как теоретический, так и эмпирический уровни.

С точки зрения методологии познания, при анализе социальных систем мы выделяем системообрааующий принцип, характеризующий отношения, взаимодействия, связи между структурными элементами. При этом мы не только описываем  все элементы и структуры связей в системе, но, самое главное, выделяем те из них, которые являются доминантными, обеспечивающими устойчивость, целостность  данной системы. Например, в системе бывшего СССР такой доминантой были политические связи между союзными республиками, на базе которых формирбвались все остальные связи: экономические, культурные и т. д. Разрыв доминантной связи – политической системы СССР – привел к распаду остальных форм взаимодействий между бывшими союзными республиками, например экономических.

При анализе социальных систем особое внимание надо уделить также целевым характеристикам  системы. Они имеют большое значение для стабильности системы, так как  именно через изменение целевых  характеристик системы может  изменяться она сама, т. е. ее структура. На уровне социальных систем целевые  характеристики могут быть опосредованы системами ценностей, ценностных ориентации, интересов и потребностей. Именно с понятием цели связан еще один термин системного анализа – «социальная  организация».

Понятие «социальная организация» имеет  несколько значений. Во-первых, это  целевая группа, объединяющая людей, которые стремятся к достижению общей цели организованным образом. В этом случае именно эта цель связывает  данных людей (через интерес) в целевую  систему (организацию). Ряд социологов считает, что возникновение большого числа такого рода объединений со сложной внутренней структурой является характерной чертой индустриальных обществ. Отсюда термин «организованное  общество».

При втором подходе понятие «социальная  организация» связывается со способом руководства и управления людьми, соответствующими средствами действия и методами координации функций.

Третий  подход связан с определением социальной организации как системы образцов деятельности индивидов, групп, институтов, социальных ролей, системы ценностей, обеспечивающих совместную жизнь членов общества. Это создает для людей  предпосылки комфортности жизнедеятельности, возможности удовлетворять свои многочисленные потребности, как материальные, так и духовные. Именно это функционирование целых общностей упорядоченным  образом Я. Щепаньский называет социальной организацией.

Таким образом, можно сказать, что организация  – это социальная система, обладающая конкретной целью, которая объединяет на основе общего интереса (или интересов) индивидов, группы, общности или общества. Например, организация НАТО связывает  ряд западных стран на основе военнополитических интересов.

Наиболее  крупной из такого рода целевых систем (организаций) является общество и его  соответствующие структуры. Как  отмечает американский социолог функционалистского направления Э. Шилз, общество –  это не просто совокупность людей, изначальных  и культурных коллективов, взаимодействующих  и обменивающихся услугами друг с  другом. Все эти коллективы образуют общество в силу того, что у них  есть общая власть, которая осуществляет контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает  более или менее общую культуру. Эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначально корпоративных и культурных подсистем  в общественную систему.

На  каждой из подсистем лежит печать принадлежности к данному обществу и ни к какому иному. Одна из многочисленных задач социологии состоит в том, чтобы выявить механизмы и процессы, в силу которых эти подсистемы (группы) функционируют как общество (и, соответственно, как система). Наряду с системой власти общество имеет общую культурную систему, складывающуюся из господствующих ценностей, убеждений, социальных норм, верований .

Система культуры представлена своими социальными  институтами: школами, церквями, университетами, библиотеками, театрами и т. д. Наряду с подсистемой культуры можно  выделить подсистему социального контроля, социализации и т. д. Изучая общество, мы видим проблему с «высоты птичьего полета», однако чтобы действительно  получить представление о нем, надо изучить все его подсистемы в  отдельности, взглянуть на них изнутри. Только так можно понять мир, в котором мы живем и который можно назвать сложным научным термином «социальная система».

23. ак как имеются различные интересы, особенности и уровни в организации, существуют различные виды информационных систем. Никакая единственная система не может полностью обеспечивать потребности организации во всей информации. Виды информационных систем, лежащих в основе организации: стратегический, управленческий, знания и эксплуатационный, далее разделены на функциональные области типа продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов. Системы создаются, чтобы обслужить эти различные организационные интересы.

Различные организационные  уровни обслуживают четыре главных  типа информационных систем: системы  с эксплуатационным уровнем, системы  уровня знания, системы уровня управления и системы со стратегическим уровнем.

Системы эксплуатационного  уровня поддерживают управляющих операциями, следят за элементарными действиями организации типа продажи, платежей, обналичивают депозиты, платежную ведомость, кредитуют решения и поток материалов на фабрике. Основная цель систем на этом уровне состоит в том, чтобы ответить на обычные вопросы и проводить потоки транзакций через организацию. Чтобы отвечать на эти виды вопросов, информация вообще должна быть легко доступна, оперативна и точна.

Системы уровня знания поддерживают работников знания и обработчиков данных в организации. Цель систем уровня знания состоит в том, чтобы помочь деловой фирме интегрировать новое знание в бизнес и помогать организации управлять потоком документов. Системы уровня

Эксплуатационный  уровень

Типы Группы служащих информационных систем знания, особенно в форме рабочих станций и офисных систем, сегодня являются наиболее быстрорастущими приложениями в бизнесе.

Рис. 3.3.2. Типы информационных систем.

Системы уровня управления разработаны, чтобы обслуживать контроль, управление, принятие решений и административные действия средних менеджеров. Они определяют, хорошо ли работают объекты, и периодически извещают об этом. Например, система управления перемещениями сообщает о перемещении общего количества товара, равномерности работы торгового отдела и отдела, финансирующего затраты для служащих во всех разделах компании, отмечая, где фактические издержки превышают бюджеты.

Некоторые системы уровня управления поддерживают необычное  принятие решений. Они имеют тенденцию  сосредоточиться на менее структурных решениях, для которых информационные требования не всегда ясны. Эти системы часто отвечают на вопросы: "что, если?". Что

произойдет с производственным календарным планом, если мы должны удвоить продажу в декабре? Что  случилось бы с нашим дивидендом, если оплата будет отсрочена на шесть  месяцев? Ответы на эти вопросы часто  требуют новых данных вне организации  или данных изнутри, которые не могут  быть получены от существующих систем с эксплуатационным уровнем.

Системы стратегического  уровня - это инструмент помощи руководителям высшего уровня, которые подготавливают стратегические исследования и длительные тренды в фирме и в деловом окружении. Их основное назначение - приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью. Каков будет уровень занятости через пять лет? Каковы длительные промышленные финансовые тренды и где наши подъемы и спады? Какие изделия мы должны производить через пять лет?

Информационные системы  могут также быть дифференцированы функциональным образом. Главные организационные  функции типа продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов обслуживаются  собственными информационными системами. В больших организациях подфункции каждой из этих главных функций также  имеют собственные информационные системы. Например, функция производства могла бы иметь системы для  управления запасами, управления процессом, обслуживания завода, автоматизированной разработки и материального планирования требований.

Типичная организация  имеет системы различных уровней: эксплуатационную, управленческую, знания и стратегическую для каждой функциональной области. Например, коммерческая функция  имеет коммерческую систему на эксплуатационном уровне, чтобы делать запись ежедневных коммерческих данных и обрабатывать заказы. Система уровня знания создает  соответствующие дисплеи для  демонстрации изделий фирмы. Системы  уровня управления отслеживают ежемесячные  коммерческие данные всех коммерческих территорий и докладывают о территориях, где продажа превышает ожидаемый  уровень или падает ниже ожидаемого уровня. Система прогноза предсказывает  коммерческие тренды в течение пятилетнего  периода - обслуживает стратегический уровень производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов.

Каждая система может  иметь компоненты, которые используются разными организационными уровнями или одновременно несколькими. Секретарь  может находить информацию относительно MIS, средний менеджер может нуждаться  в данных анализа из TPS.

Внутри каждого из этих уровней принятия решений исследователи  классифицируют решения как структурированные  и неструктурированные. Неструктурированные решения - те, в которых принимающий решение должен обеспечить суждение, оценку и проникновение в прикладную область. Каждое из этих решений оригинально, важно, не имеет аналогов или разработанной методики для их принятия. Структурированные решения, наоборот, являются повторяемыми и обычными и имеют определенную процедуру для их принятия, чтобы они не рассматривались каждый раз, как новые. Некоторые решения слабоструктурованны; в таких случаях только часть проблемы имеет четкий ответ, обеспеченный в соответствии с принятой процедурой.

Информация о работе Принципы и функции управления производством