Принципы и функции управления производством

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:12, реферат

Описание работы

Общие принципы управления в живой природе, обществе, технике изучаются кибернетикой. Система знаний об управлении производством формируется на базе различных наук. В политической экономии, в праве, в психологии и во многих других науках имеются разделы, связанные с управлением на производстве. Ряд конкретных научных дисциплин специально изучают определенные функции управления: планирование, вопросы учета и принятие решений, обработку информации и т. д.,

Работа содержит 1 файл

Экзамен по ТОРГу.docx

— 376.21 Кб (Скачать)

В отличие от других типов  информационных систем ESS не предназначены  для решения определенных проблем. Вместо этого ESS обеспечивают обобщенные вычисления и передачу данных, которые могут применяться к изменяющемуся набору проблем. ESS имеют тенденцию использовать меньшее количество аналитических моделей, чем DSS.

ESS помогают найти ответы  на следующие вопросы:

• В каком бизнесе мы должны быть?

• Что делают конкуренты?

• Какие новые приобретения защитили бы нас от циклических деловых  колебаний?

• Какие подразделения  мы должны продать, чтобы увеличить  наличность?

Связь систем друг с другом: интеграция

Рис. 3.3.4. поясняет, как различные  типы системы в организациях связаны  друг с другом. TPS - обычно главный  источник данных для других систем, в то время как ESS прежде всего получатель данных из систем низшего уровня. Другие типы систем могут также обмениваться данными друг с другом. Но сколько их может быть или как эти системы должны быть объединены? Это очень трудный вопрос. Лучше всего иметь некоторый уровень интеграции, чтобы информация могла легко перемещаться среди различных частей организации. Но интеграция стоит денег, и объединение многих различных систем чрезвычайно трудоемко. Каждая организация должна взвесить потребности в интегрирующих системах против трудностей установки крупномасштабной интегрированной системы. Не существует никакого одного правильного уровня интеграции, или централизации.

Рис. 3.3.4. Взаимосвязи среди  информационных систем.

На Рис. 3.3.4. связи между DSS и существующим TPS организации, KWS и MIS являются преднамеренно неопределенными. В некоторых случаях DSS тесно связаны с существующими общими информационными потоками. Однако часто DSS изолированы от главных организационных информационных систем. DSS имеют тенденцию быть автономными системами, разработанными для конечных пользователей - отделов или групп не под центральным управлением, хотя, очевидно, лучше, если они объединены в организационные системы, когда это функционально требуется.

 

Управляющая и управляемая подсистемы

Система управления состоит из управляющей  и управляемой подсистем границы между которыми весьма условны. Взаимодействие между ними осуществляется с помощью механизма управления. Он включает совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур осуществления управленческих действий и соответствующей частью принадлежит каждой из подсистем. Под управляющей подсистемой управления можно понимать ту ее часть, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения и влияет на их выполнение. Для этого она использует такие элементы механизма управления, как планирование, контроль, стимулирование и пр. Управляющая подсистема имеет иерархическую структуру, между уровнями которой существует определенное соподчинение. Во главе ее находит направитель (центральное звено), который может быть представлен индивидом или коллективом (совет директоров). К понятию управляющая подсистема близко понятие субъект управления, однако они не тождественны. В состав субъекта можно включить толь те ее элементы, которые связаны с выработкой решений (неважно, на как уровне это происходит). В общефилософском смысле субъект – это лицо, способное к выбору деятельности, исполняемой роли для себя и для других, к выработке собственных целей и способов их достижения. Субъекты классифицируются по характеру, содержанию и масштабу деятельности. Сила и глубина воздействия управляющей подсистемы должна соответствовать восприимчивости управляемой. К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение тс объекта, на который оно направлено. В нее входят, например, личные интересы, цели работников и т.п. В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, может принадлежать то к управляющей, то к управляемой подсистеме.


 
     24. классификация организаций 
  
  
Классификация организаций позволяет сгруппировать их по сходным признакам или параметрам для выработки общих методов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управления и регулирования. Классификация и типология организаций необходима также для определения государственной политики по отношению к различных типам предприятий (например, налоговая политика, кредитная политика, политика государственной поддержки бизнеса и пр.). 
По правовой форме можно выделить четыре типа организаций:

  1. Юридическое лицо — это организация, которая имеет печать, расчетный счет в банке, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполняет возложенные обязанности, имеет самостоятельный баланс, может быть истцом и ответчиком в суде, зарегистрирована в государственных органах власти.
  2. Неюридическое лицо — подразделения организации — юридического лица (не зарегистрировано).
  3. Неюридическое лицо — предприниматель без организации юридического лица (зарегистрировано).
  4. Неформальная организация граждан — это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах.

Всем формам организаций  присущи общие черты: 
· наличие хотя бы одного сотрудника; 
· наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества; 
· получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, услуги, информация, духовная пища); 
· преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, сырье, оборудование, знания, информация). 
Классификация организаций проводится по самым разным признакам: по размеру, по форме собственности, по источникам финансирования, по признаку формализации, по отношению к прибыли, по организационно-правовой форме и др. 
Перечислим основные признаки классификации организаций:

  • по отношению к власти ~ правительственные и неправительственные;
  • по отношению к главной цели — общественные и хозяйственные;
  • по отношению к прибыли — коммерческие и некоммерческие;
  • по отношению к бюджету — бюджетные и внебюджетные;
  • по форме собственности — государственные, муниципальные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;
  • по уровню формализации — формальные и неформальные;
  • по отраслевой принадлежности — промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;
  • по самостоятельности принятия решений — головные, дочерние, зависимые;
  • по размеру и численности членов организации —- крупные, средние, малые.

Наверное, существует еще много признаков, по которым  можно классифицировать организации, например, по территориальной принадлежности (организации Западного округа Москвы), по политической ориентации (красный пояс) и т.п. 
Общественные организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др. Осуществляют добровольно общественную деятельность, например, »Экология и мир», «Столичное собаководство», «Гринпис», «Союз потребителей» и пр. 
Хозяйственные организации удовлетворяют потребности индивидуума и общества путем хозяйственно-производительной деятельности. В свою очередь они подразделяются на производственные, научно-производственные, посреднические и др. 
Правительственная организация (ПО) — такой статус дается официальными органами власти федерального или местного уровней. К правительственным организациям относятся организации, зафиксированные в Конституции, указах Президента, например, министерства, государственные комитеты, Администрация Президента, префектуры, районные управы и пр. На эти организации распространяются различные привилегии и определенные жесткие требования (привилегии — финансирование, льготы, социальное обеспечение; требования — государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие структуры, не имеет права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды своих сотрудников. Неправительственные организации — это те, которые не имеют статуса ПО. 
Коммерческие организации — организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров. Согласно Государственному Кодексу Российской Федерации (ГК РФ) к ним отнесены: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. 
Некоммерческие организации — ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то что цели их носят некоммерческий характер, они могут заниматься предпринимательством и получать прибыль, идущую на текущие расходы. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации, прибыль не облагается налогом. В соответствии с ГК РФ к некоммерческим отнесены: потребительские кооперативы, общественные и религиозные, благотворительные и другие фонды, ассоциации, союзы, учреждения. 
Бюджетные организации — источником финансирования таких организаций является государственный бюджет или бюджет государственного органа. Бюджетные организации освобождаются от многих налогов, в том числе от НДС. 
Небюджетные организации — сами изыскивают источники финансирования, в том числе источником финансирования может быть бюджет, а инвестором — бюджетная организация. 
По форме собственности различают государственные, муниципальные, общественные организации и организации со смешанной формой собственности. 
Государственные и муниципальные организации полностью или частично находятся под контролем государственных или муниципальных органов власти. 
Частные организации — это организации, созданные индивидуальными предпринимателями: товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства, а также созданные за счет взносов акционеров: акционерные общества, хозяйственные товарищества и др. 
Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, частной, иностранной. Например, акционерное общество наряду с участием государственного капитала привлекает частные, в том числе и иностранные инвестиции. 
По уровню формализации различают формальные и неформальные организации. 
Формальные организации — это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации. Это объединение людей, связанных договором о своих правах и обязанностях. Формальные организации могут иметь статус юридического или неюридического лица. 
Неформальные организации — незарегистрированные в государственных органах власти. Это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах, создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и пр. (группа туристов, объединение друзей бега и т.п.). Признак формирования неформальной организации — появление неформального лидера. Появление сильного лидера увеличивает шансы перерастания неформальной организации в формальную.

25. II.Внешняя и внутренняя среда организации

Среда прямого воздействия: конкуренты, трудовые ресурсы, поставщики, законы и учреждения государственного регулирования, потребители.

Среда косвенного воздействия: международные события, политические, социокультурные факторы, состояние  экономики, НТП.

Среда прямого воздействия  включает факторы, которые непосредственно  влияют на операции организации и  испытывают на себе прямое влияние  операций организации. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые  могут не оказывать прямого, немедленного воздействия на операции, но, тем  не менее, сказываются на них.

К характеристике внешней  среды относятся:

·  взаимосвязанность факторов;

·  сложность;

·  подвижность;

·  неопределенность.

Взаимосвязанность факторов внешней среды – уровень силы, с которой изменение одного фактора  воздействует на другие факторы. Под  сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация  обязана реагировать, а также  уровень вариантности каждого из них. Подвижность среды – скорость, с которой происходит изменение  в окружении организации. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает  организация по поводу конкретного  фактора, а также функцией уверенности  этой информации.

Внешняя среда организации  прямого воздействия:

·  поставщики (сырье, материалы, финансы) ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;

·  государственные органы (организация обязана соблюдать требования органов государственного регулирования, то есть принудительного выполнения законов в сферах компетенции этих органов);

·  потребители (согласно точки зрения Питера Друкера цель организации - создать потребителя, поскольку ее существование и выживание зависит от способности находить потребителя, результатов своей деятельности и удовлетворять его запросу);

·  конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремление обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке;

·  трудовые ресурсы - часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, необходимых для участия в процессе труда.

Внешняя среда косвенного воздействия:

·  технология - совокупность средств, процессов, операций, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие;

·  состояние экономики - влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и способность всех потребителей покупать определенные товары и услуги;

·  социокультурные факторы - установки, жизненные ценности и традиции, влияющие на организацию.

Внутренняя среда организации - ситуационные факторы внутри организации. К основным переменным внутри организации  относятся цели, структура, задачи, технология и люди. Цели - конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Структура  организации представляет собой  логическое взаимоотношение уровней  управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая  позволяет наиболее эффективно достигать  цели организации. Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным  способом в заранее определенные сроки.

26. Система проектного управления деятельностью предприятия

Практически перед каждым руководителем предприятия стоит  цель повышения эффективности производства, снижения издержек и увеличения прибыли. Одним из современных методов  реинжиниринга производственной деятельности является ее реорганизация на проектной  основе. Для этого предназначена  «Система проектного управления» процессами разработки, производства и поставки заказчику конкретных видов продукции  и услуг в рамках отдельных  проектных структур.

Цели создания системы проектного управления деятельностью  предприятия:

  1. Повышение эффективности управления финансовыми и материальными ресурсами, которое заключается в фиксированном распределении затрат на конкретный проект.
  2. Снижение себестоимости продукции (услуг) за счет оптимизации затрат на реализацию проекта.
  3. Сокращение сроков разработки, производства и поставки продукции и услуг заказчику (потребителю) за счет концентрации ресурсов и рациональной организации исполнения проекта.
  4. Общее повышение качества стратегического, оперативного и текущего управления предприятия за счет внедрения современных методов и технологий менеджмента.

Для реализации этих целей  предлагается подсистема «Проекты»  из комплекса бизнес приложений Oracle E-Business Suite и система календарно-сетевого планирования (Microsoft Project, Primavera).

В зависимости от требований заказчика, подсистема «Проекты» может  быть интегрирована с другими  подсистемами и модулями Oracle E-Business Suite:

Система проектного управления деятельностью предприятия  обеспечивает следующую функциональность:

  1. Ведение проектов:
    • классификации проектов,
    • структурирование проектов, задание иерархии задач по проектам, предполагаемых сроков выполнения задач,
    • определение организаций и подразделений, ответственных за проект и отдельные задачи проекта,
    • назначение руководителя проекта и основных исполнителей с указанием их роли в проекте и возможностью задания уровней доступа исполнителей по вводу данных и просмотру отчетности,
    • определение различных статусов проектов, задающих ограничения на ввод определенных данных по проектам,
    • определение схем утверждения проектов и/или смены статусов проекта.
  2. Учет затрат по проектам:
    • классификация затрат (категории, типы затрат),
    • ввод затрат и импорт затрат из других модулей,
    • учет косвенных затрат по проекту.
  3. Анализ затрат:
    • ввод бюджетов проектов,
    • сравнение затрат с бюджетом.
  4. Учет капитальных проектов:
    • ввод строящихся основных средств,
    • сбор затрат на строительство основных средств.
  5. Управление контрактами (договорами):
    • ведение договоров,
    • управление и контроль исполнения договоров по проектам.
  6. Выставление счетов по проектам:
    • правила выставления счетов,
    • выставление счетов-фактур заказчикам.
  7. Анализ доходов:
    • ввод бюджета дохода,
    • сравнение бюджета дохода и факта.
  8. Управление ресурсами:
    • планирование сотрудников на проекты,
    • учет времени и затрат сотрудников на проекты.

Информация о работе Принципы и функции управления производством