Применение количественных и качественных методов управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое – либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, насколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………..…………………….4
1. Методология разработки и применения стратегических управленческих решений
1.1 Понятие количественных и качественных методов прогнозирования……6
1.2 Классификация методов прогнозирования…………………………….……9
1.3 Управление процессом прогнозирования………………………………….14
2. Анализ практики прогнозирования на предприятии ОАО «Волгогазоаппарат»
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Волгогазоаппарат»……………………………………………………………..17
2.2 Анализ количественных методов, используемых при прогнозировании стратегических управленческих решений на предприятии ОАО «Волгогазоаппарат»……………………………………………………………..20
2.3 Оценка качественных методов, используемых в стратегии предприятия ОАО «Волгогазоаппарат»……………………………………………………….24
3. Мероприятия, направленные на улучшение стратегии предприятия ОАО «Волгогазоаппарат»
3.1 Пути повышения прибыли и уровня рентабельности на ОАО «Волгогазоаппарат»……………………………………………………………..28
3.2 Совершенствование организационной стратегии на предприятии ОАО «Волгогазоаппарат»……………………………………………………………..35
Заключение…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая РУР.docx

— 107.79 Кб (Скачать)

Научно обоснованная классификация  дает возможность увеличить число приемов (модификаций) на нижних уровнях классификации, куда могут быть внесены новые элементы.

По степени формализации (по первому  классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно  разделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы прогнозирования  используются в тех случаях, когда  невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при  котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос – ответ»; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.

На рисунке 1 представлена классификационная схема методов прогнозирования.

Рисунок 1 - классификационная схема методов прогнозирования

Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата и, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

В группу формализованных (детерминированных) методов входят две подгруппы: экстраполяции  и моделирования. К первой подгруппе  относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних, адаптивного сглаживания, авторегрессионного преобразования, гармонических весов; ко второй - структурное, сетевое, матричное и имитационное моделирование.

Рассмотренные классы интуитивных  и формализованных методов схожи  по своему составу с экспертными  и «фактографическими» методами. Фактографические методы основаны на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии, экспертные базируются на информации, полученной по оценкам специалистов-экспертов.

В класс экспертных методов прогнозирования  входит метод эвристического прогнозирования (эвристика - наука, изучающая продуктивное, творческое мышление). Это аналитический  метод, суть которого заключается в  построении и последующем усечении «дерева поиска» экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, полученных путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых либо полностью, либо частично не поддается формализации[16,c.-45].

Особое место в классификации  методов экономического прогнозирования занимают так называемые комбинированные методы, которые объединяют различные другие методы. Например, коллективные экспертные оценки и методы моделирования или статистические и опрос экспертов.

В качестве информации используется фактографическая и экспертная информация.

При классификации методов прогнозирования  необходимо иметь в виду, что содержательная систематизация методов прогнозирования должна определяться самим объектом прогнозирования, экономическими процессами развития и их закономерностями.

С точки зрения оценки возможных  результатов и путей прогнозного научно-технического развития прогнозы можно классифицировать по трем этапам: исследовательскому, программному и организационному.

Задачей исследовательского прогноза является определение возможных результатов будущего развития и выбор из множества возможных вариантов одного или нескольких положительных результатов. Так, например, развитие средств вычислительной техники можно отразить в росте их быстродействия, увеличении объема памяти и диапазона логических возможностей[9,c.-80].

Основная цель этого этапа состоит  в раскрытии широкой гаммы  принципиально возможных перспектив в виде одной или ряда научно-технических  проблем, подлежащих решению в течение  прогнозируемого периода.

Программный аспект прогноза заключается в определении возможных путей достижения желаемых и необходимых результатов; ожидаемого по времени реализации каждого из возможных варианта и степени достоверности в успешном достижении некоторого результата по тому или иному варианту.

Организационная сторона прогноза включает в себя комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих достижение определенного результата по тому или иному варианту. В организационном аспекте исходят из представления о наличных экономических ресурсах и накопленном научном потенциале. Здесь должна быть сформулирована обоснованная гипотеза развития комплекса организационных параметров науки, дана вероятностная оценка рекомендуемой схеме распределения ресурсов и перспективам роста научного потенциала на прогнозируемый период.

Рассмотренные этапы научно-технического развития, как правило, выступают комплексно и находятся во взаимосвязи.

 

 

1.3 Управление  процессом прогнозирования

В процесс прогнозирования  непременно должны быть вовлечены способности  и здравый смысл руководящего персонала. Специалист, занимающийся прогнозированием, должен рассматриваться как советник менеджера, а не как оператор некоего  устройства, автоматически принимающего решения. К сожалению, именно эта  ситуация чаще всего встречается  на практике, особенно в связи с  появлением компьютеров. Повторим, что  количественный аппарат в процессе прогнозирования должен восприниматься как инструмент (чем он в действительности и является), используемый менеджером для принятия наилучшего решения.

Эффективность и уровень  использования прогнозирования  могут быть повышены, если менеджмент примет по отношению к нему более  реалистичное отношение. Прогнозирование  следует рассматривать не как  некое пророчество, а скорее, как  лучший способ выявления и экстраполяции  существующих схем или взаимоотношений  с целью прогнозирования. Если такое  отношение будет воспринято, то ошибки прогноза будут рассматриваться  как неизбежные, а обстоятельства, их порождающие, непременно подлежащими  исследованию.

Следовательно, для того чтобы соответствующим образом  руководить процессом прогнозирования, следует найти ответы на несколько  ключевых вопросов.

  • Почему необходим прогноз?
  • Кто будет использовать прогноз, и в чем состоят его основные требования?
  • Какой уровень - отдельные составляющие или обобщенные показатели - требуется и каковы соответствующие временные рамки?
  • Какие имеются данные и будет ли их достаточно для того, чтобы получить необходимый прогноз?
  • Во что обойдется выполнение прогноза?
  • Какова ожидаемая точность прогноза?
  • Будет ли прогноз сделан вовремя, чтобы помочь процессу принятия решения?
  • Ясно ли понимает создающий прогноз специалист то, как он будет использован на предприятии?
  • Существует ли обратный процесс, позволяющий оценить прогноз после того, как он был сделан, и внести соответствующие уточнения в процесс прогнозирования?

Целью создания прогноза является уменьшение того уровня неопределенности, в пределах которого менеджер должен принимать решения. Эта цель диктует  два основных правила, которым должен следовать процесс прогнозирования.

1. Прогнозирование должно  быть технически корректным и  должно порождать прогнозы, достаточно  точные для того, чтобы отвечать  нуждам фирмы.

2. Процедура прогнозирования  и ее результаты должны быть  достаточно эффективно представлены  менеджменту, что обеспечит использование  прогнозов в процессе принятия  решения во благо фирмы. Результаты  прогнозирования также должны  быть сбалансированы в отношении  затрат/прибыли[22,c.-109].

Итак, процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных  состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его  существования. Прогнозирование управленческих решений наиболее тесно связано  с планированием. План и прогноз  представляют собой взаимодополняющие  друг друга стадии планирования при  определяющей роли плана как ведущего звена управления. Прогноз в системе  управления является предплановой разработкой  многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и  другие показатели в прогнозе носят  вероятностный характер и обязательно  предусматривают возможность внесения корректировок.

Целью прогнозирования управленческих решений является получение научно обоснованных вариантов тенденций  развития показателей качества, элементов  затрат и других показателей, используемых при разработке стратегических планов и проведении научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), а также в развитии всей системы менеджмента.

Таким образом, мы рассмотрели  основные группы методов, которые могут  использоваться на различных этапах разработки и принятия управленческих решений. Отметим еще раз, что  многие из них имеют универсальный  характер и могут применяться  на нескольких этапах процесса принятия решений в зависимости от особенностей каждой конкретной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ практики  прогнозирования на предприятии  ОАО «Волгогазоаппарат»

2.1.  Организационно  – экономическая характеристика  предприятия ОАО «Волгогазоаппарат»

Адрес офиса и производственных подразделений: 400012, г.Волгоград, ул.Новодвинская, 16.

Генеральный директор: Даев В.А.

Заместитель генерального директора: Винник А.И.

Сфера деятельности: производство газовых  плит, газовых водонагревателей, электрошашлычниц, запасных частей и комплектующих  к газовым плитам.

Форма собственности: 53% акций принадлежит  представителям Москвы, остальные руководству  предприятия.

Общая численность рабочих: составляет 1961 человек.

В приложении 1 представлена структура производства и управления ОАО «Волгогазоаппарат».

Открытое акционерное  общество (ОАО) — форма организации  публичной компании; акционерное  общество. Основным отличием от закрытого  акционерного общества является право  акционеров отчуждать свои акции  физическим или юридическим лицам  без решения общего собрания акционеров.

Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции. Основные задачи:

- оценка объема, качества, динамики, структуры продукции;

- разработка рекомендаций (мероприятий) как текущего характера,  так и на перспективу;

- проверка сбалансированности  и оптимальности намечаемого  вида продукции, а также оценка  реальности и напряженности производственных  показателей;

- выявление влияния отдельных факторов на конечный результат.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая  продукция.

Таблица 1

Объем продаж по видам продукции за 2009 – 2012 гг.

Год

1447 «Электа»

14101 «Лада»

1469 «Дачница»

1216 «Настольная»

12101 «Лада-2»

2009

шт.

42003

62812

1560

3861

12648

т. руб.

46683,67

81948,8

933,913

1013,042

13213,943

2010

шт.

59104

64214

3198

5766

14441

т. руб.

73433,08

90569,6

2080,730

1825,058

17055,064

2011

шт.

78289

60188

3829

3804

24655

т. руб.

116727,4

85006,9

2906,8

1411,7

33383,2

2012

шт.

96373

63563

4836

4601

33076

т.руб.

185363,8

94263,9

4589,85

1946,45

51952,47


Из представленной таблицы видно, что объемы реализации продукции ОАО «Волгогазоаппарат» по всем видам продукции возрастают. Так, например, объем реализации плиты модели 1447 «Электа» возрос в период с 2009 по 2012 гг. на 56,4%, модели 12101 «Лада-2» на 61,8%.

Информационной базой  для анализа объемов производства и реализации продукции может  быть:

- Статистические показатели;

- Оперативные отчеты;

- Планы-графики производства;

- Планы экономического  и социального развития предприятия;

- Различные виды сопроводительной  документации.

Основные задачи:

- Оценка объема, качества, динамики, структуры продукции;

- Проверка сбалансированности  и оптимальности намечаемого вида продукции;

Информация о работе Применение количественных и качественных методов управления