Понятие, функции, элементы организационных коммуникаций

Автор: f***********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является государственная некоммерческая организация Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Самарской области.
Предметом данной работы является процесс управления организационными коммуникациями в ТФОМСе Самарской области.
В данной работе была поставлена следующая цель: проанализировать сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса внутри организации на примере Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Самарской области.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и сущность коммуникации в организации. 6
1.1 Коммуникации и их значение в процессе деятельности организации. 6
1.2 Основные этапы и элементы коммуникационного процесса 15
1.3 Коммуникационные сети, их виды 26
2 Анализ коммуникативного процесса и его элементов в ТФОМСе Самарской области 33
2.1 Технико-экономическая характеристика ТФОМСа Самарской области 33
2.2 Анализ этапов коммуникационного процесса в ТФОМСе Самарской области 39
2.3 Коммуникационные барьеры и их значение в работе ТФОМСа Самарской области 41
Заключение 48
Список использованной литературы 52

Работа содержит 1 файл

Курсовик..doc

— 315.50 Кб (Скачать)

     9) согласовывает совместно с правительством  области, профессиональными медицинскими  ассоциациями тарификацию стоимости  медицинской помощи, территориальную  программу обязательного медицинского страхования населения области и вносит в правительство области предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления;

     10) осуществляет взаимодействие с  Федеральным фондом обязательного  медицинского страхования Российской Федерации и другими территориальными фондами обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации;

     Средства  ТФОМСА Самарской области находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

     Доходы  территориального фонда обязательного  медицинского страхования области  формируются за счет:

     а) части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством  Российской Федерации;

     б) части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере;

     в) страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего  населения, уплачиваемых правительством области, с учетом территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на здравоохранение;

     г) доходов, получаемых от использования  временно свободных финансовых средств  и нормированного страхового запаса финансовых средств ТФОМСа Самарской области;

     д) финансовых средств, взыскиваемых с  юридических и физических лиц  в результате предъявления им регрессных требований;

     е) добровольных взносов физических и  юридических лиц;

     ж) иных поступлений, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

     Расходование  средств ТФОМСа Самарской области осуществляется в соответствии с его бюджетом, утверждаемым областным законом.

     В состав расходов бюджета ТФОМСа Самарской области включается финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию. При этом расходы на финансирование территориальной программы включают расходы на ведение дела страховых медицинских организаций, выполнение управленческих функций территориальными фондами, а также на формирование нормированного страхового запаса.

     Из  поступивших на основные счета территориального фонда средств части единого  социального налога, части единого налога на вмененный доход, подлежащих зачислению в ТФОМС Самарской области, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, территориальный фонд осуществляет:

     - оплату медицинских услуг, оказываемых  гражданам, застрахованным территориальным  фондом;

     - финансирование мероприятий по  здравоохранению в рамках региональных  целевых и отраслевых программ, утвержденных в установленном порядке для медицинских учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования;

     - формирование нормированного страхового  запаса, предназначенного для обеспечения  финансовой устойчивости системы  обязательного медицинского страхования;

     - формирование средств, предназначенных  на обеспечение им управленческих  функций по нормативу, устанавливаемому  исполнительным директором по  согласованию с правлением территориального  фонда в процентах к размеру  всех поступивших средств без учета остатка финансовых средств на начало года.

     Временно  свободные финансовые средства в  целях их защиты от инфляции и обеспечения  стабильного финансирования обязательного  медицинского страхования используются для размещения банковских депозитов  и приобретения государственных ценных бумаг.

     Временно  свободные финансовые средства являются средствами целевого назначения и остаются в распоряжении территориального фонда. Доходы от использования временно свободных  финансовых средств и нормированного страхового запаса ТФОМСа могут быть использованы на следующие цели:

     - на пополнение фондов ТФОМСа;

     - на выравнивание условий деятельности  медицинских учреждений, осуществляющих  программу обязательного медицинского  страхования;

     - на развитие материально - технической  базы лечебно - профилактических учреждений, осуществляющих программу обязательного медицинского страхования;

     - на экономическое стимулирование  эффективно и качественно работающих  медицинских учреждений;

     - на организацию мероприятий по  снижению рисков заболеваний среди граждан, стимулирование у застрахованных граждан формирования здорового образа жизни;

     - на повышение квалификации и  обучение кадров, работающих в  системе обязательного медицинского  страхования.

     Руководство деятельностью ТФОМСа Самарской области осуществляется правлением, состоящим из 15 человек (депутаты  Законодательного Собрания, представители органов исполнительной власти области) и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором, который назначается на должность губернатором области по согласованию с правлением. У исполнительного директора в подчинении более 25 человек. В организационной структуре 4 отдела: отдел организации сбора и учета страховых взносов и платежей, отдел обязательного медицинского страхования (ОМС), финансово-экономический отдел и бухгалтерия.

     Правление территориального фонда обязательного  медицинского страхования области  определяет перспективные задачи ТФОМСа Самарской области, согласовывает с управлением здравоохранения правительства области, профессиональной медицинской ассоциацией территориальную программу обязательного медицинского страхования граждан области, утверждает годовые отчеты о результатах деятельности ТФОМСа, определяет направления использования финансовых средств и нормированного страхового запаса.

     Основные  виды деятельности исполнительного  директора ТФОМСа следующие:

     а) представление интересов ТФОМСа, распоряжение его имуществом;

     б) заключение договоров, в том числе  трудовых;

     в) открытие в банках расчетных и других счетов, распоряжение средствами фонда;

     г) утверждение штатного расписания и  сметы расходов, издание приказов,  осуществление административно-распорядительной деятельности по управлению ТФОМСом;

     2.2 Анализ этапов коммуникационного процесса в ТФОМСе Самарской области

 

     В первой главе мы подробно останавливались  на этапах и элементах  коммуникационного  процесса. Этими этапами являются: формирование идеи, кодирование и выбор канала передачи, передача, декодирование, обратная связь. Основными элементами коммуникаций являются: отправитель, сообщение,  канал и получатель.

     В практике управления фондом, как и других организаций, присутствуют все вышеназванные коммуникационные составляющие. Однако на каждом этапе коммуникационного процесса в отдельно взятой организации есть свои особенности. Рассмотрим эти особенности исходя из элементов, этапов комуникационного процесса, видов коммуникаций присущих ТФОМСу Самарской области.

     Особенностью  исследуемой организации является то, что она небольшая (25 человек), занимает один этаж административного здания, имеет специфические функции, вытекающие из названия организации и ее организационно-правовой формы: государственная и некоммерческая.

     Коммуникационный  процесс начинается с идеи сообщения (приказа, постановления, решения). Какое сообщение следует сделать предметом обмена, решает отправитель. Отправителем в данном случае выступает директор фонда. На этом этапе отправитель решает, какую точку зрения следует передать получателю. Но чтобы обмен информацией прошел эффективно, необходимо учесть множество ситуационных факторов характеризующих обстановку в целом, воспринимающую сторону и возможные последствия коммуникационного процесса. Так, например, если руководитель хочет обменяться информацией о результатах работы подчиненного, то он четко понимает, что речь идет о сильных и слабых сторонах личности  работника. В таких случаях он не говорит только хорошо или только плохо, а придерживается дипломатической линии.

     На  втором этапе руководителю необходимо превратить идею в сообщение, т.е. закодировать ее с помощью символов – слов, интонации, жестов. Типу символов соответствует канал передачи информации. Характерными каналами является передача речи, письменных материалов, электронные средства связи, электронная почта, реже всего -  видеоконференции. Нужно заметить, что в ТФОМСе Самарской области, независимо от канала передачи сообщения, самым распространенными являются официальные коммуникации (прямые разговоры, письменные приказы), а также неформальные коммуникации, происходящие непосредственно через общение между сотрудниками отделов.

     Для того чтобы быть уверенным в том, что информация поступила к получателю, нередко в организации ТФОМС пользуются двумя - тремя каналами передачи. Так, напримep, переданное по телефону сообщение подтверждается письменным приказом. Эффективность двух, трехканальной связи подтверждается наблюдениями в ходе проведения анкетирования. Но все же без крайней необходимости многоканальные связи не употребляются, чтобы не увеличивать потоки бумаг. Они предназначены, прежде всего, для усиления контроля над выполнением работы, акцентированием важности предлагаемого задания, правильной интерпретации сообщения получателем. Нередко канал передачи сообщения зависит от самой информации, содержащейся в нем.

     Информация, которая используется в организации  для коммуникационного управления, подразделяется на:

  1. базовую, формируемую независимо от конкретной управленческой задачи;
  2. текущую, регулярную или разовую, специально собираемую для данной управленческой задачи.

     Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на:

  1. документированную, фиксируемую в документах (счетах, учетных, бухгалтерских и других документах);
  2. недокументированную (телефонные разговоры, совещания, межличностные контакты, сплетни и т. д.)

     По  аспектам коммуникационного управления информация может быть экономическая, организационная, социальная, техническая. Кроме того, информация, заложенная в сообщении, может содержать  разную степень срочности и актуальности, что, непременно сказывается на этапе выбора канала передачи сообщения, а также степени ее восприятия и возникновении обратной связи.

     Горизонтальные  коммуникации  в основном протекают  неформальным образом, непосредственно  через общение между сотрудниками. Если одному отделу необходима какая-либо информация от другого отдела, то данный запрос и поступившая в ответ информация чаще всего поступает напрямую, минуя директора, образуя следующую схему:

     

     Запрос - ответ

     Схема 2.1 Горизонтальные коммуникации.

     Таким образом, основными видами коммуникаций в ТФОМСе Самарской области являются: коммуникации межличностные, вербальные, горизонтальные, а также имеют неформальный характер в связи с особенностями структуры и специфики деятельности.

     2.3 Коммуникационные  барьеры и их значение в работе ТФОМСа Самарской области

 

     При рассмотрении барьеров и других негативных явлений, происходящих  в коммуникационном процессе необходимо вернуться к  сущности коммуникаций, но с точки  зрения психологии и мотивации поведения  элементов при общении друг с другом.

     Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. Специфика межличностного информационного обмена определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания информации.

Информация о работе Понятие, функции, элементы организационных коммуникаций