Понятие, функции, элементы организационных коммуникаций

Автор: f***********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является государственная некоммерческая организация Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Самарской области.
Предметом данной работы является процесс управления организационными коммуникациями в ТФОМСе Самарской области.
В данной работе была поставлена следующая цель: проанализировать сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса внутри организации на примере Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Самарской области.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и сущность коммуникации в организации. 6
1.1 Коммуникации и их значение в процессе деятельности организации. 6
1.2 Основные этапы и элементы коммуникационного процесса 15
1.3 Коммуникационные сети, их виды 26
2 Анализ коммуникативного процесса и его элементов в ТФОМСе Самарской области 33
2.1 Технико-экономическая характеристика ТФОМСа Самарской области 33
2.2 Анализ этапов коммуникационного процесса в ТФОМСе Самарской области 39
2.3 Коммуникационные барьеры и их значение в работе ТФОМСа Самарской области 41
Заключение 48
Список использованной литературы 52

Работа содержит 1 файл

Курсовик..doc

— 315.50 Кб (Скачать)
 

     Таким образом, из рассмотренного выше можно  сделать вывод, что коммуникации осуществляются в различных видах и формах, исследование которых позволяет определить способы повышения их эффективности.

     Особого внимания заслуживают межличностные  коммуникации, которые зависят от множества факторов. Изучение влияния  различных факторов, таких, как, обратная связь, статусные различия, компетентность, доверие и совместимость работников, культурные различия и многие другие, позволит изучить процессы межличностных коммуникаций.

     1.3 Коммуникационные сети, их виды

 

     Линия, связывающая две организационные  единицы, называется каналом.

     Если  канал в момент передачи обмена информацией  связывает более двух организационных единиц, он образует информационную сеть.

     Сети  могут быть открытыми и закрытыми.

     Открытой  считается сеть, в которой в  точках выхода каналов поток информации может остановиться, так как дальше пути нет. Вернуться он может только тем же путем, каким пришел. Рассмотрим коммуникационные сети на рисунке 1.4.

     а) цепочка 

     

     

     

     б) игрек (Y)        в) колесо

     

     г) шпора                                               д) круг   е) вертушка

     

               ж) многоканальная                                             з) палатка 
 
 
 
 
 
 
 

     и) дом                                                                                  к) тент

     Рис.1.4 Виды коммуникационных сетей 

     В замкнутой (закрытой) информационной сети информация может вернуться к  отправителю по другому каналу, отличному  от того, по которому была послана. Однако точка возврата необязательно будет исходной, сообщение может поступить в замкнутую сеть извне.

     «Колесо». Вся информация стекается к сотруднику, занимающему центральное положение. Иногда эту сеть называют «звезда». Силовые линии исходят из центра. В сетях типа «колесо» представлена формальная централизованная иерархия власти, при которой подчиненные осуществляют коммуникации друг с другом через своего начальника. «Колесо» позволяет начать действовать быстрее. Информация из центра одновременно посылается во все точки. Здесь всегда ясно, кто несет ответственность, достигается больше порядка.

     Это наиболее устойчивый тип сети, в  ней трудно образовать неформальный канал. Однако «колесо» сильно зависит  от личностных характеристик лидера (центра). Может возникнуть информационная перегрузка центра. Возможна фильтрация информации центром.

     «Цепочка» — линейная связь. Поток информации идет по прямой от А к Б, В, Г, Д  и наоборот. «Цепочка» эффективна при выполнении повторяющихся, стандартных, рутинных операций, но плохо подходит для работы в постоянно изменяющихся условиях.

     «Шпора» или «Игрек (Y)» аналогичны «колесу», но включают три уровня, пункт А старше всех. Он несет ответственность за всю организацию, его контрольные функции (подлинная власть) в большей степени зависит от действий Б в его промежуточной позиции. Б — центр реальной власти в «шпоре». Этой властью можно пользоваться как в интересах А, так и в собственных интересах Б, возможно, и в интересах В, Г, Д. «Шпора» используется для снижения информационной перегрузки центра, отмеченной в «колесе», при этом следует тщательно продумать работу В. Централизованные сети типа «шпора» и «Y» эффективны при решении простых проблем.

     «Вертушка»  используются в ситуациях, когда  группы осуществляют коммуникации по кругу. Здесь возможен обмен мнениями, хотя есть опасность искажения информации при ее интерпретации.

     «Круг»  — коммуникации осуществляются между  людьми, расположенными рядом друг с другом. В «круге» более благоприятный  климат, он менее устойчив, чем «колесо».

     «Всеканальные»  сети — полностью децентрализованные сети. В них формальное лидерство разделено или полностью отсутствует. Человека (лидера), контролирующего работу сети, в этой схеме нет.

     Этот  тип сети используется, когда необходимо участие всех сотрудников в решении  сложных проблем. Здесь каждый при  желании имеет возможность высказать  свое мнение. В этой сети больше энтузиазма, деловой активности, творческой работы сотрудников. Она быстрее поддается совершенствованию. В ней воспитываются лидеры, обеспечивается равноправный доступ ко всей информации. Достоверность и надежность информации высока, ее контроль более тщательный может осуществляться из нескольких точек, доступна проверка информации.

     К основным недостаткам всеканальной сети можно отнести опасность  группового единомыслия, неадекватность оценки трудностей (в группе — и  «море по колено»), возникает угроза нарушения стабильности и порядка, появляется опасность необъективного подхода к выбору лидера.

     Во  вторичных сетях типа «тент», «палатка», «дом» позиции Б и В, Г и  Д находятся на одних организационных  уровнях. Стрелки показывают направление  силовых линий, информация идет в  обоих направлениях.

     «Тент»  — здесь две разные силовые  линии идут от руководителя А, который организует и обрабатывает информацию. Это очень сильная и устойчивая сеть при условии четко определенной власти и ответственности. Здесь возникает минимум неофициальных взаимодействий.

     «Палатка» образуется, когда руководитель в позиции А («босс») решает, что его старшим подчиненным Б и В выгоднее вместе заняться общими делами, прежде чем передавать их наверх. Верхние позиции А, Б, В образуют замкнутую сеть — небольшой круг, с каналом между Б и В.

     «Палатка» может быть очень эффективной и действенной при условии четкого определения прав и обязанностей Б и В. В противном случае возникает широкая область неопределенности или потенциальных разногласий, требуется постоянное вмешательство; пункта А производительность сети снижается.

     «Дом» получается, когда возникает новый официальный канал Е-Д, это полностью замкнутая система. Возможна связь каждого пункта с другими точками по нескольким каналам.

     Здесь три круга коммуникаций: большой, объединяющий всех членов сети и два  малых — А, Б, В и Б, В, Г и Д.

     С организационной точки зрения «дом»  — самая уязвимая из всех информационных сетей из-за множества официальных  каналов, по которым от одного пункта к другому передается информация.

     Рассматривая  групповые процессы и их эффективность, важно определить, какой вклад вносит каждый из членов группы в выполнение стоящих перед ней задач. Об этом дает представление анализ коммуникаций в группе.

     Таблица 1.4 - Содержание групповых коммуникаций.

Вид коммуникации      Пояснение

     (смысл  поведения членов группы)

Предложение Новое предложение, идея, определенный образ действий
Поддержка или сотрудничество Отстаивание своей  позиции или поддержка идеи коллег, заботящихся об общей идее, миссии, цели группы
Обоснование Развитие идеи или предложения коллеги
Содействие Обеспечение надежной информацией всегда готовых к  работе членов группы и подталкивающих остальных к достижению высокой  производительности
Несогласие Критика позиции  других членов группы
Вызов Члены группы, для  которых свойственны прямота  и открытость, оспаривают цели, методы и даже этику группы. Они спорят с лидером. Вдохновляют группу на решения, которым сопутствует тщательно взвешенный риск.
Предоставление  информации Предоставляют новые факты или проясняют  идеи и мнения
Поиск информации Стимулирование  поиска фактов, предложений, идей или  высказывания мнений другими членами  группы
Установление  согласия, разрешение конфликта Призывы к согласию и установление его, способствующие созданию спокойной рабочей атмосферы, предупреждению и разрешению конфликтов
 

     Из  таблицы видно, какое многообразие видов коммуникации присутствует в  организации и на что конкретно  направлен тот или иной ее вид.

     Таким образом, значение коммуникаций трудно переоценить, они важны для руководителей организаций по следующим причинам:

     1. Коммуникации необходимы для эффективности управления;

     2. Коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя;

     3. Хорошо налаженные коммуникационные сети содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности.

     4. Коммуникации имеют сложную и  гибкую структуру. Только знание  закономерностей построения коммуникаций  может принести успех. 

 

      Глава 2. АНАЛИХ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ В ТФОМСе САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

     2.1 Технико-экономическая характеристика ТФОМСа Самарской области

     Территориальный фонд обязательного медицинского страхования  Самарской области создался решением Законодательного Собрания области для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

     ТФОМС Самарской области является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. ТФОМС Самарской области является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Самарской области. ТФОМС имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банковских учреждениях Российской Федерации.

     Местонахождение ТФОМСа Самарской области - 443082, г. Самара, ул. Владимирская, 60.

     ТФОМС Самарской области подотчетен губернатору и Законодательному Собранию области.

     Основными задачами территориального фонда обязательного  медицинского страхования области  являются:

     - обеспечение реализации Закона  Российской Федерации "О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации";

     - обеспечение предусмотренных законодательством  Российской Федерации прав граждан  в системе обязательного медицинского  страхования;

     - обеспечение всеобщности обязательного  медицинского страхования граждан;

     - достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

     - обеспечение финансовой устойчивости  системы обязательного медицинского  страхования.

     Территориальный фонд обязательного медицинского страхования  области выполняет следующие функции:

     1) аккумулирует финансовые средства  фонда на обязательное медицинское  страхование граждан;

     2) осуществляет финансирование программы  обязательного медицинского страхования,  проводимого страховыми медицинскими  организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда обязательного медицинского страхования области;

     3) осуществляет расходы на реализацию  мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами;

     4) контролирует объемы, сроки и  качество оказываемой лечебно-профилактическим  учреждением медицинской помощи  в соответствии с условиями  договора на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;

     5) защищает права застрахованных, решает в досудебном и предъявляет  в судебном порядке иски медицинскому  учреждению на материальное возмещение  физического или морального ущерба, причиненного застрахованному по его вине;

     6) осуществляет финансово-кредитную  деятельность по обеспечению  системы обязательного медицинского  страхования;

     7) накапливает финансовые резервы  для обеспечения устойчивости  системы обязательного медицинского  страхования в соответствии с действующим законодательством;

     8) осуществляет контроль за целевым  и рациональным использованием  финансовых средств, направляемых  на обязательное медицинское  страхование граждан, в том  числе проведение соответствующих  ревизий и целевых проверок в лечебно-профилактических учреждениях системы обязательною медицинского страхования;

Информация о работе Понятие, функции, элементы организационных коммуникаций