Автор: f***********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа
Объектом исследования является государственная некоммерческая организация Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Самарской области.
Предметом данной работы является процесс управления организационными коммуникациями в ТФОМСе Самарской области.
В данной работе была поставлена следующая цель: проанализировать сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса внутри организации на примере Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Самарской области.
Введение 3
1 Понятие и сущность коммуникации в организации. 6
1.1 Коммуникации и их значение в процессе деятельности организации. 6
1.2 Основные этапы и элементы коммуникационного процесса 15
1.3 Коммуникационные сети, их виды 26
2 Анализ коммуникативного процесса и его элементов в ТФОМСе Самарской области 33
2.1 Технико-экономическая характеристика ТФОМСа Самарской области 33
2.2 Анализ этапов коммуникационного процесса в ТФОМСе Самарской области 39
2.3 Коммуникационные барьеры и их значение в работе ТФОМСа Самарской области 41
Заключение 48
Список использованной литературы 52
К умным людям – тем, кто создает и поддерживает интеллектуальную собственность организации, – надо относиться как к ценности. Но, в отличие от других нематериальных активов, которые тоже составляют корпоративную ценность, люди могут покинуть организацию. Чтобы у них не возникало такого желания, одного материального стимулирования недостаточно. Предложить реальным и потенциальным «баллам гейтсам» систему участия в прибылях и приобретении акций, наделить их некоторыми правами собственности, гарантировать им постоянную востребованность и окружить их неформальной заботой и вниманием – все это в состоянии обеспечить внутриорганизационная коммуникация и грамотное управление ею.
Не
случайно к сфере внутрикорпоративной
коммуникации специалисты относят
бизнес-консультирование, организационно-
Формирование каналов коммуникации внутри организации определяется рядом принципов, достигается конкретными методами и инструментами. К ним относят: внутрифирменные издания (газеты, журналы); листовки; аудио – и визуальные средства; «горячий телефон»; доски объявлений; каналы межличностного (делового и неофициального) общения. Так, обеспечивая коммуникацию внутри организации, всеми известный холдинг ЮКОС в 2001 г. издал 50-тысячным тиражом «Справочное руководство сотрудника», которое объединяет в себе рекламный буклет, телефонный справочник и пособие для вновь принятого на работу. Беспрецедентной акцией стал телемост, организованный 15 апреля 2001 г. – в день рождения холдинга. Жители шести российских городов, в которых расположены добывающие и нефтеперерабатывающие предприятия компании, смогли пообщаться друг с другом, услышать поздравления от руководства компании7.
Формирование каналов коммуникации во внешней среде организации. Это чрезвычайно важное направление коммуникационного менеджмента обеспечивает ряд технологий, которые будут рассмотрены далее.
Эффект сетевого взаимодействия выражается в использовании выработанных коммуникацией стандартов. Допустим, выгоды от использования английского языка как нематериального актива компании возрастают именно потому, что этим языком пользуются контрагенты, клиенты, инвесторы и множество других людей, входящих в круг интересов компании. А заниматься созданием, поддержанием и защитой репутации выгодно потому, что это оборачивается ростом капитализации. К примеру, за 2000 – 2001 гг. ЮКОС потратил на формирование репутации около 300 млн. долл., в результате чего капитализация компании возросла на 7 млрд. долл. Отдача инвестиций – 27 долл. на один вложенный доллар8.
К
стандартам, выработанным коммуникацией,
можно отнести связь
Наконец, при управлении коммуникацией мы также сталкиваемся с экстерналией. Заботясь о своей репутации, о прозрачности своего бизнеса, совершенствуя бренд и т. п., собственники и менеджмент компании обеспечивают себе таким образом стабильный инвестиционный климат, приток квалифицированных кадров, завоевывают расположение потенциальных потребителей.
Внешний
сетевой эффект особенно заметен
при решении экономических
Важно,
чтобы руководители организации
осознавали важность свободного обмена
знаниями, то есть поддерживали самые
различные способы
«Я не рассылаю таких еженедельных отчетов, – пишет Гейтс, – но тоже обращаюсь к служащим Microsoft по всему миру с электронными посланиями по важнейшим вопросам. Как и Жак Нассер, я сам читаю адресованные мне письма работников компании и даю такие же поручения. Почтовые обращения сотрудников, предпринимаемые ими по собственной инициативе, чрезвычайно для меня полезны – таким образом я получаю возможность быть постоянно в курсе того, какие проблемы их волнуют и что они на этот счет думают».9 Таким образом, руководитель Microsoft формирует внутреннюю коммуникацию, обеспечивая сотрудничество в рамках конкретных проектов.
Компания через коммуникационную стратегию воздействует на свои основные целевые аудитории посредством специальных технологий, методов, инструментов. В их числе – public relations. Понять и познать клиента – задача public relations. PR – это особая функция управления, которая:
• способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью, способствует решению различных проблем и задач;
• помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него;
• определяет и делает особый упор на главной задаче руководства компании – служить интересам общественности;
• помогает руководству быть готовым к переменам и использовать их по возможности наиболее эффективно, выполняя роль «системы раннего оповещения» об опасности и помогая справиться с нежелательными тенденциями;
• использует исследования и открытое, основанное на этических нормах, общение в качестве основных средств деятельности.
PR эффективно «обслуживает» различные части интеллектуального капитала, напрямую и опосредованно влияя на компетенцию сотрудников, системы сетевого взаимодействия, организационные структуры, корпоративную культуру организации, а также на финансовое благосостояние организации10.
Выделим следующие критерии вклада коммуникации в финансовое благосостояние организации.
1.
Продвижение имиджа
2.
Внутренняя мотивация
3. Исключение двойственного толкования политики организации помогает избежать нежелательных споров и конфликтов.
4.
Поддержка истинных ценностей
организации ее сотрудниками
помогает ей сохранить
5.
Обмен информацией дает
6.
Связи с работниками
Таким образом, коммуникации имеют колоссальное значение в управлении, так как предоставляют необходимые средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации. Поэтому и менеджеры, и исполнители должны знать основные методы и способы применения коммуникационных технологий и быть способными принимать важные решения относительно их использования.
Коммуникации по своей природе — это контакт, связь с целью обмена идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде посредством символов или действий. Передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации — добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. В коммуникациях всегда участвуют элементы, без которых коммуникационный процесс не может происходить.
По крайней мере необходимо два лица — отправитель и получатель.
Отправитель — это любой индивид (сотрудник), имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации.
Отправитель формулирует смысл того, что и почему он хочет передать другому участнику процесса коммуникации.
Кодирование — перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов (слов, действий, выражения лица и т.п.). Основной формой кодирования выступает язык коммуникаций.
Сообщение — информация, которую отправитель передает желаемому получателю, формируется в результате кодирования. Отправитель ставит своей целью выражение сообщения в вербальной или невербальной форме.
Каналы, по которым передается сообщение в организации, различны. Информация может передаваться путем личного общения, телефонных переговоров, групповых встреч, передачи сообщений по факсу, докладных и служебных записок, документов, графиками производства и отгрузки продукции и т.д.
Получатель — индивид, воспринимающий сообщение отправителя.
Декодирование
— процесс превращения
Не следует отождествлять отправку сообщения и его передачу. Передача осуществляется только в случае, когда получатель реально получил сообщение.
Результаты декодирования зависят от навыков, установок, знаний, ожиданий, социокультурной среды получателя.
Обратная связь — присутствует, когда получатель демонстрирует реакцию на полученное сообщение. Это может быть любой сигнал получателя отправителю — кивок, подразумевающий понимание вопроса, быстрый ответ по электронной почте и т.д11. Дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение и вызвало ли оно ожидаемую реакцию.
Когда
адресат, получивший сообщение, отвечает
отправителю, роли сторон изменяются.
Между ними формируется взаимный
информационный поток, реакция каждой
стороны выражается в обратной связи на
сообщение. В этом случае устанавливается
двусторонний, коммуникативный процесс,
который представлен на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 - Этапы коммуникации и основные ее элементы
По видам коммуникации различают:
По субъекту и средствам коммуникаций
По форме общения
По каналам общения
По организационному признаку (по пространственному расположению каналов)
По направленности общения
Межличностные коммуникации — коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения12.
Информация о работе Понятие, функции, элементы организационных коммуникаций