Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:43, курсовая работа
На сегодняшний день столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли – естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы планирования конкурентоспособности продукции
1.1. Конкурентные стратегии и преимущества предприятия ………………..6
1.2. Методология оценки конкурентоспособности предприятия …………13
Глава 2. Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стоун-Сервис-Нева»
2.1. Общая характеристика предприятия ……………………………………...24
2.2. Анализ конкурентоспособности ООО «Стоун-Сервис-Нева»……….26 2.3.Рекомендации по повышению конкурентоспособности………………….33
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………………………..39
Вывод по первой главе.
Большинство
рассмотренных методов
- значимость для потребителя отдельных составляющих факторов;
- составляющие фирмы и внимание, которое необходимо каждой из них.
В качестве примера я решила рассмотреть фирму ООО «Стоун-Сервис-Нева». Данная организация занимается покупкой и дальнейшей реализацией инструмента для камнеобработки.
«Стоун-Сервис-Нева» - это консультационно-сервисный центр по камнеобрабатывающему инструменту в Санкт-Петербурге. Компания «Стоун-Сервис-Нева» работает на рынке камнеобрабатывающего оборудования с 1992 года и является представителем в России ряда крупных европейских фирм-производителей инструмента: Arntz (Германия), Flex (Германия), Abra Iride (Италия), и др. При их выборе руководство «Стоун-Сервис-Невы» придерживалось принципа "Лучшее из Европы по доступным ценам". Так же предпочтение отдавалось тем производителям, которые специализируются на определенных категориях товара. Опыт показывает, что именно такая продукция наиболее отвечает соотношению "цена/качество".
Сейчас ассортимент товаров, предлагаемых компанией "Стоун-Сервис-Нева", давно превышает 2 000 наименований и постоянно расширяется.
Основной ассортимент предлагаемых товаров:
Разнообразие предлагаемой продукции отвечает запросам самых требовательных покупателей, поэтому спрос на инструмент и оборудование, импортируемые компанией «Стоун-Сервис-Нева», постоянно растет.
Компания
«Стоун-Сервис-Нева»
Руководство
«Стоун-Сервис-Невы» большое
Существует большое количество подходов к оценке количественных и качественных характеристик состояния элементов внешней среды. Однако наиболее распространенными, получившими практическое применение в различных отраслях и сферах деятельности, являются модель М. Портера, PEST-анализ и SWOT-анализ, объединенные системным подходом к исследованию внешней и внутренней среды. С их помощью можно определить состояние конкурентной среды в какой-либо отрасли, получить общее представление о конкурентном положении фирмы и, в частности, её конкурентоспособности.
Сопоставляя эти среды с принятыми в маркетинге элементами внешней макросреды можно идентифицировать социальную среду с демографической и культурной.
Проведенный
анализ динамики развития макро- и микросреды,
а также определение прогноза
дальнейшего поведения основных
элементов на заданную перспективу
предоставляет возможность
Полученные результаты анализа должны быть использованы для проведения так называемого SWOT-анализа сильных и слабых позиций хозяйствующего субъекта. SWOT-анализ имеет вид матрицы, в которой отражается равное количество факторов каждой группы; сильной позиции, слабой позиции, возможностей и рисков.
Каждый квадрант матрицы, представленной на рисунке 2.7[1.15.;78], является основой для разработки четырех стратегических направлений развития хозяйствующего субъекта. Первое направление (1 квадрант) показывает суть стратегии развития, использующей преимущества и потенциал. Второе направление (2 квадрант) отражает стратегию развития, которая должна использовать потенциал для устранения и предотвращения процесса возникновения и усиления недостатков. Третье направление (3 квадрант) отражает настоятельную необходимость использования существующих преимуществ хозяйствующего субъекта перед конкурентами для преодоления рисков (угроз). Четвертое направление (4 квадрант) соответствует, в основном, стратегии стабилизации, направленной на неувеличение или устранение недостатков и предотвращение наиболее значимых для ее жизнеспособности рисков (угроз).
SWOT | Возможности
1 2 3 … |
Риски
(угрозы)
1 2 3 … |
Сильные позиции
(преимущества) 1 2 … |
1 квадрант | 3 квадрант |
Слабые позиции
(недостатки) 1 2 … |
2 квадрант | 4 квадрант |
Рисунок 2.7. - Матрица SWOT-анализа
Таким образом, в обобщенном виде все четыре стратегии можно отнести к двум – развития (наступательной) или стабилизации (оборонительной). Стратегия развития использует достоинства (сильные позиции или факторы), и потенциал для достижения наилучших экономических результатов (доходов, прибыли, рентабельности). Стратегия стабилизации использует преимущества и возможности, которые, как правило, являются весьма ограниченными, для снижения затрат на получение продукции и услуг.
Для стратегий развития строится матрица оценки потенциала (рис. 2.8)[1.15.;129], в которой по трехбалльной системе отражается экспертная количественная оценка вероятности использования конкретной возможности и степень ее влияния на получение наилучших результатов коммерческой деятельности.
Вероятность использования потенциала | Степень влияния потенциала на результаты | ||
сильная
(3 балла) |
умеренная
(2 балла) |
слабая
(1 балл) | |
высокая (3 балла) | 1 | 4 | 7 |
средняя (2 балла) | 2 | 5 | 8 |
низкая (1 балл) | 3 | 6 | 9 |
Рисунок 3.1. Матрица количественной оценки потенциала
Как видно из рисунка 2.8, к наиболее перспективным относятся возможности, имеющие высокую и среднюю вероятность реализации в будущем и соответственно сильное и среднее влияние на экономические результаты деятельности – секторы 1,2,4. Неперспективные секторы 6,8,9.
Однако необходимо обратить внимание на то, что для каждой возможности следует строить свою матрицу, сила влияния и вероятность использования потенциала определяется экспертными методами. Аналогичная матрица заполняется для рисков или угроз, которые приводят к ликвидации хозяйствующего субъекта, критическому состоянию, тяжелому состоянию, либо в небольшой степени изменяют степень достижения поставленных результатов.
В заключение всех видов анализа создается профиль среды, включающий экспертные количественные оценки важности и степени влияния каждого элемента внешней среды, а также внутреннего потенциала на деятельность хозяйствующего субъекта в будущем (таблица 3.1)[1.15.;130].
Таблица 3.1
Оценка влияния профиля внутренней и внешней среды
Наименование элемента (фактора) |
Важность влияния, балл | Степень влияния, балл | Направленность
+, – балл | ||||
Силь-
ная 3 |
Сред-
няя 2 |
Низ-
кая 1 |
Силь-
ная 3 |
Сред-
няя 2 |
Низ-
кая 1 | ||
Внешняя
среда
Политическая 1.1.1. 1.2. Экономическая 1.2.1. Демографическая 1.3.1. 1.4. Культурная 1.4.1. Научно- техническая 1.5.1. 2. Внутренняя среда |
Для принятия тактических решений и получения наиболее полной картины состояния конкуренции фирме необходим количественный анализ конкурентной среды.
Для проведения PEST-анализа рассмотрим влияние на деятельность данной организации пяти сред: политико-правовой, экономической, социально-демографической, технологической и природной. В каждой среде рассмотрим несколько наиболее важных факторов. (см. приложение 4)
Таким образом, по результатам PEST-анализа можно сделать вывод, что наибольшее влияние на деятельность данной организации оказывает экономическая среда, поэтому необходимо предусмотреть мероприятия по мониторингу, в первую очередь, этой среды.
Для
проведения SWOT-анализа рассмотрим факторы
сильных и слабых сторон, возможности
фирмы и угрозы, возникающие в связи с
наличием этих факторов. По каждому фактору
рассчитаем среднюю экспертную оценку
и отклонение возможностей от угроз. Тем
самым мы сможем определить, какие мероприятия
необходимо проводить компании в первую
очередь (см. таблица 3.1.)
SWOT-Analyse
|
Информация о работе Планирование конкурентоспособности на предприятии