Планирование конкурентоспособности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли – естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы планирования конкурентоспособности продукции
1.1. Конкурентные стратегии и преимущества предприятия ………………..6
1.2. Методология оценки конкурентоспособности предприятия …………13
Глава 2. Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Стоун-Сервис-Нева»
2.1. Общая характеристика предприятия ……………………………………...24
2.2. Анализ конкурентоспособности ООО «Стоун-Сервис-Нева»……….26 2.3.Рекомендации по повышению конкурентоспособности………………….33


Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

конкур . КУРСОВАЯ РАБОТА 2 оригинал.doc

— 592.00 Кб (Скачать)

                                   

  где а — весовой коэффициент важности параметра П (для сравниваемого и базового изделия весовые коэффициенты должны быть равны).

  Решение о включении того или иного  изделия в планируемый ассортимент продукции принимается на основе интегрального показателя относительной конкурентоспособности товара.

  Интегральный  показатель (индекс) относительной  конкурентоспособности товара (Ии) определяется по формуле[1.4.;303]:

                                    

  где — сводный параметрический индекс по потребительским параметрам; — сводный параметрический индекс по экономическим параметрам. Если Ии > 1, то оцениваемый товар превосходит по конкурентоспособности сравниваемый образец; если Ии < 1, то уступает; если Ии = 1 — находится на одинаковом уровне. На основании сделанного вывода принимается решение о включении оцениваемого изделия в ассортимент продукции. В случае отрицательной оценки могут быть приняты меры по повышению конкурентоспособности товара.

      Вообще, все  методы оценки конкурентоспособности  можно поделить на аналитические и графические (см. рисунок 2.7).

       

     

     

       
 
 
 

Рисунок 2.7.Методы оценки конкурентоспособности предприятия[1.1.;89]

 

  I. Рейтинговая оценка используется при сравнении предприятий отрасли или региона. В данном методе может быть использована документация следующего характера: результаты опроса менеджеров заказчика или данного предприятия; финансовая отчетность предприятий.

      При составлении рейтинга можно использовать десятифакторную модель, структурированную по двум основным аспектам: эффективности хозяйственной деятельности (пять факторов) и финансовой стабильности (пять факторов). Итоговый балл для составления рейтинга отдельного предприятия выводится по формуле[1.1.;88]:  

где ТМ – итоговый балл предприятия по результатам рейтинговой оценки;

Mi – балл (количественная оценка) предприятия по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления рейтинга;

Bi – вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель проведения рейтинговой оценки;

У (Mi Bi) – сумма произведений баллов отдельных показателей и их весов.

В результате все предприятия ранжируются  по сумме баллов.

      II. Оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли. Доля рынка определяется как удельный вес розничного товарооборота в общем его объеме. Увеличение или уменьшение в интервале от 0 до 100% свидетельствует об уровне конкурентоспособности[1.1.93].  

Где    MS – доля рынка субъекта;

     RС – розничный объем товарооборота;

     TC – общий объем розничного товарооборота на рынке.

     Данная  методика позволяет по характеру  распределения долей рынка выделить ряд стандартных положений его субъектов: аутсайдеры; со слабой, средней, сильной конкурентной позицией; лидеры. Величина изменения рыночной доли позволяет определить группы хозяйствующих единиц: с быстро улучшающейся, ухудшающейся, быстро ухудшающейся конкурентными позициями.

     III. Оценка конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости предполагает оценку совокупности маркетинговых, организационных и управленческих решений, т.е. экономической технологии компании. Данный метод позволяет достаточно точно выявить и оценить реальные потребности потенциальных потребителей.

     Норма потребительной стоимости величина безразмерная. Показатель Q (норма потребительной стоимости) лежит в пределах от 0 до 1. Если Q = 1, то это говорит о полной конкурентоспособности предприятия, а если Q = 0, то наоборот.

      Таким образом, общий показатель конкурентоспособности  на основе нормы потребительной стоимости  можно представить как[1.1.;94]: 
 

где: Pj – частный показатель конкурентоспособности на основе нормы потребительной стоимости по j-му блоку значимых свойств. Данный показатель рассчитывается путем деления суммы свойств продукта на сумму потребностей в нем.

     a, o, n, d, q – весовые коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от выбранной концепции маркетинга.

     V = 1/ (a+o+n+d+q)

     I = (1 - n) – количество значимых свойств и потребностей в j-ом блоке.

Данный  метод дает возможность более  точно оценить реальные потребности  потенциальных потребителей и уровень  компании из-за совокупной оценки маркетинговых, управленческих и организационных решений.

     IV. Оценка конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции предполагает оценку эффективности работы каждого из подразделений, использования ими ресурсов. В основе лежит оценка четырех групп – критериев конкурентоспособности:

     - Показатели, характеризующие эффективность  управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии.

     - Показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, кредитоспособность, стабильное развитие.

     - Показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.

   -   Показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена.

     Так как каждая группа критериев имеет  свою важность, то экспертным путем  были получены коэффициенты весомости  для каждой группы.

      Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия  производится по формуле средней  взвешенной арифметической[1.1.;33]: 

где:  С – коэффициент конкурентоспособности предприятия;

     е – значение критерия 1 группы;

     f – значение критерия 2 группы;

     s – значение критерия 3 группы;

     c – значение критерия 4 группы.

       Весь алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности состоит из трех последовательных этапов (см. рисунок 2.8):

     

       

     

     

     

     

         Рисунок 2.8. Этапы расчета коэффициента конкурентоспособности

V. Оценка конкурентоспособности на основе мотивационного комплекса оценки товарных систем «МКОТС». Чтобы сформировать конкурентоспособные составляющие товара или фирмы, нужно оценить потребности потенциального покупателя с точки зрения маркетинга.

     На  первом этапе производится определение факторов для оценки – потребностей потребителя, удовлетворяемых с её помощью. На втором этапе производится составление опросного листа (на основе полученных факторов для оценки) и, непосредственно, экспертный опрос потенциальных потребителей. Оптимальной величиной дифференциала при определении степени удовлетворенности является величина 10, так как она наиболее легко воспринимается человеком. Следовательно, оценка факторов будет производиться по 10-балльной шкале.

      На третьем  этапе производится оценка веса (значимости) факторов (см. приложение 3, п.1 опросного листа). Для этого найдем вес каждого фактора по формуле:  

Где   Wij – значимость (вес) фактора;

     У ПБ – сумма всех поставленных баллов;

     Бmax – максимальный балл по фактору;

     R – общее число респондентов.

     Мы  можем увидеть значимость для  потребителей отдельных факторов. Необходимо проранжировать полученные данные.

     На  четвертом этапе производится расчет удовлетворенности составляющими факторами по фирме (магазину) в целом и по ближайшим конкурентам (п.2, 3 опросного листа). Для этого найдем удовлетворенность для каждого фактора по формуле:

     

Где   Uij – удовлетворенность фактором;

     У ПБ – сумма всех поставленных баллов;

     Бmax – максимальный балл по фактору;

     R – общее число респондентов.

     Полученные  значения удовлетворенности могут быть проанализированы напрямую: какие факторы удовлетворяют потребителя и насколько хорошо в нашей фирме и в фирмах-конкурентах. Чем больше значение, тем больше удовлетворенность. Этот показатель позволяет определить «слабые места» фирмы относительно конкурентов и дают возможность их «подтянуть», а «сильные места» - укрепить или усилить.

      Оценка  удовлетворенности нашей фирмой в целом характеризуется «критерием потребительской удовлетворенности» (КПУ) или «общей интегральной оценкой конкурентоспособности», которая высчитывается по формуле:

 КПУ имеет смысл анализировать только в сравнении с КПУ фирм-конкурентов, или КПУ других товаров в ассортименте, либо рассматривать значение показателя в динамике. Это сравнительный показатель и по нему возможно определить рейтинг фирм-конкурентов.

          Графические методы оценки конкурентоспособности предприятия

  I. Многоугольник конкурентоспособности представляет собой графическое соединение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности и позволяет сравнить возможности предприятий (см. рисунок 2.9).[2.1]Накладывая один многоугольник на другой, можно выявить сильные и слабые стороны предприятий относительно друг друга.

       
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.9. Пример многоугольников конкурентоспособности для 3-х фирм

    Использование экспертного метода и, как следствие, снижение объективности оценок и трудность в оценке некоторых характеристик являются основными недостатками метода. Наглядность результата и удобство толкования – достоинства этого метода.

     II. Матричный метод (матрица БКГ). В основе лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, то есть являются «звездами». При наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки.

     III. Модель «привлекательность рынка – преимущества в конкуренции» представляет собой развитие матрицы БКГ и сходна по сути с моделью «General Electric». Эта матрица позволяет определить положение предприятия на рынке относительно конкурентов, а также позволяет выработать практические рекомендации по улучшению уровня конкурентоспособности.

     IV. Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии. На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции.

Информация о работе Планирование конкурентоспособности на предприятии